Государственное управление в сфере борьбы с терроризмом

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении терроризма современности. В соответствии с этим определенны следующие задачи работы:
· Раскрыть проблемный характер понятия «терроризм», его виды.
· Рассмотреть основные разновидности терроризма.
· Рассмотреть особенности терроризма в современной России.
· Выявить разработку мер борьбы с терроризмом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Понятие и виды терроризма…………………………………………………...4

2. Разновидности терроризма…………………………………………………….6

3. Особенности терроризма в современной России………………………….....9

4. Ответственность за терроризм……………………………………………….13

5. Разработка мер борьбы с терроризмом……………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………..……………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 60.93 Кб (Скачать)

   Обязательным элементом объективной стороны терроризма является создание опасности гибели людей от вышеперечисленных действий, создание значительного имущественного ущерба, либо наступление иных общественно опасных последствий.

   Поскольку “опасность” – состояние временное, быстро проходящее, то при отсутствии реальной гибели людей и других последствий по уголовному делу должно быть доказано, что она (опасность) какой-то промежуток времени имела место.

   Значительный имущественный ущерб как следствие терроризма – оценочное понятие. При оценке возможного причинения значительного имущественного ущерба следует исходить из ценности и значимости имущества, материального и финансового положения потерпевшего. В случаях, когда потерпевшими являются граждане, то при определении значительного имущественного ущерба необходимо исходить из размера, который определен следственной и судебной практикой по делам о преступлениях против собственности.

   Иные общественно опасные последствия – это сопоставимые, равнопорядковые со значительным имущественным ущербом и гибелью людей последствия (причинение лицу смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; серьезное нарушение деятельности предприятий, учреждений, органов власти и управления, транспорта; заражение местности, распространение эпидемий и т.д.). Так как при терроризме способ совершения преступления носит общеопасный характер, поэтому реальное причинение легкого вреда здоровью, незначительного имущественного ущерба и иных подобных последствий, не охватываемых понятием “иные общественно опасные последствия”, следует рассматривать как элемент создания опасности гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

   В соответствии с уголовным законом, терроризм будет считаться оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных подобных действий либо с момента создания угрозы совершения указанных действий.

   Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

   В современной практике террорист-одиночка встречается крайне редко. Как привило такие акции под силу лишь объединенным усилиям группы лиц. В ч. 2 ст. 205 УК в качестве квалифицированного вида терроризма предусмотрено его совершение группой лиц по предварительному сговору.

   С субъективной стороны терроризм характеризуется только умышленной формой вины. Поскольку действия террористов закон связывает со специальными целями, то, следовательно, совершаются они с прямым умыслом, то есть террорист осознает общественно опасный характер совершаемых действий и предвидит не только возможность, но, как правило, неизбежность наступления последствий и желает, чтобы они наступили.

   В качестве специальных целей терроризма, свидетельствующих о целенаправленном характере действий террористов, в ст. 205 УК РФ названы: нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решений органами власти.

   Нарушение общественной безопасности и устрашение населения – являются промежуточными для достижения конечного результата – воздействия на решение властей.

   Наказание за терроризм, предусмотренное санкцией ст. 205 УК РФ представляет собой лишение свободы: по ч. 1 – на срок от пяти до десяти лет; по ч. 2 – на срок от восьми до пятнадцати; по ч. 3 – на срок от десяти до двадцати лет.

   В соответствии со ст. 31 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности при добровольном отказе от совершения любого преступления, в том числе и терроризма.

   Добровольный отказ от преступления – это прекращение приготовления к нему или прекращение самих неоконченных преступных действий, если лицо осознало возможность доведения преступления до конца.

   Условиями освобождения от ответственности при добровольном отказе являются:

- добровольность и окончательность  отказа от совершения преступления;

- совершение лишь таких действий, которые не образуют состава  другого преступления;

- осознание лицом объективной  возможности довести преступление  до конца.

   Добровольный отказ от совершения преступления в соучастии имеет свои особенности, поскольку преступный результат является последствием совокупных действий даже тех лиц, которые “внесли” в преступный результат лишь интеллектуальный вклад.

   Законодатель выделяет подстрекателей преступления, предъявляя им более значительные по объему требования, в случае их добровольного отказа. Так, в силу ч. 4 ст. 31 УК РФ они освобождаются лишь при условии, если своевременным сообщением органам власти или иным способом сумели предотвратить доведение преступления до конца его исполнителем.

   Пособник также должен предпринять все зависящие от него меры, чтобы предотвратить преступление, совершению которого он способствовал.

Условия освобождения, в соответствии со ст. 31 УК РФ, полностью распространяются и на терроризм.

   Если терроризм носит индивидуальный характер, то применяются ч.ч. 1-3 ст. 31 УК РФ; если терроризм групповой (по предварительному сговору или организованной группой) – ч.ч. 4,5 ст. 31 УК РФ.

   Вводя в примечание к ст. 205 УК РФ особые основания освобождения от наказания, законодатель стремится использовать дополнительные меры предотвращения террористических актов. Применение этого положения закона возможно при наличии трех условий:

1) лицо участвовало лишь в  подготовке акта терроризма;

2) лицо своевременным предупреждением  органов власти или иным способом  способствовало предотвращению  терроризма (не обязательно предотвратило  его);

3) если в действиях такого  лица не содержится признаков  иного преступления.

   Самое значительное отличие добровольного отказа от особых оснований освобождения от ответственности заключается в том, что освобождение лица, участвующего в подготовке террористического акта, согласно примечанию к ст. 205 УК РФ, возможно как при добровольном, так и вынужденном “сотрудничестве” террориста с органами власти или в выполнении других, предупреждающих террористический акт действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка  мер борьбы с терроризмом

 

 

   Согласно принятому в 1998 году закону "О борьбе с терроризмом", субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, в России являются:

 

        Федеральная служба безопасности - осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.

        Министерство внутренних дел - осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

        Служба внешней разведки и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.

        Федеральная служба охраны - осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

        Министерство обороны  - обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.

   На самом деле вплоть до 2003 года основная роль в борьбе с терроризмом принадлежала исключительно ФСБ. В 2003 году вторым полноправным субъектом борьбы стало Министерство внутренних дел.

   Структуры, участвующие в борьбе  с терроризмом:

В ФСБ - Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом;

В МВД - Департамент  по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.

  

ФСБ

В советские  времена с терроризмом боролись два подразделения КГБ. Первое входило  в состав знаменитого Пятого управления (идеологического), и действовало на территории СССР. Второе работало в рамках Управления "К" (внешней контрразведки) ПГУ КГБ, и отвечало за недопущение террористов на территорию страны. Когда в начале 90-х терроризм стал реальной проблемой, пришлось выбирать, на основе чего в ФСБ создавать Антитеррористический центр. К сожалению, выбор был сделан в пользу Управления, которое занималось не только террором, но и противодействием политическим экстремистам. В результате советский принцип был сохранен - террористами и политическим сыском занимались фактически одни и те же люди.

После захвата  заложников в Буденновске был  создан Антитеррористический центр (АТЦ). В 1997 году на его базе сформировали Департамент по борьбе с терроризмом. А в 1999-м его объединили с Управлением  конституционной безопасности (так  теперь назывался политический сыск). Как говорил тогда генерал  Жданович, начальник ЦОС ФСБ, "отделять политический экстремизм от чистого  терроризма порой бывает очень сложно - оба явления одинаково вредны для государства". Эта структура  была воспроизведена и на местном  уровне, в региональных управлениях  ФСБ появились соответствующие  отделы.  Для координации борьбы с терроризмом в рамках СНГ  в 2000 году был создан Антитеррористический Центр СНГ со штаб-квартирой в  Москве, его руководитель приравнен  по статусу к первому заместителю  директора ФСБ.

 

МВД

В 2003 году в  МВД было создано подразделение  по борьбе с терроризмом - "Центр Т". Он появился в составе Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП), штат нового подразделения был очень скромным, а назначенный руководителем центра Юрий Демидов - все еще полковник. Вскоре у Центра появились региональные подразделения, которые стали проводить основную массу задержаний по подозрению в терроризме.

Для борьбы с терроризмом в самом "горячем" регионе - Северном Кавказе - в январе 2001 года был созданРегиональный оперативный штаб по проведению контртеррористической операции на Северном Кавказе. Первоначально руководство РОШ было возложено на заместителя директора ФСБ - руководителя Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом.      

   Однако с июля 2003 года ответственность по руководству Региональным оперативным штабом была передана Министерству внутренних дел России.

   В сентября 2003 года командование второй координационной структурой на Северном Кавказе -Объединенной группировкой войск (сил) /ОГВ (с)/ - было передано Внутренним войскам МВД

   В результате задачи антитеррористических подразделений МВД и ФСБ стали пересекаться, но при этом не был создан координирующий центр между ведомствами, в рамках которого осуществлялся бы обмен информацией о готовящихся террористических атаках.

 

Реформы 2004-2005 гг.

   Прорыв боевиков в Ингушетию (июнь 2004 года) и захват заложников в Беслане (1—3 сентября 2004 года) совпали с периодом реформ в МВД и ФСБ, которые, в свою очередь, проходили в рамках административной реформы правительства РФ. Кроме того, сразу после Беслана президент Владимир Путин фактически приказал учесть при реформировании этих ведомств опыт трагедии в Северной Осетии, подписав Указ № 11671 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом". Согласно указу, правительству РФ, силовым министерствам и ведомствам было поручено "в двухнедельный срок разработать и представить предложения по созданию новой системы взаимодействия сил и средств, участвующих в урегулировании ситуации на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и по созданию системы предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций на территории Российской Федерации".

   К весне 2005 года структурные реформы МВД и ФСБ по большей части были закончены. В антитеррористических же подразделениях произошли следующие изменения.

   В Министерстве внутренних дел. ГУБОП преобразован в Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России (ДБОПиТ). В оперативное подчинение ДБОПиТ переведены, кроме Центра "Т", Центр специального обеспечения (Центр "С") и отряд милиции специального назначения "Рысь".

   В Федеральной службе безопасности. Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом переименован в Службу. Назначен новый руководитель — Александр Брагин.

   Таким образом, реформирование антитеррористических подразделений было косметическим (в ФСБ департамент переименован в службу, в МВД главное управление — в департамент). Передача ответственности за ситуацию на   Северном Кавказе МВД и его войсковым подразделениям стала положительным шагом в борьбе с незаконными вооруженными формированиями, но не в обнаружении террористов. Тактика использования полицейских сил с тяжелым вооружением не может обеспечить уничтожение законспирированных ячеек террористических групп. Для этого внутренние войска не обладают ни соответствующим опытом, ни возможностями агентурной разведки. Разведподразделения ВВ действуют только в интересах разведки тактической и не в состоянии решить задачу агентурного проникновения в террористические группы.

Информация о работе Государственное управление в сфере борьбы с терроризмом