Государственная политика доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережения.

Содержание

Введение

1. Виды доходов

1.1. Заработная плата

1.2. Безденежные доходы населения

1.3. Доходы неформального сектора экономики


2. Распределение доходов

2.1. Причины неравномерного распределения доходов

2.2. Плюсы и минусы неравенства доходов населения



3. Государственная политика доходов

3.1. Государственное регулирование доходов

3.2. Государственная политика доходов РФ

3.3. Антикризисные меры

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

    Две первые системы связаны с установлением  минимума заработной платы по отдельным отраслям и профессиям, а две  другие – системы общего применения.  По своей сути минимальная заработная плата – это обеспечение суммы жизненных средств, необходимых для простого физического воспроизводства рабочей силы. В этом случае заработная плата обеспечивает только воспроизводственную функцию.

    По  заключению Международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой считается минимальная  заработная плата, которая достигает 68%1 национальной средней заработной платы. В развитых странах этот принцип соблюдается, а в некоторых даже  превышается рекомендуемый норматив. Тем самым реализуется стимулирующая функция заработной платы. В России минимальный размер оплаты труда периодически пересматривается, но отставание минимальной заработной платы от прожиточного минимума возрастает. Её уровень не гарантирует удовлетворения даже физиологических потребностей.

    Таблица  1.

показатели 2006 2007 2008 2009 2010
Прожиточный минимум, руб. 472 532 626 701 843
Минимальная заработная плата, руб. 3400 3600 4000 4300 5000
Отношение минимальной заработной платы к средней заработной плате, %. 19,8 20,6 22,8 24,2 25
 

    Как видно из Таблицы 1 такой показатель, как отношение минимальной заработной платы к средней заработной плате, начиная с 2006 повышался. Отношение минимальной заработной платы к средней заработной плате в 2006 году составило 19,8%2, а в 2010  – 25%.  При этом произошло увеличение и минимальной заработной платы: в 2006 году 3400 рублей, а в 2010 году 5000 рублей.

    Повышения минимальной заработной платы можно  достичь путём постепенного приближения её значения к величине прожиточного минимума или путём снижения норматива потребления. Если повысить уровень минимума зарплаты без увеличения спроса на рынке труда, то это приведёт к снижению численности занятых, к массовым увольнениям, к резкому увеличению безработицы. Другой путь – это развитие производства, инвестирование, структурная перестройка экономики. Это повысит занятость, а, следовательно, и доходы.

Безденежные доходы населения.

 

    Основными источниками безденежных доходов населения являются общественные фонды потребления и личные подсобные хозяйства.

    Общественные  фонды потребления  представляют собой разновидность коллективной формы потребления и образуют материальную базу для функционирования сферы бесплатного обслуживания населения. За счёт таких фондов содержатся больницы, поликлиники, школы, колледжи, вузы, детские сады ясли, учреждения культуры. За счёт бесплатного представления этих услуг обеспечивается более высокий уровень потребления для всех слоёв населения.

    Общественные  фонды потребления  отличаются от распределения доходов через оплату труда и собственность тем, что получаемые блага не переходят в личную собственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого человека. Эти блага остаются объектами общественной собственности, используются совместно, увеличивают размеры совокупного дохода на душу населения.

    В средствах фондов денежные выплаты  составляют половину общей суммы фондов потребления, а немного меньше половины этих выплат составляют расходы на предоставление населению на бесплатных или льготных условиях услуг по воспитанию и образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья.  Аналогичные виды услуг предоставляются за счёт местного бюджета для муниципальных учреждений здравоохранения, просвещения, культуры. Разнообразие безденежных вариантов доходов зависит от экономических возможностей регионов.  Самыми распространёнными из них – бесплатный проезд для пенсионеров и других групп населения, льготы на коммунальные услуги, дотации на питание. В фирмах предоставляются льготы на содержание детей в детских садах, оздоровительных лагерях, на проезд в общественном транспорте.

    Личное  подсобное хозяйство  в России имеет сложную историю. Были периоды его ограничения и свёртывания, периоды его полного запрещения. В настоящее время политика по отношению к личным подсобным хозяйствам направлена на их развитие. В отношении населения к личным подсобным хозяйствам решающую роль могут играть и неэкономические факторы. Потребность в свободном времени, желание использовать его для удовлетворения культурных, а не материальных потребностей могут привести к отказу населения от ведения подсобного хозяйства. Для того чтобы оценить перспективы развития личных подсобных хозяйств, выявить тенденции изменения доходов из этого источника, необходимо рассмотреть те факторы, которые способствуют росту и сдерживают рост производства продукции в личных подсобных хозяйствах.

    Факторы роста:

    -ухудшение продовольственной ситуации в стране, возрастание дефицита на ряд продуктов питания, что связано с недостаточным развитием и низкой эффективностью сельского хозяйства;

    - политика государства в отношении развития форм собственности;

    - выгода от использования личных подсобных хозяйств: личные подсобные хозяйства занимают 3% земельных угодий, а производят 38% валовой продукции всего сельского хозяйства, практически не имеют потерь и отходов, предоставляют свободу экономического поведения;

    - оказание государством конкретной помощи этому сектору;

    - рост цен на продукцию личных подсобных хозяйств;

    - перераспределение трудовых ресурсов в результате высвобождения лиц, занятых в отраслях экономики;

    Факторы,  сдерживающие рост:

    - уменьшение свободного времени членов семей, владеющих личными подсобными хозяйствами;

    - непопулярность работы на личных подсобных хозяйствах молодёжи из-за высокой доли ручного, физически тяжёлого труда;

    - повышение цен на транспорт, топливо, инструменты.

    Значимость  личных подсобных хозяйств определяется также тем местом, которое они занимают в структуре благосостояния населения, тем, как они влияют на рост доходов и потребления. Они оказывают существенное влияние на уровень жизни различных слоёв населения, так как произведённая в них продукция является доходом в натуральной и денежной форме. Получение доходов от личных подсобных хозяйств является необходимым условием повышения благосостояния значительной части сельских жителей, пенсионеров, безработных и частично занятых работников.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доходы неформального сектора экономики. 

    Неформальный  сектор экономики оказывает заметное влияние на социально-экономическую ситуацию в целом, уровень жизни населения, состояние рынка труда. Неформальный сектор – это фактически самостоятельный сегмент рынка труда со значительным числом занятых, определёнными сферами деятельности.

    Границы между понятиями теневой экономики  и неформального её сектора достаточно условны.

    Неформальный  сектор экономики рассматривается Международной организацией труда как совокупность очень мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги. Они состоят в основном из независимых, самостоятельно занятых производителей. Некоторые из них используют также труд членов своей семьи, нескольких наёмных работников. При этом хозяйственные единицы являются предприятиями домашних хозяйств.

    Теневая экономика  - более широкое понятие. В неё включают всю экономическую деятельность, которая не регистрируется официальной статистикой и не  облагается налогами, то есть неформальный сектор и нелегальные виды деятельности.

    Предполагается, что предприятия «теневой экономики» крупнее предприятий неформального сектора и не являются предприятиями домашних хозяйств.

    Итак, к неформальному сектору относится  не зарегистрированная экономическая деятельность, осуществляемая гражданами, самостоятельно или в рамках мелких производственных единиц за собственный счёт или с использованием средств труда предприятий формального сектора.

    По  некоторым расчётам, в настоящее  время около 40%3 доходов семей остаются неизвестными налоговому ведомству. В сумму неучтённых доходов наряду с доходами от неформальной занятости входят и скрытая  оплата труда в формальном секторе, доходы от «теневых» сделок, определить которые не представляется возможным. По самым общим расчётам, на долю собственно неформального сектора приходится около трёх четвертей всех неучтённых доходов населения.

    Наиболее  типичными видами неформальной деятельности являются: уличная торговля; услуги населению по строительству, ремонту, пошиву; частные услуги – уборка, приготовление пищи; репетиторство, частные уроки; а также брокерство и посредническая деятельность. Все эти виды деятельности в большинстве случаев осуществляются без патентов, контрактов, не декларируются в налоговой инспекции.

    Для большинства людей доходы от неформальной занятости являются вторичными. Прежде всего, это касается тех, кто работает неполную рабочую неделю или находится в административных отпусках; тех, кто занят в отраслях с низким уровнем оплаты труда.

    Можно предположить, что значительная часть людей, которые учитываются, как экономически неактивное население, на самом деле занята в неформальном секторе. Это вызвано либо сознательным переходом в неформальный сектор в поисках более высоких доходов, либо невозможностью найти работу в формальном секторе.

    В наибольшей степени в неформальный сектор вовлечена молодёжь и в  целом учащиеся. Имеющие дополнительный доход лица старших возрастов, особенно пенсионеры, как правило, получают его от неформальной занятости. Люди с высоким уровнем образования реже других имеют дополнительные доходы в неформальном секторе.

    В неформальный сектор вовлечено значительно  больше людей с высокими доходами, чем с низкими. Но это свидетельствует не о высоком уровне доходов в данном секторе, а о более высоких доходах лиц, вообще имеющих дополнительные заработки.

    Масштабы  неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы только с Италией, где до 30% ВНП производится «теневой экономикой». Общий уровень вовлечённости населения России в неформальную занятость сопоставим с развивающимися странами. В первую очередь с латиноамериканскими странами, где такая занятость составляет 25 – 45%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Причины неравномерного распределения  доходов. 

    Один  из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:    

1) величиной  имущества всех видов, находящегося  в собственности отдельных граждан;  
    2) величиной текущих доходов граждан.

    Люди  получают доходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями) или  предоставляют находящиеся в  их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

    1) разная ценность принадлежащих  людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

    2) разная успешность использования  факторов производства (например, работник  в фирме, производящей дефицитный  товар, может получать более  высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

    3) разный объем принадлежащих людям  факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Информация о работе Государственная политика доходов