Государственное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

Государственное управление - это практическое, организующее и
регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в
целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную
силу.

Работа содержит 1 файл

теория организации.Организ. как система.DOC

— 305.50 Кб (Скачать)

Эти нормы изложены в глав3 III ФЗ от 31.07.95 г. «Об основах ГС в РФ» - «Основы правового положения государственного служащего» (Ст. 9 – Ст. 20).

Например:

Статья 9. «Права госслужащего» 

1. Государственный  служащий имеет право на:

1) ознакомление  с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

2) получение  в установленном порядке информации  и материалов, необходимых для  исполнения должностных обязанностей;

3) посещение  в установленном порядке для  исполнения должностных обязанностей  предприятий, учреждений и организаций  независимо от форм собственности;

4) принятие решений  и участие в их подготовке  в соответствии с должностными  обязанностями;

5) участие по  своей инициативе в конкурсе  на замещение вакантной государственной  должности государственной службы;

6) продвижение  по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

7) ознакомление  со всеми материалами своего  личного дела, отзывами о своей  деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации  за счет средств соответствующего бюджета;

9) пенсионное  обеспечение с учетом стажа  государственной службы;

10) проведение  по его требованию служебного  расследования для опровержения  сведений, порочащих его честь и достоинство;

11) объединение  в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических  и профессиональных интересов;

12) внесение предложений  по совершенствованию государственной  службы в любые инстанции. 
 
 

5. Сущность, особенности и методы государственного регулирования экономики в условиях рыночной трансформации.

Во всех экономических  системах государство регулирует экономику. Ясно также, что подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.         

 Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали  и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Теоретически  понятие ГЭП шире ГРЭ, так как  первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

Объективная возможность  ГРЭ появляется с достижением  определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

В современных  условиях ГРЭ является составной  частью процесса воспроизводства. Оно  решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна  роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Для уяснения механизма  ГРЭ целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития ГРЭ.

Субъектами экономической  политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители  хозяйственных интересов  — это социальные группы, отличающиеся друг от друга        ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. 

6.Основные направления современной социальной политики России.

Причины кризиса социальной сферы в России:

- отсутствие  стратегии и ошибочная тактика  в осуществлении СП государства;

- подсистема  управления социальными процессами  не встроена в общую систему руководства экономическим развитием;

- слабая законодательная  и нормативно-правовая база СП  государства;

- заимствование  зарубежного опыта без учета  особенностей его применения  в России;

      - отсутствие  прогноза изменений социальных  проблем.

Две основные цели проводимых в России реформ в области СП: повысить уровень благосостояния населения двигаясь к рыночной экономике западного образца, расширить индивидуальные свободы и обеспечить защиту гражданских прав.

      1. Общие вопросы политики доходов населения.

      2. Политика в сфере труда и трудовых отношений:

        политика  в области оплаты труда;

        социальное  партнерство;

        охрана  труда и социальное страхование;

        защита  трудовых прав граждан;

        политика  занятости при структурной перестройке  экономики.

3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и слабообеспеченных слоев населения:

        пенсионное  обеспечение;

        социальная  помощь;

        социальное  обслуживание населения.

      4. Основные направления развития отраслей социальной сферы:

        охрана  здоровья населения;

        физическая  культура и спорт;

        образование;

        наука;

        культура;

        жилищная  сфера.

5. Социальная защита отдельных групп населения – вынужденные мигранты, беженцы из районов экологического бедствия).

        Миграционная  политика:

        вынужденная миграция;

        защита  прав и интересов соотечественников  проживающих за рубежом. 
         
         
         
         

8.Федеративное  устройство России

Россия  – федеративное государство. Федерализм – одна из основ конституционного строя России и конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Конституции РФ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В состав Российской Федерации входят 89 равноправных субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Они являются равноправными субъектами Российской Федерации.

Согласно Конституции (п.2 ст.5) республика (государство) имеет  свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ – свой устав и законодательство.

Федеративное  устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Все субъекты Российской Федерации равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Организация государственной власти субъектов Федерации происходит путем принятия конституций и уставов субъектов Российской Федерации.

В отличие от основного принципа деятельности органов  государственной власти РФ (разделение властей), органы субъектов РФ дополнительно подчиняются также принципу разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации, выделения предметов их раздельного ведения. Часть 2 ст. 76 Конституции РФ определяет, что по предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В конституциях и уставах субъектов Федерации  закреплены общие принципы административно—территориального устройства: республика, область, край, город федерального значения, автономная область, автономный округ обладают собственной территорией. Вопросы административно—территориального устройства субъекта Федерации являются компетенцией самого субъекта; территория субъекта не может быть изменена без его согласия. 
 

9.Основные признаки и функции государства 
Государство – центральный институт политической системы. Понятие «государство» используется в двух значениях: 1) Гос-во – организатор политической жизни общества 2) Гос-во – политическая организация общества, система публичной власти, воплощающая право и силу. Признаки: 1) Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение организацией всего населения, появление слоя профессиональных управленцев 2) Территория, ограниченная четко-определенной границей. 3) Суверенитет, т.е. наличие верховной власти государственных органов на данной территории. 4) Монополия на легальное применение силы и физическое принуждение. 5) Право взимания налогов и сборов с населения 6) Обязательность гражданства 7) Претензия на представительство общества как целого и на защиту общих интересов и общего блага.

Функции государства: 1) Политическая 2) Экономическая 3) Социальная 4) Идеологическая В соответствии с функциями гос-ва создается структура органов управления. К ним относятся: 1) Представительные 2) Исполнительно-распорядительные 3) Судебные 4) Охраны общественного порядка 5) Национальной безопасности 6) Надзорно-контрольные.

Структура органов  управления: Государственный аппарат  – совокупность органов, учреждений, организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. Основную роль в нем играют должностные лица. Государственный аппарат состоит из государственных органов, как учреждений, создаваемых для осуществления определенного вида государственной деятельности. Они обладают определенными признаками: а) Действуют от имени государства б) Имеют право издавать определенные государственные акты и осуществлять контроль за их исполнением в) Выполняют четко определенные виды государственной деятельности г) Имеют ресурсы для осуществления намеченных функций. 

Информация о работе Государственное управление