Государственно-политический режим в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются:
Исследование системы государственного и политического режима ;
Объективная оценка государственного и политического режима РФ;
Обозначение путей улучшения государственного и политического режима РФ.
При написании данной курсовой работы в основу изучения было положено Конституция РФ, нормативно-правовые акты, Федеральный Закон РФ, учебно - методические пособия, электронный ресурс.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Государственно-политический режим, понятие и признаки.. 7
1.1. Понятие государственно-политического режима.…………………7
1.2. Виды государственно-политических режимов. . .………………....8
Глава 2. Форма правления в России государственное устройство и политический режим…11
2.1.Форма правления в Российском государстве………………………11
2.2.Форма государственного устройства Российской Федерации……12
2.3.Политический режим Российского государства……………………14
Заключение……………………………………………………………...…16
Список литературы………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Государственнополитический режим.docx

— 51.26 Кб (Скачать)

                        Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

«Курский государственный  университет»

 

 

Факультет Юридический

Специальность 030501 (021100) Юриспруденция (Направление 030500 (521400) Юриспруденция –

Специализация 021101 – Государственное право (021102 – Гражданское право, 021103 – Уголовное право)

Кафедра теории и истории государства и права (уголовного права и процесса, гражданского права, конституционного и административного права, гражданского и арбитражного процесса)

заочная форма обучения

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

                                  «Государственно-политический режим в России»

 

 

 

 

 

Выполнил

студент 1 курса 42 группы

Сторьев Олег Сергеевич

 

 

 

Научный руководитель:

Воронов Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

                                     СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………... 3

Глава 1. Государственно-политический режим, понятие и признаки.. 7

1.1. Понятие государственно-политического режима.…………………7

1.2. Виды государственно-политических  режимов. . .………………....8

Глава 2. Форма правления в России государственное устройство  

и политический режим……………………………………………………11

2.1.Форма правления в Российском государстве………………………11

2.2.Форма государственного устройства Российской Федерации……12

2.3.Политический режим Российского государства……………………14

Заключение……………………………………………………………...…16

Список литературы………………………………………………………..22

 
                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

                                                     Введение

 

Государственно-правовой режим  выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют  друг с другом и населением, используя  определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.

Это настолько важная для  всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять  ее с формой государства вообще.

Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что  государство занимает центральное  место в любой политической системе. Недаром политические партии своей  главной целью ставят борьбу за обладание  государственной властью.

Олицетворяя особую публичную  власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно  выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации  наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений  проводится с помощью особого (в  том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов  государство может разрешать, стимулировать  либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и  движений.

В зависимости от характера  используемых государственной властью  средств и способов различают  демократический и авторитарный государственно-правовые режимы.

При демократическом режиме провозглашаются и обеспечиваются общедемократические права и  свободы, населению предоставляется  реальная возможность влиять на состав государственных органов и содержание их наиболее значимых решений, гарантируется политический плюрализм и разделение властей как основа формирования государственного аппарата.

Авторитарный режим связан с отстранением населения от управления обществом и государством с существенным ограничением его основных прав и  свобод. Различают конституционно-авторитарные и тоталитарные разновидности авторитарного  режима.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в  конституции, которая лишь формально  провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При  этом запрещается или существенно  ограничивается деятельность оппозиционных  партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком  исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается.

Тоталитарный (фашистский, расистский) режим более реакционен и связан с ограничениями не только в политической, но и в личной жизни граждан. При данном режиме любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации и государства, как правило, запрещены. К выборам в парламент (если он существует) не допускается значительная часть населения.

Особо следует сказать  о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят  временный характер.

Переходные режимы формируются  в результате победы радикальных  оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые  в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в  центре и на местах принадлежит военным  и назначаемым ими чиновникам.

Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан нормальному функционированию государственных институтов (п. 4 Закона РФ «О чрезвычайном положении»). Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.

Введение режима чрезвычайного  положения связано с запрещением  митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств  массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.д.

Решение о введении особого  режима принимается высшими представительными  органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным  уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного  положения устанавливается законом  и при необходимости может  быть продлена лишь по решению компетентных органов государства.

В юридической литературе в качестве самостоятельной разновидности  государственно-правовых режимов называют иногда либеральный режим. Однако этот режим был достаточно распространен в XIX в. Сейчас же он относится к числу переходных и имеет место лишь в странах с низким уровнем жизни основной массы населения (Индия, Филиппины), где жители вследствие своей культурной отсталости не могут осознанно пользоваться демократическими политическими институтами. Правящая в них социальная элита, опираясь на немногочисленную социальную базу, гораздо чаще использует методы насильственного воздействия, чем при демократических режимах.

Задачами курсовой работы являются:

    1. Исследование  системы государственного и политического режима ;
    2. Объективная оценка государственного и политического режима РФ;
    3. Обозначение путей улучшения государственного и политического режима РФ.

При написании данной курсовой работы в основу изучения было положено Конституция  РФ, нормативно-правовые акты, Федеральный  Закон РФ, учебно - методические пособия, электронный ресурс.

Были использованы логические методы исследования системы права и  системы законодательства, а именно:

    • Анализ;
    • Синтез;
    • Абстрагирование;
    • Конкретизация;
    • Аналогия;
    • Дедукция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Глава 1. Государственно-политический режим, понятие и признаки

1.1. Понятие государственно-политического  режима

 

Появившись в научном  обороте в 60-е гг. XX века, категория  «политический режим», по мнению некоторых  ученых, в силу синтетического характера  должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы  государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии  того периода дали начало широкому и узкому подходам в понимании  политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни  и к политической системе общества в целом. Узкий — делает его  достоянием лишь государственной жизни  и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и  методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) — испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.[2.8]

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как  в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком  своем понимании (уровень гарантированности  демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и  правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни)[1.2].

1.2. Виды государственно-политических  режимов

Какие виды политических режимов  существуют? Их очень много, поскольку  на ту или иную разновидность политического  режима оказывает влияние множество  факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические  полномочия государственных органов  и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы социальной борьбы или сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим  своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический, или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фундаменталистский.

Опыт социализма свидетельствует  о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.

Известная преемственность  и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик  позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим  разновидностям: демократическому и  антидемократическому политическим режимам[2.11].

Информация о работе Государственно-политический режим в России