Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:45, доклад

Описание работы

Термин "государственность" используется в научной литературе в разных значениях. В его структурно-функциональном истолковании (с позиций широкого подхода) он может обозначать государства определенных народов, предгосударственные образования, этнические и иные государствопо-добные образования, некоторые элементы государства и др.

Работа содержит 1 файл

Госслужба.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Статус наместника Хорасана и управление историческом Таджикистаном при арабах (начало VII в. - 900 г.) имели свои особенности, выражающиеся в том, что наместник  обладал широкими полномочиями, вплоть до объявления и ведения войны, назначения всех чиновников, в том числе судебных органов. 

Наместничество  можно понимать также как переходный институт в процессе сложения полноценного государства. Имея широкие полномочия, наместники Хорасана создали условия  для ведения независимой политики и самостоятельной государственности, что обусловило возникновение последовательно государств Тахиридов (821-873 гг.), Саффаридов (873-900гг.) и Саманидов (819/874-999 гг.). 

Третий вид  наместничества выразился в создании мавераннахрского наместничества при монголах. В начале монгольского нашествия на территории Центральной Азии (1219-1223 гг.) было создано единое наместничество, которым управлял местный торговец Махмуд Ялавач, а после него - его сын Масуд. 

Сравнительный анализ системы управления с помощью наместника в разные периоды истории Таджикистана, а именно в досоветский период привел соискателя к выводам о том, что: 1) наместник являлся представителем центральной власти (завоевателей), его главной обязанностью было обеспечение их прав и интересов на местах; 2) общими для всех наместников полномочиями были: управление гражданским населением, сбор налогов, укрепление правопорядка; все наместники в той или иной мере были вправе чеканить монету, что является одной из важных прерогатив их власти; 3) наместников назначали, исходя из знания ими военного дела и управления, надежности и преданности центральной власти; 4) среда, из которой рекрутировались наместники, была неодинакова: а) Ахемениды назначали на эту должность мидян, персов, представителей местной аристократии, но после реформ Дария Великого в основном персов; б) арабы назначали арабов, но при аббасидских халифах (750-1258 гг.) на должность наместника Хорасана назначались представители таджикского народа; в) монголы после завоевания Мавераннахра назначили представителем своей власти человека из местного населения - Махмуда Ялавача, а позже его сына, после смерти последнего они взяли управление в свои руки; 5) только при Ахеменидах статус наместника регулировался законодательством и определялся проведенными административно - правовыми реформами. Статус наместников в разные периоды был различным - от положения главы фактически самостоятельного государства при арабах до полного подчинения завоевателям при монголах; 6) обладание наместником военной властью при арабах, а также до реформ Дария при 

18 

Ахеменидах  и полное отсутствие полномочий в  военной сфере при монголах; 7) должность наместника - выразителя интересов завоевателей, с одной  стороны, можно охарактеризовать как негативный институт управления обществом, институт охраны интересов завоевателей, иноземцев; с другой стороны, необходимо отметить, что институт наместника сделал возможным борьбу за национальную государственность подчиненных народов, создал почву для возникновения в будущем государственности, стал основой приобретения навыков управления государством. 

В третьем  параграфе "Институт эмира Саманидов  и проблемы преемственности его  ключевых элементов последующими правителями  досоветского Таджикистана" автор  пишет о том, что основой формирования институтов власти, сформированных Саманидами, была мусульманская теория власти (халифат), персо-таджикские традиции государственности, сложившиеся еще в древности - в период от Кайанидов и до Сасанидов. 

Соискатель  указывает на следующие особенности теории мусульманской государственности, так или иначе отразившие в себе положения теории "халифата" и "имамата", использованные еще при Саманидах: 1) защита интересов мусульман и благосостояния общины (уммы) являлась главной функцией и целью власти; 2) безоговорочно признавалась концепция "власть от Бога"; 3) легитимация и законность передачи власти подтверждались принесением присяги -бейат (обязательство повиновения). Человек клал свою руку в руку правителя, чем и скреплялась принесенная присяга. Позднее во многих мусульманских государствах, в том числе на территории Таджикистана, присягнувший целовал землю, либо ноги, руки, край одежды правителя; 4) имам (лидер, глава общины) считается шиитами непогрешимым; согласно же теориям суннитских школ, правитель отвечал за свои правонарушения, как простой член общины, но, по мнению одного из основателей суннитских правовых школ - Ибн Ханбала (ум.241/255), наказание правителя откладывалось до судного дня, община не вправе была совершить над ним правосудие. Пассивное же неповиновение - словом, действием и т.д., считалось допустимым. 

Причины появления  в составе Арабского халифата государств во главе с местными династиями, автор видит в следующем: возникновение  шуубия[16], заявление входящих в халифат народов, в том числе таджиков о своих древнейших традициях государственности; кризис арабской государственности, когда управлять империей становилось все тяжелее; обнищание основной массы населения; получение местной аристократией доступа к управлению отдельными территориями и ее влияние на управление халифатом. 

19 

В условиях господства перечисленных выше взглядов происходят становление и развитие Саманидского государства - это "золотой  век" таджикской государственности. 

Саманидские эмиры считали свое государство частью халифата, но во главе государства стоял самодержавный правитель, ответственный только перед Богом. 

Основываясь на высказываниях исследователей, а  также на нормах Корана, соискатель определяет следующие обязанности  эмира: а) охрана религии; б) осуществление правосудия; в) беспрестанное ведение войн за веру; г) взимание налогов; д) управление страной. Эти функции правителей государства характерны для феодально-теократического государственного строя. 

Отмечено, что  все последующие правители досоветского Таджикистана с небольшими изменениями обладали всеми элементами института эмира Саманидов. Исключение составляло Караханидское правление, а позже монгольское, когда по принципу племенной организации власть принадлежала всему роду. Удельная система управления государством у Караханидов имела следствием децентрализацию власти, неустойчивость институтов государственности, а также возможность перехода высшей власти от одного хана к другому. Вместе с тем, признание и поддержка ислама и религиозных деятелей были доминирующей чертой управления, и поэтому караханидское государство также не выходит за рамки концепции мусульманского общества. 

Новые принципы управления были заложены монголами  после завоевания ими территорий досоветского Таджикистана (1219г. - 70 г., XIV в.). Чингизхан, разделяя на уделы территорию империи, установил в ясах правило, согласно которому, Великий хан должен был избираться на общем совете государства. Власть главы монгольского государства больше напоминает деспотию. Сущность власти монгольских императоров один из них - Гуюк - выразил так: "Исполнять мою волю; являться, когда позову, идти, куда велю; предать смерти всякого, кого назову". При замещении ханского престола идеи наследственности права на обладание державой членами рода Чингизхана тесно переплетались с идеями выборности хана. 

Резюмируя итоги исследования, проведенного в  параграфе, соискатель отмечает: 1) на протяжении более чем 2-х тысячелетнего существования  институтов государственности и  государства таджиков власть по форме правления была монархической, а главу государства называли эмиром, некоторых -ханом; 2) власть монарха была неограниченной, что означало следующее: эмир назначал и освобождал чиновников, определял их полномочия, проводил административные, военные, налоговые и иные реформы, призванные решать возникшие государственные проблемы в разных сферах управления, эмир являлся также высшей судебной инстанцией; 3) если деятельность монарха и ограничивалась, то в основном действием исламского права, а также ясами при монголах; монарх всегда согласовывал свои решения с мнением авторитетных правоведов, чему есть немало примеров в литературе. 

20 

Четвертый параграф второй главы посвящен анализу  институтов генерал-губернатора Туркестанского края (60-е годы XIX в. -1917 г.) и политического агентства в Бухаре (1889-1917 гг.). Статус генерал-губернатора определяли законодательство и акты, принятые российским царем, а впоследствии Положение об управлении Туркестанским краем (1886г). Положение было специальным актом, регулирующим все аспекты управления, взаимоотношений в области административной, судебной, налоговой и иной политики в крае. Согласно Положению, генерал-губернатору были предоставлены широкие полномочия как в деле назначения чиновников, так и в плане обустройства и формулирования правовых положений об управлении и обеспечении нормальной жизнедеятельности населения края. 

Согласно  ст. 10 Положения, генерал-губернатор являлся  высшим органом государственной  власти в крае, на эту должность  его назначал (как и освобождал) царь. 

Генерал-губернатор имел широкие полномочия, в том  числе по установлению дипломатических  связей с соседними государствами. Установление и развитие отношений  между Бухарским эмиратом, Хивинским  ханством и Российским государством также решались непосредственно генерал-губернатором. Он мог принять в гражданство империи местное население, в пределах края определял ставки налогов, вел районирование края. 

Генерал-губернатор обладал большой карательной  властью. Особо надо отметить права  генерал-губернатора, которому по измененной и дополненной ст. 15 предоставлялись следующие полномочия: 

1) высылать  вредных, по политической неблагонадежности,  туземцев в места, раннее определенные  с министром внутренних дел; 2) высылать из вверенного ему  края уроженцев сопредельных ханств и иностранцев, если пребывание их в крае считалось нежелательным; 3) высылать на родину из пределов Бухарского и Хивинского ханств неблагонадежных и порочных русскоподданных на основании представлений Российского Политического агента в Бухаре (ст. 15; 3) Генерал-губернатор должен был бороться с инакомыслием, особенно пропагандой инакомыслия лицами, которые считались политически неблагонадежными. Положение давало ему право приговорить их к ссылке на срок более пяти лет, с согласия министра иностранных дел; 4) согласно же ст. 16, в исключительных случаях, генерал-губернатору предоставлялось право испрашивать Высочайшее разрешение на предание виновных в тяжких преступлениях военному суду для осуждения по законам военного времени; 5) в случае объявления военного положения, ему давалось право без суда и следствия сажать в тюрьму сроком до 3-х месяцев любое лицо из местного населения. 

Генерал-губернатор Туркестанского края имел право непосредственного  вмешательства во внутренние дела Бухарского и Хивинского ханств, вместе с Политическим агентом предлагал эмиру кандидатуры на замещение различных должностей и т.д. 

21 

Институт  политического агента был создан по инициативе Бухарского эмира. Политический агент являлся представителем русского царя в эмирате, имел судебные, административные, полицейские и иные полномочия, которые давали ему возможность вмешиваться в дела Бухарского эмирата, являющегося протекторатом Российской империи, по любому вопросу и в любое время. Российское императорское политическое агентство вначале подчинялось Министерству иностранных дел, впоследствии Туркестанскому генерал-губернатору, а через него - военному министру. 

Правительство Бухары свои сношения с Российским государством осуществляло только через  это агентство, в обязательном порядке согласовывая с ним все важнейшие вопросы своей внешней и внутренней политики. В Бухарском эмирате не только такие крупные чиновники, как кушбеги и казий-калон, но даже беки и казии крупных бекств назначались по рекомендации или с согласия Политического агента. 

Глава третья - "Становление и развитие органов  управления как институтов государственности"[17]. В данной главе исследуется собственно управленческий, административный аппарат. Автор рассматривает органы общей  и отраслевой компетенции. Эта глава состоит из четырех параграфов. В первом из них - "Становление и развитие органов управления в период до образования государственности Саманидов" - речь идет об институтах государственности доисламского Таджикистана. 

Проведя анализ становления и развития органов управления, соискатель аргументирует мнение, что согласно современной терминологии, органом общей компетенции являлся везир. Это был древнейший институт государственности предков таджикского народа, достигший своего наиболее высокого статуса в государстве Ахеменидов. При последних везир являлся вторым после главы государства властвующим лицом, руководил всеми чиновниками канцелярии, был ответственен только перед монархом, являлся главой всего административного и военного аппарата управления, был ответственным и за деятельность канцелярии, в сферу его деятельности входили также прием и проводы гостей государства, послов, иностранцев. Ему принадлежали широкие полицейские и военные полномочия. 

Информация о работе Государственная служба