Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:45, доклад

Описание работы

Термин "государственность" используется в научной литературе в разных значениях. В его структурно-функциональном истолковании (с позиций широкого подхода) он может обозначать государства определенных народов, предгосударственные образования, этнические и иные государствопо-добные образования, некоторые элементы государства и др.

Работа содержит 1 файл

Госслужба.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Думается, создание такого Совета как института, в котором  можно было выслушать и провести демократический учет мнения большинства, как и меньшинства, не потеряло своей  актуальности и в современном  обществе, и это необходимо учитывать  при совершенствовании национальной государст- 

27 

венности  в Республике Таджикистан. Сейчас в  стране функционирует несколько  движений и советов (например, Совет  старейшин, Общественный Совет), которые  вполне могли бы исполнять ту же роль, какую исполняли советы в  далекие времена истории таджикской государственности. 

В ходе исследования автор приходит к следующим выводам: 1) компетенция, права и задачи каждого  чиновника и государственного органа не оставались неизменными даже в  период правления одной династии. Каждый из представителей династии при управлении государством мог ввести изменения в компетенцию чиновников и государственных органов; 2) изменения вводились по мере необходимости и имели разные основания. Основаниями могли служить как объективные причины (например, при Бабуре - отсутствие самостоятельной подвластной территории), так и субъективные причины, степень преданности делу государства или лично главе государства; 3) решения принимались с учетом мнения того чиновника, которому больше доверяли конкретные правители. В послесаманидское время таковыми считались представители духовенства - при Тимуре, беки - при Бабуре, кушбеги - при мангытах. 

Система управления при мангытском правлении (1753-1920 гг.) существенно меняется и становится более устойчивой. Используя разные критерии и правила отбора чиновников, бухарские эмиры сделали попытки установить контроль над всеми чиновниками государства, найти систему противовесов, наделив чиновников четко определенными полномочиями, предупредить выступления против власти со стороны как народа, так и отдельных чиновников. 

В четвертом  параграфе "Государственные органы и чиновники на местах как институт государственности" рассматриваются  вопросы эволюции местной власти на территориях Таджикистана в досоветский  период. Органы местной власти и управления (институт катхудо, хаким, арбоб и др.) на протяжении веков практически не реформировались указаниями сверху, их деятельность подвергалась очень незначительным изменениям. 

При селевкидском правлении местная власть была децентрализованной. Местной власти были переданы полномочия по решению местных вопросов, принятию местных законов, местного бюджета. Несмотря на передачу некоторых важных полномочий местной власти, централизованное управление сохранялось, что стало основой укрепления страны и успешного управления ею. Изменения, внесенные в управление государством при установлении власти арабов и распространении ислама, были незначительными. 

При мангытах на уровне местной власти не было единообразия. Существующая система административно-территориального деления, система выбора и назначения «а должности характеризовались разнообразием, все реформы касались в основном высших звеньев власти и не доходили до местного уровня. Несмотря на это, государственный аппарат, местная власть успешно выполняли возложенные на них задачи, что достигалось в том числе и 

28 

путем жестокой эксплуатации, насилия и бесправного  положения основных масс населения. 

Четвертая глава посвящена проблемам становления  и развития судебных органов как  институтов государственности в истории таджиков и состоит из четырех параграфов. В первом параграфе анализируются вопросы судебной власти как института государственности и проблемы ее функционирования в досоветском Таджикистане. Подчеркивается, что необходимость в органах определялась потребностью в разрешении конфликтов в обществе. Считается, что судебная власть в ее современном понимании начинает формироваться одновременно с появлением первых признаков государственности. "Правосудие, - пишет В.С.Нерсесянц, - формальная процедура, она нуждается в формах, производит и поддерживает их. Неокрепшая социальная жизнь первобытного общества, нуждавшаяся в жестких и безусловных запретах и предписаниях, требовала и соответствующего жесткого формализма, что отчетливо отразилось в жесткости первобытных ритуальных, религиозных и судебных форм"[21]. Необходимо добавить и другую причину жесткого формализма при совершении правосудия в тот период развития государства и права - отсутствие письменности или крайне неудовлетворительное ее развитие. Необходимость "судить конфликты" требует создания материально-правовых норм и вместе с тем формирования законодательной власти. Только после этого возникает потребность в исполнении и поддержании этих материально - правовых норм и исполнении судебных решений, что предопределяет соотношение законодательной, исполнительной и судебной властей. Диссертант аргументирует свое мнение на примере практики деятельности судебной власти в истории государственности Таджикистана. 

Во втором параграфе "Древнейшие судебные органы досоветского Таджикистана как институты государственности" подробно анализируются формирование судебных органов в истории таджикской государственности, их системы, содержание и формы их деятельности. Отмечается, что глава государства, являясь высшей инстанцией в иерархии судебной власти, непосредственно участвовал в судебной деятельности и проводил судебные процессы в определенные дни. Примечательно, что еще в древних государствах наших предков существовал институт юридических консультантов, который являлся основным помощником сторон при проведении судебного процесса. 

В третьем  параграфе "Судебные институты государственности  таджиков в средние века (период исламской цивилизации)" рассматриваются  институты казия, военного судьи, мазалима, мухтасиба, шурта и др., говорится о требованиях, предъявляемых этим чиновникам государства и порядке их назначения. Казийский суд является одним из важнейших институтов мусульманской государственности. В течение многих столетий он осуще- 

29 

ствлял правосудие и, конечно, накопил огромный опыт разрешения правовых споров, регулирования общественных отношений. Проблемы возникновения и развития этих судов, этапы развития, особенности судопроизводства, порядок установления истины являются весьма актуальными и с научной и практической точек зрения. Априори считается, что мусульманский суд имеет религиозный характер, но в последнее время некоторыми учеными развивается идея о божественной природе судебной власти вообще. 

К личности казия право ислама предъявляет  особые требования, в число которых входят следующие: совершеннолетие, правоверность (ислам), справедливость, беспристрастность, а главное - наличие соответствующей степени учености. 

В работе раскрыты особенности судопроизводства по мусульманскому праву: отсутствие различия между гражданским и уголовным процессами; истец и обвинитель, обозначались одним понятием "мудцаи" (от араб: идцао - иск), а противная сторона в гражданском и в уголовном процессе называлась "муддаии алайх"; неспрерывность процесса (дело должно было быть закончено в ходе одного заседания); публичность. При анализе практики уголовно-правовых норм мусульманского права в досоветском Таджикистане автор выявил тот факт, что ни одно уголовное дело не разбиралось без предъявления гражданского иска. В самом уголовном процессе рассмотрение исков имело первостепенное значение, что, по мнению диссертанта, сделало излишним установление различия между гражданским и уголовным процессами. 

Религиозные, морально-этические нормы шариата  вполне отвечали запросам большинства религиозных людей, что придавало судам казиев определенный авторитет. Об этом свидетельствуют ходатайства русских и евреев к российским властям в Туркестанском крае о том, чтобы законодательно закрепить правила, разрешающие евреям и русским купцам в исковых спорах с местным населением обращаться к местному суду. 

Казий, имеющий  общие полномочия ("козий омм" - судья с общими полномочиями), вправе был решать следующие дела:1) рассмотрение и разрешение противоречий и исков  между сторонами. При рассмотрении дел стороны сначала должны были быть приглашены к примирению, и только в случае непримирения судья начинал вести процесс по всем правилам судопроизводства; 2) судья был вправе на основе собственных знаний решать поступившие гражданские и уголовные дела, т.е. дела, касающиеся восстановления ущерба и исправления виновных лиц, принимать решения по уплате штрафа, долгов, займа и по другим делам. Казий вправе был рассматривать дела, связанные с исполнением договоров и контрактов, семейными отношениями, принятием клятвы, при ведении которых необходимо было применять процессуальные действия, связанные с доказательством и выяснением истины; 3) рассматривать дела об опеке, а также опекать лиц, имеющих ограниченную дееспособность, недееспособных, умалишенных; 4) казий вправе был решать дела, касающиеся вакфного имущества; 5) казий распределял и обес- 

30 

печивал выполнение завещания завещателя, исполняя только ту часть завещания, которая не противоречила  нормам мусульманского права; 6) казий  вправе был выдавать замуж девочек, а также женщин, которые не имели достаточных средств для создания семьи. Казию было дано право устанавливать средства для содержания жены, детей и других родственников, а также определять, сколько, в каком объеме и на какой срок устанавливается их материальное содержание; 7) казий имел право выбирать свидетелей. Он рассматривал дела в отношении свидетелей путем контроля за их действиями и свидетельскими показаниями, как в стенах здания правосудия, так и за его пределами; 8) казий мог рассматривать дела, предметом которых была общественная или государственная собственность. 

По мере развития мусульманского общества происходит и эволюция полномочий суда. Судья  в мусульманских государствах (особенно в X-XII вв.) приобретает новые полномочия. Круг его полномочий расширяется в связи с новыми функциями, мало связанными с основным родом его деятельности - осуществлением правосудия. 

Институт  судьи специальной компетенции, т.е. судьи, назначаемого для решения  конкретных дел и споров, возник позже. Это институт военного судьи. Институт военного судьи возник из потребности разрешения споров среди военных, остававшихся неподсудными никому, когда армия находилась не в местах постоянной дислокации. 

Военный судья, по мнению автора, существовал, уже  в ранние периоды становления государственности таджиков. 

Военному  судье были подсудны: 1) все проступки  и преступления, сторонами которых  были военные; 2) все проступки и  преступления, совершенные в отношении  военных лиц; 3) там, где еще не был назначен гражданский казий, военный судья мог исполнять и его обязанности в отношении местного населения. При этом военный судья должен был рассматривать дела, согласно доктрине той религиозно-правовой школы (толка), которую исповедовало местное население; 4) военный судья в некоторых случаях мог исполнять и обязанности казия и рассматривать дела гражданских лиц; 5) рассмотрение дела происходило в основном в мечетях, если войска находились в лагере. Есть сообщения о том, что при походе, важном военном мероприятии военные судьи не могли преследовать и возбуждать уголовное дело в отношении военных, дабы не нарушить дисциплину и порядок в армии, не стать невольной причиной поражения войск; 6) военные судьи не всегда придерживались норм права. Судопроизводство было направлено на скорейшее решение дела; 7) военный судья иногда рассматривал и решал дела, в принципе ему не подсудные. Это подготавливало его для занятия должности казия. Полномочия военного судьи и казия различались незначительно. Поэтому как военным, так и общим судьёй назначали людей, знающих мусульманское право, процесс судопроизводство, поэтому военный судья и общий судья могли быть назначены взаимозаменяемые на должности. 

В целом, можно  сказать, что военный судья, как  институт государственности, осуществляющий правосудие, имел свои конкретные полномочия, которые реализовывались в периоды древней истории и средневековья, начиная от Ахеменидов (550 г до н.э.) и вплоть до падения Бухарского эмирата в сентябре 1920 г. 

Одним из древнейших институтов таджикской государственности  является институт мазалим[22]. Истоки его - в верховной власти главы государства, который обладал судебной властью и осуществлял правосудие в отношении своих подданных. Возникновение и развитие данного института в исламском мире происходит под влиянием аналогичного института в Сасанидском Иране, а впервые такой суд состоялся тогда, когда рассматривалось первое дело -спор о воде, и проведен он был пророком Мухаммедом. 

На территориях  Таджикистана местные правители  или казии специально назначались  для решения дел в мазалиме, активная деятельность которого приходится на время правления Газневидов и Сельджукидов. 

В дальнейшем династии, правившие в досоветском  Таджикистане, начиная с Газневидов и вплоть до Мангытов, назначали  обычно казиев для ведения дел  мазалима. 

Диван мазалим  имел широкие полномочия по решению  различного рода дел и правовых споров, которые в своем историческом развитии трансформировались в следующие  основные направления: 1) мазалим мог  выступить как суд первой инстанции, а также суд второй инстанции в гражданско-правовых или частно-правовых отношениях; 2) мазалим можно считать административным судом по некоторым делам или чрезвычайным трибуналом по уголовным делам, религиозным делам и некоторым другим делам, подсудным ему; 3) мазалим имел свои специфические способы доказывания, которые не были допустимы в казийских судах; 4) мазалим в определенных случаях мог решать дело без свидетелей и без проведения следствия, в некоторых случаях принятие решения происходило в отсутствие сторон; 5) мазалим мог принудить стороны к соглашению, опрашивать свидетелей первыми, а потом истца и др.; 6) особенностью процесса суда мазалима было скорое решение дел. Именно в этом было его преимущество перед казийским судом; 7) в форме мазалима правосудие совершали глава государства, везиры, хаджибы и другие должностные лица, казии и факихи. Из этого следует, что управление не было отделено от правосудия; 8) мазалим являлся исполнителем решений других судов, занимался исполнением решений как своих, так и при обращении к нему решений других органов, осуществляющих правосудие, - суда казия, полиции, мухтасиба, которые по тем или иным причинам оставались нереализованными. 

Информация о работе Государственная служба