Государственное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

Государственное управление - это практическое, организующее и
регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в
целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную
силу.

Работа содержит 1 файл

теория организации.Организ. как система.DOC

— 305.50 Кб (Скачать)

  1. Объект и предмет государственного и муниципального управления.

     Государственное  управление - это практическое, организующее и

регулирующее воздействие  государства на общественную жизнедеятельность  людей в

целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную

силу.

     Государственное управление в широком понимании — это регулирующая

деятельность государства  в целом (деятельность представительных органов власти,

прокуратуры, судов, и т. д.).

     Государственное управление в узком понимании — это административная

деятельность, т. е. деятельность органов исполнительной власти,

исполнительно-распорядительных органов государства по осуществлению

исполнительной  власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов.

     Местное самоуправление — это децентрализованное государственное

управление, осуществляемое на уровне субъектов государства (регионы, области .)

     Наука ГУ - целостная система знаний об общих явлениях и закономерностях

организации и  деятельности ГУ. Предметом науки государственного управления

является структура  и деятельность органов, составляющих аппарат государства и

публичных коллективов.

В качестве объективных основ государственного управления следует назвать:

1.Природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию

на земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф,

водные ресурсы, географическое расположение и т.д. диктуют людям отвечающие им

технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.

2.Естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие

длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей, типы

градо- и домостроений, характер поселений, технологии земледелия, виды

коммуникаций, способы  и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции,

обычаи и менталитет.

3.Культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором

(сознанием и  деятельностью людей) и выступает  на сегодня объективной жизненной

опорой. Общественные формы жизнедеятельности людей: в России такие формы как

веч, собор, казачий  круг, дума, артель, община товарищество. и др.,

отличающиеся коллективистским началом.

4.Производственная база - со своей технологией, специализацией и

кооперацией в  рамках территории определенного сообщества людей может и должна

рассматриваться как объективная данность. Реально  она представляет собой

единственную материальную (техногенную) основу существования  общества.

5.Система экономических отношений - данная система соединяет

производственную  базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство

материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для

поддержания жизнедеятельности  общества и каждого отдельного человека

6.Социальная сфера - состоит из специфических социальных интересов,

социальных отношений  в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.

7.Духовная культура - имеет два среза - субъективный, связанный с тем,

что духовность есть проявление субъективного фактора  и объективный, отражающий

материальное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие.

     8.Научно-технический прогресс.

                   Субъект государственного  управления                  

•          субъекты общественного управления (государственного управления в

широком смысле слова): система органов государственного управления, все

множество политических, общественных, профессиональных партий, движений,

союзов, ассоциаций, объединений, лоббисты, СМИ, негосударственные

организации, каждый гражданин

•          субъекты государственного управления (в узком смысле слова):

законодательные, исполнительные, судебные органы управления на федеральном,

региональном и  местном уровнях управления

                    Объект государственного управления                   

•          первичный элемент управляемой подсистемы социально-экономической

системы – человек

•          в зависимости от выбранных классификационных  признаков элементами

управляемой подсистемы являются отрасли, регионы, организационные  формы

различной формы  собственности и т.п. 
 

2.Основные принципы формирования системы ГМУ

Основными принципами формирования системы государственного управления являются: 
♦ принцип разделения властей; 
♦ принцип комплементарности; 
♦ принцип субсидиарности; 
♦ принцип суверенности; 
♦ принцип демократизма; 
♦ принцип гомогенности. 
Принцип разделения властей, введенный в 1748 г. французским энциклопедистом Ш. Монтескье (1698-1755), предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную,исполнительную и судебную, что должно служить условием эффектив¬ного контроля за деятельностью государственного аппарата. Система сдержек и противовесов, представленная реализацией принципа, спо¬собствует формированию сбалансированной политической системы, отвечающей признакам справедливости и целесообразности. «Если, — пишет Монтескье в своем сочинении "О духе законов", — власть зако¬нодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или уч¬реждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот мо¬нарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и испол¬нительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет за¬конодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановни¬ков, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» . 
Принцип комплементарности характеризуется установкой на непре¬рывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание усло¬вий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали убавления по различным территориальным уровням. Ха¬рактерным признаком равномерного распределения власти в структу¬ре управления является выделение властных полномочий как сверху, так и снизу. Такой порядок реализации власти не оставляет места для проявления нелегальных центров управления. Дефицит власти спо¬собствует тому, что функцию управления социальной системой берут на себя дисфункциональные структуры. Деятельность таких структур способствует разрушению общества, утрате им способности пропор¬ционально удовлетворять основополагающие потребности всех его представителей. 
Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленче¬скими органами и порядок распределения ответственности этих орга¬нов перед населением. Передача полномочий на более высокий уро¬вень управления, в соответствии с этим принципом, может быть осу¬ществлена только при условии невозможности их исполнения на низшем уровне. Смысл принципа субсидиарности замечательно ил¬люстрируется одним из положений в Конституции США: «Полномо¬чия, не делегированные Конституцией Соединенным Штатам и не за¬прещенные в соответствии снею штатам, соответственно являются закрепленными за штатами или за народом». Принцип также обуслов¬ливает необходимость в предварительном распределении управленче¬ских функций между уровнями управления. 
Принцип суверенности предполагает наличие фактической неза¬висимости как сущностного признака государства. Государственный суверенитет означает «верховенство и независимость власти, под¬чиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правомочий и независимость государства в рамках международного правопорядка . 
Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения: избрании государственных и муници¬пальных органов власти, разработке программ территориального раз¬витая, базирующиеся на овладении механизмами вовлечения обще¬ственности в текущие дела региона либо муниципалитета, выделение зон полномочий за организованными на территориях общестбеннымй объединениями. 
Принцип гомогенности отображает преимущество федерального пра¬ва перед региональным. Сущность принципа гомогенности проявля¬ется в соответствии и соподчиненности регионального законодательства федеральному, чем обеспечиваемая единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти его Основному закону.
 
 
 
 

3.Основные формы государственного управления и государственно-территориального устройства стран.  
 
    Формы государственного правления. 1. Монархии — государства, где власть принадлежит одному человеку и передается по наследству: а) абсолютные монархии — власть монарха ничем не ограничена (Бутан, Оман, Кувейт и др.); б) теократические монархии — глава государства является одновременно его религиозной главой (Ватикан); в) конституционные (парламентские) монархии — власть монарха ограничена парламентом, «монарх царствует, но не правит» (Великобритания, Норвегия, Япония и др.). 
     
     Примеры стран с монархическими формами правления: Лихтенштейн (княжество — конституционная монархия), Испания (королевство — конституционная монархия), Люксембург (великое герцогство — конституционная монархия), Бахрейн (эмират — абсолютная монархия), Япония (империя — конституционная монархия). 
     
     2. Республики — государства, где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству; высшей государственной властью является выборный представительный орган, глава государства также избирается: а) президентские республики — президент имеет большие полномочия, возглавляет правительство (США, Бразилия, Аргентина и др.); б) парламентарная республика — правительство возглавляет премьер-министр, президент обладает меньшими полномочиями, чем в президентской республике (Италия, ФРГ, Индия и др.). 
     
     Большинство государств в мире — республики. Форма государственного правления не определяет уровень экономического развития страны. 
     
     Административно-территориальное устройство стран. 
     
     1. Унитарные — административно-территориальные единицы подчиняются непосредственно центральному правительству (Франция, Великобритания, Израиль, Перу и др.). Большинство стран в мире — унитарные. 
     
     2. Федеративные — наряду с федеральными законами и органами власти существуют другие государственные образования (республики, штаты, провинции, кантоны и др.), имеющие определенную политическую и экономическую самостоятельность (Австрия, Бельгия, Федеративная Республика Нигерия, Швейцарская Конфедерация и др.). 
     
     Административно-территориальное устройство страны обычно является результатом действия экономических, исторических, национальных, культурных и других факторов.
 
 
 

4.Государственный служащий, понятие, классификация, правовой статус. 

Государственный служащий - это гражданин РФ в возрасте не моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное образование, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение.

В соответствии с ФЗ от 31.07.95 п.1. ст.1. ГД категории  «А» не входят в состав ГС, следовательно  лица, замещающие эти должности  не являются госслужащими.

Классификация государственных  служащих:

Основание классификации

Группы государственных  служащих

1. по ветвям  государственной власти

Гос. служащие: законодательной,

исполнительной, судебной власти

2. по уровням  государственной власти

Гос. служащие: федеральных,

региональных, районнных

местных органов  власти

3. по категориям государственных должностей государственной службы

государственные служащие:

«срочники» (категория  «Б»)

карьерные (категория  «В»)

4. по группам  государственных должностей

высшие (5 группа)

главные (4 группа)

ведущие (3 группа)

старшие (2 группа)

младшие (1 группа)

5. По квалификационным  разрядам

действит. гос. советники  РФ 1,2,3 класса

советники РФ 1,2,3 класса

советники РФ 1,2,3 класса

советники гос. службы 1,2,3 класса

референты гос. службы 1,2,3 класса.

Виды  госслужащих:

-         руководитель – любое лицо которое вправе давать госслужащему  распоряжения по поводу его служебной деятельности;

-         исполнитель – госслужащие, непосредственно выполняющие задачи и функции госоргана в рамках занимаемой ГД;

-         обслуживающий персонал – госслужащие служебная деятельность которых не связана с действиями влекущими юридические  последствия (секректарь-референт, юрист и т.д.).

Правовой  статус госслужащего включает в себя: обязанности, права, ограничения, гарантии, экономическое обеспечение.

Информация о работе Государственное управление