Государственное устройство и управление. Образ жизни и обычаи египтян

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

Египетская цивилизация начала формироваться в IV тысячелетии до нашей эры. История цивилизации Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. Основной причиной ее возникновения, по-видимому, является переход племен, живших в том регионе, к оседлому образу жизни, чему способствовали пригодные для земледелия плодородные земли вокруг Нила. Вообще необходимо заметить, что самые древние культуры возникали возле крупных рек; это справедливо для Египта, в котором таким центром оказался Нил, в других культурах роль такого центра играли Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы Культура Египта всегда вызывала огромный интерес у соседних народов.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по культурологии.docx

— 50.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

       Египетская цивилизация начала формироваться в IV тысячелетии до нашей эры. История цивилизации Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. Основной причиной ее возникновения, по-видимому, является переход племен, живших в том регионе, к оседлому образу жизни, чему способствовали пригодные для земледелия плодородные земли вокруг Нила. Вообще необходимо заметить, что самые древние культуры возникали возле крупных рек; это справедливо для Египта, в котором таким центром оказался Нил, в других культурах роль такого центра играли Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы Культура Египта всегда вызывала огромный интерес у соседних народов. "Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака, и др.). Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, исследовании дробей у греческих математиков и во многом другом. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщениям, проводили много лет у них в ученичестве.  
Египет дает нам, пожалуй, самый яркий пример той стадии становления древней восточной культуры, где практические достижения и развитость прагматически ориентированной рациональности сочетается с основополагающей ролью чувств и образов, доставшихся в наследство от первобытного мифа. Человек здесь уже начинает чувствовать первые импульсы к установлению своей духовной сущности, но еще не умеет их реализовать.

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И УПРАВЛЕНИЕ. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБЫЧАИ ЕГИПТЯН

Время появления одного из древнейших государств относится большинством египтологов к XXXIV–XXXI вв. до н. э. Правовые принципы и отдельные нормативные предписания древних египтян отражались в различных мифических преданиях о богах, жизнеописаниях фараонов, храмовых хрониках, жреческих трактатах, типологизированных поучениях образу жизни и профессиональным занятиям (например, «Поучение Ипуcера», «Поучение Мерикара», «Поучение Птахотепа»), а также в «Книге мертвых», «Текстах пирамид» и других надписях на стенах храмов, на фресках, обелисках и папирусах.

К древнейшим источникам египетского  права относятся обычаи, тесно  связанные с мифическими предписаниями  и религиозными нормами. Согласно легенде  начало древнейшему законодательству Египта положил бог Тот, якобы  передавший египетским жрецам 42 священные  книги, первые тринадцать из которых  были посвящены полномочиям фараона  и основным законам. В «Мемфисском  трактате», составленном жрецами бога Птаха в период Древнего царства, описываются деяния богов-творцов, не только создавших номы и храмы, учредивших ритуалы и жертвоприношения, но также провозгласивших всеобщую гармонию, особый общественный порядок  и истину в форме важнейшего для  египтян принципа справедливости, называемого  маат и воплощенного в одноименном образе богини Маат. В «Поучении Мерикара» говорится о древних канонах египтян, обычаях-императивах поведения: «Уподобляйся своим отцам и своим предкам… смотри, их речи сохранны в (древних) письменах. Разворачивай (папирусные свитки), чтобы ты мог их читать и поступать сообразно знанию… Твори маат, и ты будешь долго пребывать на земле».

Магические предсказания и ритуалы, игравшие роль свода мифологически  закрепленных законов и детально регламентировавшие жизнь каждого  египтянина, по традиции осуществлялись жрецами.

Жречество выступало в Древнем  Египте своеобразным гарантом высокой  управляемости населением и некоторой  унифицированности правопорядка. Начиная с эпохи Древнего царства роль верховного жреца — «вещателя маат» выполнял джати, совмещавший административные обязанности с жреческими и собственно судейскими функциями. Жрецы нередко по соглашению с фараонами оглашали в каждом номе специальный календарь благоприятных и несчастливых дней. Согласно этим магическим предписаниям египтяне не имели права в определенные дни осуществлять торговлю, обращаться в суд, отправляться в морскую экспедицию и пр. Специальные представители номового жречества на местах утверждали в окончательном виде и все постановления общинных судов по имущественным и семейным спорам.

Большое значение в качестве источника  права имело законодательство фараонов. Оно было весьма подвижным, а сам  фараон рассматривался как постоянно  действующий живой источник своих  законов. Возможно, именно потому, что  застывший письменный закон был  несовместим с божественным величеством  фараона, который не мог ограничиваться в своих инициативах, попытки  крупных систематизаций законодательства были так редки в истории права  Древнего Египта. Своеобразные своды  древнеегипетского права были составлены при четырех следующих фараонах: при фараоне первой правящей династии Менесе (конец IV тыс. до н. э.), при фараоне Сазихисе в эпоху Древнего царства, при фараоне ХХ династии Рамсесе II Великом и при фараоне XXIV династии Бокхорисе (720–715 гг. до н. э.).

     В целом ряде случаев силу источника права приобретали судебные решения фараона и джати, административные распоряжения высших должностных лиц, а также международные договоры. Так, известен торговый договор египетской царицы Хатшепсут (1525–1503 гг. до н. э.) с царем Параху, главой государства Пунт (современное Сомали). Мирный договор 1296 г. до н. э., заключенный между фараоном Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III, является первым известным в истории международным договором, содержащим основные принципы древневосточной дипломатии: 1) оба государства отказывались от применения силы друг против друга и брали на себя обязательство решать все недоразумения путем переговоров;2) стороны заключали военный союз на случай, если одно из договаривающихся государств станет объектом нападения со стороны третьего, и обязывались оказывать друг другу вооруженную помощь; 3) они заявляли об обоюдной выдаче преступников знатного и незнатного происхождения.

В Древнем Египте, экономика которого имела преимущественно аграрный характер, особым образом регламентировались сфера имущественных отношений  и сфера оборота земель. Здесь  был разработан свод (каталог) всех земель страны — «Книга росписи  земель Верхнего и Нижнего Египта», где все земли были расписаны  по держателям полей (храмы, управления царской администрации, конкретные лица) на текущий год. Будучи верховным  собственником земельного фонда  страны, фараон («властелин всего, что  обходит солнце») мог жаловать пахотную землю в качестве вознаграждения за службу отдельным жрецам, воинам и другим своим подданным вместе с обслуживающими ее государственными рабами и инвентарем. Такие земельные  пожалования («дом номарха») приобретали  статус временного частного землевладения (джет), хотя государственные чиновники продолжали управлять этими землями и взимать с них часть дохода. Постепенно эти землевладения приобретали статус частной собственности («дом отца моего»). В правовых документах, освещающих введение государственных служащих в должность, указывалось, что, во-первых, должностное владение неделимо (кто владеет домом, тот владеет и всеми остальными частями этого совокупного владения); во-вторых, его нельзя было унаследовать без назначения на ту же самую должность; в-третьих, запрещено пользоваться двумя неделимыми должностными владениями во избежание путаницы при исполнении связанных с правом владения обязанностей.

Однако сохранение титула собственности  на землю за фараоном усложняло порядок  передачи права собственности на землю (этот порядок включал в  себя ряд формальностей, ритуалов и  пр.). Так, после составления письменного  договора купли-продажи, скрепления его  клятвенными заверениями и религиозного освящения совершался торжественный  обряд ввода покупателя во владение в присутствии царского или храмового  сановника. В состав царско-храмового  хозяйства помимо землевладений  входили царские виноградники, каменоломни, медные и серебряные рудники, зернохранилища и пр. Все водные источники в  Древнем Египте считались собственностью фараона и облагались в местных  хозяйствах особым налогом, который  распространялся на воду не только в каналах, водоемах, колодцах, но даже в бурдюках и на деревья, в тени которых эти бурдюки вешались.

Согласно преданию жрецам издревле принадлежала третья часть земель Египта, предназначавшаяся для службы богам  и предкам и исполнения священных  обрядов.

Остальной земельный фонд поступал в непосредственное управление общинных старост (ксерпов), которые получали участок земли («дом») за пределами общины из фондов фараона или местного храма. Но земли крестьян также считались собственностью фараона, и за пользование ими землевладельцы-общинники платили налог в качестве арендной платы. Земельный надел мог передаваться по наследству только по мужской линии и при условии правильного культивирования почвы наследодателем.

Отдельную категорию составляла семейная собственность, находившаяся под контролем  старшего члена семьи, особо оберегавшего так называемую культовую собственность  для погребальных целей. К категории  священных земель, на которых, в частности, запрещалось возводить частные  постройки или разбивать сады, относились земли под дворцово-храмовыми  сооружениями, усыпальницами, стелами, обелисками, гробницами священных животных и птиц (например, священных соколов).

В многочисленных документах и надписях, касающихся оформления различных обязательств, встречаются клятвы, которые стороны  произносят по требованию суда или  по собственной инициативе.

В специальные «дома записей» (или  «дома списков» — центральный, столичный, и номовые), которые являлись своеобразными государственными архивами, поступали на длительное хранение большинство деловых документов, удостоверявших характер и происхождение той или иной земельной и прочей собственности, включая сведения о должностях и служебных владениях, копии документов по купле-продаже, аренде и др. Дошедшие до нас источники подтверждают высший юридический авторитет всякого рода справок-сведений, выдаваемых по запросу чиновников и судей «домами записей».

За нарушение обязательств древнеегипетское законодательство предусматривало  штраф, равный двукратной стоимости  предмета обязательства. В судебной практике встречались дела об оговорках, связанных с нарушением обязательств по не зависящим от сторон причинам. В таких случаях договоры расторгались в судебном порядке, а стороны  возвращались в первоначальное положение.

Важной составной частью формировавшейся  древнеегипетской правовой системы  стали нормы брачно-семейного  и наследственного права. Хорошо известны слова Геродота о положении  женщины в египетском обществе, которое  явно было более независимо по сравнению  с положением женщины в других странах древности: «Женщины у них  посещают площадь и торгуют». Продолжая играть на протяжении всей истории Древнего Египта значительную роль в социальной и хозяйственной жизни всего общества, женщина и в семье занимала довольно высокое положение в качестве «владычицы дома». В связи с этим получил распространение брак-партнерство с правом голоса свободной женщины при оформлении брачного контракта, в котором закреплялось не только раздельное супружеского имущество, но и свобода развода. Каждый брачный договор сопровождался символическим обрядом обмена «брачными» браслетами (впоследствии — железными кольцами) и передавался на утверждение джати. Последний четко следил за тем, чтобы в тексте контракта содержалась детальная опись имущества жены, определялись суммы обязательных для мужа выплат на содержание его супруги. Для египтян понятия «построить дом» и «взять жену» были синонимами. Свадебный обряд был достаточно прост, так как основная часть брачной церемонии заключалась в переходе невесты с ее приданым из отцовского дома в дом жениха. После свадьбы муж продолжал обычно называть жену «сестра» (сенет), а не «супруга» (хемет), как ее называли родственники по линии мужа.

Вполне официально заключались  браки между родственниками (например, дядьями и племянницами), а также  признавались полигамные браки для  фараонов и отдельных чиновников. Старшая жена в гареме фараона (как  правило, приходившаяся ему старшей  сестрой) ведала к тому же организацией дворцового ритуала, занимая должность  «хозяйки дома царя». В современной  литературе нередко говорится о  частом заключении браков между братьями и сестрами, однако это было характерно лишь для высшего сословия и царского рода. Так, один из царских судей  Камбизу, отвечая на связанный с этим вопрос, сказал: «Никакой закон этого не разрешает, но закон дозволяет фараону делать все, что он хочет». Кроме того, в Древнем Египте среди фараонов и высших сословий сложилась практика замены умершего супруга его братом или близким родственником, когда новорожденный умершего сразу объявлялся «богом данным отпрыском».

На протяжении всей истории древнеегипетского  права сохранялась раздельность имущества мужа и жены, и хотя жена могла по завещанию наследовать  мужу, естественными его наследниками были все же только дети. Для передачи жене своего имущества муж должен был, как правило, ее удочерить. Своей  собственностью женщина была вправе распоряжаться самостоятельно, завещать, продавать и приобретать. По женской  линии могло также переходит землевладение и связанный с ним должностной титул отца, мужа или брата.

«Старшим сыном» и наследником  согласно воле главы семьи мог  быть объявлен любой из детей, в том  числе от предшествовавших браков. Важнейшей обязанностью и священным  долгом сыновей являлись достойные  похороны отца и постоянная забота о его гробнице. Дочь наследовала  наравне с братьями, и наследство могло передаваться как по мужской, так и по женской линии. Если женщина  оказывалась старшей, а братья и  другие сестры были малолетними, она  назначалась «управительницей»  над всеми наследниками. Остальные  дети, как правило, отстранялись от наследства, работали на положении  низших членов в хозяйстве патриархальной семьи и со временем были обязаны  выйти из ее состава в качестве немху.

Зарождавшемуся уголовному праву  в Древнем Египте были присущи  специфические особенности. Римский  историк Аммиан Марцеллин оставил интереснейшее описание древних египтян, свидетельствующее об особенностях их поведенческой психологии, причинах конфликтов и правонарушений. Они «легко приходят в возбуждение по любому поводу, спорщики и жестокие упрямцы. У них стыдится тот, кто не может показать множество шрамов на теле за отказ платить подати, и до сих пор не могли еще изобрести орудие пытки, которое могло бы у какого-нибудь закоренелого разбойника в этой стране вырвать против воли настоящее его имя».

Информация о работе Государственное устройство и управление. Образ жизни и обычаи египтян