Государственное устройство и управление. Образ жизни и обычаи египтян

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

Египетская цивилизация начала формироваться в IV тысячелетии до нашей эры. История цивилизации Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. Основной причиной ее возникновения, по-видимому, является переход племен, живших в том регионе, к оседлому образу жизни, чему способствовали пригодные для земледелия плодородные земли вокруг Нила. Вообще необходимо заметить, что самые древние культуры возникали возле крупных рек; это справедливо для Египта, в котором таким центром оказался Нил, в других культурах роль такого центра играли Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы Культура Египта всегда вызывала огромный интерес у соседних народов.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по культурологии.docx

— 50.50 Кб (Скачать)

В «Книге Мертвых» (гл. 26–30, 64 и 125) содержался перечень сорока двух самых тяжких для египтян грехов-преступлений. Наиболее тяжкими признавались преступления против фараона и государства  и религиозно-культовые преступления. К первым относились: измена во время  ведения военных действий, заговор  против монарха, мятеж, разглашение  государственной тайны, «переход Реки» (посещение соседнего нома без  разрешения), а также должностные  преступления. Так, при фараоне Хоремхебе (1319–1292 гг. до н. э.) началась борьба против коррупции среди чиновников и, в частности, против взяточничества, в случае которого при наличии показаний двух свидетелей виновный подвергался смертной казни. Еще один состав государственного преступления выделился в связи с теми особенностями, которые отличали древнеегипетские клятвы. В закреплявших их юридических документах обычно предусматривалось наказание, которому могло быть подвергнуто лицо, произносившее клятву, в том случае, если показание окажется ложным или если условие, подкрепленное клятвой, не будет выполнено. Если ложное обвинение грозило ответчику имущественным штрафом, то на истца помимо палочного наказания накладывался штраф.

Особо жестоко преследовались такие  преступления, как посягательства на храмовую собственность, кража погребального  имущества и ограбление некрополя. Согласно указу Сети I кража храмового  имущества наказывалась 100 ударами  и взысканием в пользу храма штрафа в стократном размере стоимости  украденного. За кражу храмового  скота вору отрезали нос и уши, после чего его отдавали в рабство  храму, а членов его семьи делали зависимыми людьми того же храма. Кроме  того, всякие святотатцы лишались права  на совершение погребальных церемоний  и обрекались на загробные кары.

Отдельную категорию составляли преступления против личности (убийство, нарушение  правил врачевания, повлекшее смерть больного) и против семьи и нравственности (прелюбодеяние, изнасилование). Постепенно обособилась и группа преступлений против частной собственности (кража, грабеж, мошеннические действия в  виде обмеривания или обвешивания  и пр.). В качестве наказания за эти преступления предусматривалось, как правило, возвращение похищенного  имущества и выплата в качестве штрафа дву- или трехкратной стоимости украденного в пользу потерпевшего. Ростовщичество преследовалось в связи с тем, что оно относилось к низким ремеслам, не достойным добропорядочного подданного; им могли заниматься только чужеземцы (евреи, критяне, финикияне). В «Поучении Аменемопе» содержится следующее предписание: «Не тщись найти выгоду, чтобы обеспечить свои [плотские] возжелания. Если ты приобрел богатства грабежом, они не проведут и ночи с тобой; на рассвете они уже вне дома твоего».

Основной целью наказания было устрашение. В «Поучении Мерикара» были заложены некоторые общие принципы и основы системы наказаний: «Остерегайся карать опрометчиво! Не убивай — нет тебе в этом пользы, наказывай побоями и заключением; благодаря этому будет заселяться эта страна; исключение лишь для бунтовщика, чей замысел раскрыт». В систему наказаний входили: смертная казнь (сажание на кол, отдача на съедение крокодилам и пр.); заключение в тюрьму; обращение в рабство; ссылка на каторжные работы в Эфиопию, Нубию и другие страны; телесные и членовредительные наказания; лишение звания и превращение должностного лица в ремесленника или земледельца; денежный штраф; конфискация частных рабов в пользу государства.

Фараон мог использовать свое право помилования преступников.

Помощники фараона, участвовавшие  во всех крупных судебных процессах  и расследованиях, именовались «кравчими» (убау). Главные убау (верховные судьи-номархи Верхнего и Нижнего Египта) вершили суд от имени царя, царского женского дома и шести верховных судебных присутствий. Джати лично контролировал всю судебную процедуру в храмовых судах-кенбетах. Однако жрецам кенбета удавалось освобождать свои судебные решения от контроля джати благодаря распространенной практике обращения к судебным «божественным» оракулам, что давало возможность разбирать многие судебные дела, не связанные непосредственно с храмами и их владениями.

 

 

 

РЕЛИГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

      Устное народное творчество способствовало появлению художественной литературы и мифов древних египтян. Большое количество сохранившихся благодаря наличию письменности произведений египетской литературы свидетельствуют о высоком уровне развития культуры, о таланте египетского народа. 
       Изобразительное искусство, так же как и литература, было сильно проникнуто религиозной идеологией. Возникнув в глубокой древности, в архаическую эпоху, оно развивалось вплоть до позднего упадка египетской культуры, когда Египет находился под властью римлян.  Боги для древних египтян – не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и закона, но и создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое, т. е. Священное, письмо понималось как «слово бога», и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту – Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов. Согласно преданию, некоторые важнейшие ритуально-магические тексты были найдены у подножия статуи этого бога в Гермополе еще в эпоху Древнего царства. С Тотом часто ассоциировались богини Маат и Сешат, ведавшая счетом, письмом, составлением летописей и строительством. Патрон древнейшего центра египетского художественного творчества Птах считался творцом искусств и ремесел. Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно была велика. Уже тогда, вероятно, в тесной связи с ними возникали особые скриптории «дома жизни», где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, на основе которых составляли летописи.Чувствуя свое бессилие перед природой, древний египтянин наделял явления природы и отдельные предметы сверхчувственной силой, пытаясь в то же время, использовать эту силу в своих интересах. Культ фетишей восходит к эпохе архаики. Остатки первобытного фетишизма долго сохранялись в египетской религии. К глубокой древности восходит в Египте культ священного камня, возникший, очевидно, в пустыне. С культом камня связано применение обелисков в архитектуре. В форме священной гробницы царя – пирамиды – возможно, сохранилось далекое воспоминание о культе гор и скал.С ростом земледельческого хозяйства в религию египтян начали проникать представления о «священной земле», «богине – матери природы» и исконно древнем боге земли Гэбе. В условия долины Нила земледелие было возможно только на основе искусственного орошения. Поэтому в воде египтяне видели великую первородную стихию, которая дает жизнь и пропитание человеку. Культ божественной воды находил свое выражение в сложном ритуале очищений и возлияний, которые должны были совершать все жрецы вплоть до первосвященников и самого фараона. С надеждой и страхом смотрел египтянин на стихию огня, которая необходима и полезна для людей. Особые магические заклинания должны были охранить человека от силы огня и дать ему власть над огненной стихией. Египтянин населял весь растительный и животный мир духами, богами и богинями, видя в отдельных растениях, деревьях и зверях обиталище и воплощение определенного божества. Культ животных – одна из форм древнего тотемизма – был широко распространен начиная с архаической эпохи. В древних столицах Египта – в Мемфисе и Гелиополе – поклонялись священным быкам Апису и Мневису. Образ священного быка впоследствии слился с образом обоготворенного царя, как бы наделенного сверхъестественной силой. Бог творческой силы Хнум изображался в виде барана. Распространение получил культ священной коровы – богини Хатхор. Поклонение священным животным отразилось в культе и титулах царя. Покровителями царской власти считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Самого царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса). Культ предков и заупокойный культ способствовали идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне верили, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой сверхчувственный мир. Полагая, что загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни. Стремление сохранить умершему вечную жизнь выразилось прежде всего в погребении тела. Тело умершего искусственно сохраняли для вечной жизни. С этой целью внутренности вынимались и сохранялись в особых сосудах (канопах), а тело пропитывалось соляными растворами и смолистыми составами. Мумию тщательно обертывали множеством льняных покровов. На стенах комнат внутри гробницы обычно изображали умершего, его семью и его имущество. Тут же рисовали сцены охоты, рыбной ловли, ремесленников за работой и различные картины домашнего быта. Эти изображения снабжались объяснительными надписями и даже цифрами. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался. Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным – видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало. Обоготворяя явления и силы природы, египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с представлением о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворенного предка. В период Древнего Царства, когда эти верования стали облекаться в богословскую форму, древний бог воды и растительности Озирис превратился в центральную фигуру заупокойного культа. С появлением в период Среднего Царства среднего свободного люда заупокойный культ несколько видоизменяется. Религиозно-магические надписи, «обеспечивавшие» ранее загробную жизнь лишь царям и аристократам, стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, принадлежавших людям среднего достатка. Молитвы и заклинания, писавшиеся в период Среднего Царства на стенках саркофагов, в эпоху Нового Царства уже пишутся на свитках папирусов, образуя «Книгу мертвых», в которой содержатся многочисленные заклинания, гимны богам, описания загробного мира и судьбы человека после смерти. Египтяне считали солнце грозной стихией небесного огня, царившего в мертвой пустыне. Центром солнечного культа в древнейшие времена был город Иуну, который греки называли «город солнца» (Гелиополь). В течение Древнего Царства культ солнца постепенно превращается в связи с централизацией управления страной в государственный культ верховного бога солнца Ра. В период Среднего Царства, когда центром Египта стали Фивы, местный фиванский бог Амон провозглашается верховным богом. Гимны, составленные в честь нового бога Амона-Ра, изображают его изначальным верховным богом, создавшим весь мир. Своего высшего развития культ солнца достиг при фараоне Эхнатоне, когда бог солнечного диска Атон был объявлен единым верховным государственным богом. После смерти Эхнатона его религиозная реформа была ликвидирована, культ Амона был восстановлен. Религия использовалась для укрепления власти царя и авторитета государственной власти. Проповедовалось учение о том, что он наделен властью непосредственно богами и поэтому царю необходимо повиноваться, как земному богу. Египетского фараона называли «благой бог» и «великий бог», «сын солнца о плоти его»; в честь обоготворенного царя воздвигались храмы; царя хоронили в грандиозных гробницах; в искусстве и литературе царя изображали как сверхъестественное существо, родившееся от бога. В пирамидах V – VI династий сохранились «Тексты Пирамид», подробно описывавшие загробное блаженство на небе обоготворенного властителя, которого боги принимают в свою среду. Развитие культа царя во многом изменило основные формы египетской религии. Древние боги природы постепенно превратились в государственных богов – покровителей государства, царской власти и фараона. Так, бог умирающей и воскресающей природы Озирис превратился в царя загробного мира, а древний бог солнца, сохранявший свой тотемный облик сокола, - бог Гор – стал охранителем царя, его имя «Гор» – одним из священных титулов фараона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. ПИСЬМЕННОСТЬ. ОБРАЗОВАНИЕ

Подъем культуры и науки  при VII династии кажется особенно впечатляющим на фоне упадка предшествующих времен. Особенностью развития является демократичность, доступность итогов культурного  научного прогресса для рядового среднего египтянина.

Демократичность особенно ярко проявляется в развитии научных  знаний периода Среднего царства. Общий  уровень науки, безусловно, повысился, и это следует считать естественным резултатом подъема общественной и хозяйственной жизни в период Среднего царства. Но одновременно намечается тенденция к популяризации добытых знаний. Именно Среднему царству принадлежат первые математические и медицинские тексты, содержащие практические и конкретные задачи: Московский математический папирус и математический папирус Рунд Британского музея, кахунский папирус, магико-медицинские папирусы IV и V Ремессеума и др. По сути некоторые из них являются задачниками в современном понимании этого слова и явно могли быть использованы для обучения.

Среднеегипетская математика во многом была подчинена нуждам землемерной  науки, отсюда вытекает приоритетность некоторых направлений ее развития. Достижения математиков периода  Среднего царства можно отметить в области решения сложных  задач с образованием дробей (хотя при этом методика весьма трудоемкая и нерациональная), при проведении операций с привлечением понятия  неизвестного. Неудивительно, что от эпохи Среднего царства сохранилась  древнейшая запись обмера страны, погрешности  которой были бы вполне приемлемы  и для более поздних эпох. Полученные данные позволили создавать достаточно сложные карты-схемы египетских городов и крепостей.

Разрешению еще одного направления практических задач, обеспечению  нужд строителей и архитекторов способствовали наработки египетских математиков  по вычислению поверхности полушария  и объема пирамиды (в том числе  и усеченной). Египтяне периода Среднего царства используют уже число "Пи", принимая его равным 3,16 и в целом  погрешности при вычислении площадей сферических поверхностей не выходят из пределов допустимых. Вместе с тригонометрией объемных тел нужды архитектуры обусловили разработку системы правил золотого сечения.

Навыки работы с математическими  величинами круга и шара позволяли  египетским астрономом создавать достаточно точные (на наш взгляд) картины звездного  неба. Списки созвездий, выделяемых египтянами, нередко встречаются на саркофагах владык, заставляя предполагать наличие  сакрального смысла за каждой из выделенных звездных систем.

От эпохи Среднего царства  сохранился результат одной из попыток  обобщения разнонаправленных ветвей научного анализа действительности. Это очень интересный документ, первый в мире словарь, напоминающий по принципам  построения современную энциклопедию. В своеобразном сборнике содержится перечень свыше 300 названий различных  птиц, растений, животных, обозначений частей тела, наименований городов и крепостей, сортов масла. Среди всего прочего приводится 20 сокращенных обозначений пород и видов скота.

До наших дней дошли  источники, подтверждающие высокий  уровень, достигнутый медиками того времени. Это остатки лечебника  женских болезней и справочник ветеринара с указаниями по практическому применению некоторых растительных и животных лекарственных средств. Кроме того, в позднейших медицинских трактатах  Нового времени ярко прослеживается знакомство их авторов с несохранившимися трудами Среднего царства.

В Древнем Египте использовали три системы письма: иероглифическую, иератическую и демотическую. Иероглифическая  система, изобретенная за 3000 лет до н.э., представляет собой самую раннюю форму древнеегипетской письменности. Ее элементами являются картинки, или  пиктограммы, а использовалась она  для религиозных текстов. Иератическое письмо - это упрощенная, скорописная  форма иероглифического, употреблявшаяся  при составлении юредических и деловых документов. Демотическое письмо, еще один вид скорописи, возникло примерно в 600г. до н.э. 

Его использовали в каждодневной жизни для самых разных целей, тогда как иероглифическая и  иератическая системы в то время  применялись лишь для религиозных  текстов.

Единственная проблема с  египетской письменностью - проблема, стоявшая перед учеными почти 2000 лет,- состояла в том, что до самого начала 19-го столетия ни один человек  не мог ее понять.

В 1799г. в Розетте, неподалеку от Александрии в Египте, был найден большой черный базальтовый камень, с записью декрета фараона  Птолемея 5. На нем были сделаны записи в трех системах письма: иероглифической, демотической и на греческом языке. Этот камень, названный Розеттским, оказался одной из наиболее важных находок для египтологов, поскольку он содержал ключ к пониманию иероглифическую письма. Сопоставляя греческий и иероглифический тексты, француз по имени Ж.Ф. Шампольон сумел в конце концов разгадать тайну иероглифов. Это произошло в 1822г. Последовавший затем перевод письменных документов дал нам огромное количество информации о Древнем Египте.

Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли  дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Выполняя родительский долг наставника, египтяне считали, что  поступают праведно и обеспечивают счастливое существование предкам  в загробном мире. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, на одну чашу весов кладут душу, а на другую "кодекс поведения". Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь  в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения, которые служили стимулом формирования нравственности и отражали идею крайней  важности воспитания и обучения: "Подобен  каменному идолу неуч, кого не обучал отец".

      Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям  и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: "Послушание — это наилучшее у человека". Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: "Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из  того, что говорю я тебе". Наиболее эффективны для достижения  подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал". Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Приверженец таких традиций, автор "Поучения гераклеонольского царя" (ХШ в. до н. э.) писал: "Всегда следуй отцам и предкам своим". С этими традициями был тесно связан обычай передачи профессии по наследству — от отца к детям. К примеру, в одном из папирусов перечислены 25 поколений строителей, принадлежавших к одной семье. Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели воспитания постепенно пересматривались. Древний папирус, относящийся к 1-му тысячелетию до н. э., свидетельствует, что уже тогда появились различия в понимании того, каким надлежит быть человеку. Автор явно спорит с теми, кто отходил от традиционной покорности и безынициативности. Он пишет, что такие люди уподобляются растению, лишенному  тепла и воды.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

      На протяжении более 3500 лет, художники придерживались форм и канонов, которые были разработаны ещё во времена Древнего царства, следуя строгому набору принципов, сохранявшихся даже в периоды иностранного влияния и внутренних изменений. Эти художественные стандарты выражались в простых линиях, формах, характерной плоской проекции фигур, без указания пространственной глубины, что создавало ощущение порядка и баланса композиции. Изображения и текст были тесно переплетены на усыпальницах и стенах храмов, гробницах, стелах и статуях. Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и желтая охра), медные руды (синий и зеленый), сажа или древесный уголь (черный) и известняк (белый). Их могли смешивать с гуммиарабиком для вязкости и разделять на куски, которые могли быть смочены водой при необходимости. Хотя каноны древнеегипетского искусства сохранялись на протяжении тысячелетий, художественный стиль некоторых периодов отражал изменение культурных и политических взглядов. Так, в Аварисе были найдены фрески в минойском стиле, появившиеся после вторжения гиксосов, а в период правления Эхнатона получило развитие «Амарнское искусство», для которого характерно реалистичное изображение окружающего мира. Искусство Древнего Египта было вновь открыто учёными, во время Египетского похода Наполеона. В результате экспедиции было собрано и вывезено в Европу огромное количество памятников истории.     Выдающимися архитектурными постройками Египта, несомненно, являются пирамиды. Они являются средоточием достижений древнеегипетской науки в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии. В пригороде Каира - Гизе - находятся 3 крупнейшие пирамиды Египта - фараона Хеопса, Хафра и Менкаура, отнесенные греками к семи чудесам света. Всего в Египте насчитывают около 80 пирамид. Самая грандиозная из них - пирамида Хеопса: ее высота 146. 6 метров, длина основания 233 метра. Она сложена из 2300000 каменных блоков, массой около 2, 5 тонн каждый. До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотонные камни поднимали на такую высоту, а также то, как были пригнаны камни друг к другу, если между ними нельзя просунуть даже лезвие ножа. Пирамида считалась домом умершего фараона, ее форма означала вечность, а отношение граней - Божественную Гармонию Вселенной. В эпоху Среднего Царства, ознаменованную интенсивным храмовым строительством, архитектурный стиль Древнего Царства был переосмыслен и усовершенствован. Пирамиды в эту эпоху строились довольно редко (в основном из кирпича, а не из камня; гораздо меньшие по размерам) и уступили место гробницам, высеченным в скале (например, храм Менхутотепа I был вытесан в скале и сочетал в себе пирамидальную форму и тип скальной гробницы). Осуществлялось и большое городское строительство. К началу же I тысячелетия до нашей эры для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие тайники. Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды Разграбление усыпальниц фараонов было свойственно всем периодам древнеегипетской истории..

Информация о работе Государственное устройство и управление. Образ жизни и обычаи египтян