Государственная политика доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережения.

Содержание

Введение

1. Виды доходов

1.1. Заработная плата

1.2. Безденежные доходы населения

1.3. Доходы неформального сектора экономики


2. Распределение доходов

2.1. Причины неравномерного распределения доходов

2.2. Плюсы и минусы неравенства доходов населения



3. Государственная политика доходов

3.1. Государственное регулирование доходов

3.2. Государственная политика доходов РФ

3.3. Антикризисные меры

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Введение

1. Виды доходов

   1.1. Заработная  плата

   1.2. Безденежные  доходы населения

   1.3. Доходы  неформального сектора экономики 

2. Распределение доходов

    2.1. Причины  неравномерного распределения доходов

    2.2. Плюсы и минусы неравенства доходов населения

   

3. Государственная политика доходов

    3.1. Государственное  регулирование доходов

    3.2. Государственная  политика доходов РФ

    3.3. Антикризисные меры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  доходов. 

    Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода. Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на четыре группы:

- доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы;

-  доход, получаемый за счет использования иных факторов производства: доход от  владения капиталом - процент,  доход от владения землёй - рента, предпринимательский доход;

-  трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия,  дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей и т.д.;

-  доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.

    Натуральные доходы населения – все поступления продуктов сельского хозяйства: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы. Соотношение между денежными и натуральными доходами периодически меняется, но всё-таки, более распространённой формой доходов является денежная форма. У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.

    Важное  значение для характеристики благосостояния населения имеют совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населения для удовлетворения своих потребностей.  Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных фондов потребления.

    Доходы  бывают  номинальными, располагаемыми и реальными. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от  налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заработная  плата.

    Заработная  плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда.

    На практике заработная плата может принимать различную форму премий, гонораров, комиссионных вознаграждений, месячных окладов. Все они означают ставки заработной платы в единицу времени - за час, день и т. д. Таким образом можно дать более точное определение: ставка заработной платы - это цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда.

    Существуют  виды заработной платы:  денежная, или номинальная, и реальная. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за определённый промежуток времени (час, день, неделю и т. д.). Располагаемая заработная плата – это сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд.  Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату;  реальная заработная плата - это покупательная способность номинальной заработной платы. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 9% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 4%. Не обязательно номинальная и реальная заработная плата изменяются в одну и ту же сторону. К примеру, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная заработная плата в то же самое время - уменьшиться, если цены на товары растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

    Выделяют  следующие функции заработной платы.

    1. Воспроизводственная функция состоит в определении такого абсолютного размера заработной платы, который позволяет осуществить нормальное воспроизводство рабочей силы. Поэтому эта функция выполняет определяющую роль по отношению к другим. Это стало особенно актуально в конце 90-х годов, когда все вопросы, касающиеся оплаты труда сводятся к возможностям обеспечения достойного уровня жизни. В случае, когда заработная плата по основному месту работы не обеспечивает работнику и его семье нормальное воспроизводство, возникает проблема дополнительных заработков. А они не всегда вызывают позитивные последствия. Дополнительная работа приводит к истощению трудового потенциала, снижению профессионализма, ухудшению трудовой и производственной дисциплины.

    2. Статусная функция заработной платы предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Трудовой статус – это место работника по отношению к другим работникам. Поэтому размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его соответствие с трудовыми усилиями работника позволяет судить о справедливости размера его заработной платы.  Статусная функция важна, прежде всего, для самих работников с точки зрения их притязаний на заработную плату и для своей реализации требует материальной базы.

    3. Стимулирующая функция заработной платы предполагает побуждение работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда.  Этой цели служит установление размера вознаграждения за труд  в зависимости от достигнутых работником результатов. Если же заработная плата не будет зависеть от личных усилий работника, то это приведёт к ослаблению стимулирующей функции и, следовательно, к снижению инициативы и трудовой активности. Реализация этой функции осуществляется руководством фирмы посредством различных систем оплаты труда.

    4. Регулирующая функция заработной платы  воздействует на соотношение спроса и предложения рабочей силы, на формирование персонала и степень его занятости. Эта функция выступает балансом между работниками и работодателем. Основа реализации функции – дифференциация в оплате труда по группам работников.

    5. Производственно-долевая функция заработной платы определяет меру участия живого труда в образовании цены товара, его долю в совокупных издержках производства и издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить величину стоимости рабочей силы, её конкурентно способность на рынке труда. Эта функция важна не только для работодателя, но и для работника. Некоторые системы бестарифной оплаты труда и другие предполагают тесную связь заработной платы и фонда оплаты труда, личного вклада работника.

    Говоря  о заработной плате, я хотела бы сказать  немного об её государственном регулировании.

    Реформы 90–х годов показали неэффективность  либеральных методов, т. е. методов, которые предполагают уход государства из экономики. Переход от социалистической модели экономики к капиталистической без государственного управления  невозможен, потому что одна модель не содержит элементов другой модели.  Поэтому усиленное вмешательство государства необходимо во всех сферах социально-экономической жизни, не исключая и оплаты труда. 

    Усиление  государственного регулирования оплаты труда может осуществиться только путём вмешательства государства в преобразование сложившейся в советское время системы в рыночную. Необходимо выяснить характер такого вмешательства. В прежней экономической модели государственное регулирование оплаты труда было основным принципом организации заработной платы. Фонд заработной платы являлся частью национального дохода, которая ежегодно предусматривалась в бюджете отдельной строкой. У государства находились все рычаги управления заработной платой: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты премий, доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной численности персонала на предприятиях.   В результате же реформ решение вопросов по оплате труда переместилось на уровень предприятий. Они самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда.  Государство ограничилось установлением минимума заработной платы, осуществлением регулирования условий оплаты труда для работников бюджетной сферы.  Это нормально для моделей рыночной экономики, но обычно работники и работодатели развитых стран договариваются по вопросам тарифных ставок как минимум на отраслевом и территориальном уровнях.  Рамки отдельного предприятия для организации заработной платы слишком узки.  В развитых странах  этим занимаются специальные фирмы. Но коль скоро, в России таких фирм нет, то логично было бы заниматься разработкой этих проблем на государственном уровне.

    В современной рыночной экономике  предприятия самостоятельны в выборе формы и системы оплаты труда. Работодатель сам заботится о связи заработной платы с конечными результатами труда, устанавливая системы оплаты так, чтобы они позволяли каждому работнику хорошо зарабатывать, а работодателю приносили желаемый результат.  Государство не вмешивается непосредственно в организацию заработной платы, но в то же время принимает в ней активное участие. Оно поддерживает покупательную способность заработной платы и других денежных доходов населения посредством защиты от инфляции. Оно реализует права работников на оплату труда со стороны неплатёжеспособного работодателя. Эти вопросы решаются на законодательном уровне.

    Итак, исходя из всего вышесказанного, можно  установить три направления усиления государственного воздействия на организацию  оплаты труда в современных российских условиях.

    Первое  – это активное блокирующее вмешательство государства в процесс снижения покупательной способности заработной платы.

    Второе  – это содействие государства  выполнению заработной платой стимулирующей функции.

    Третье  направление состоит в усилении государственного регулирования макроэкономических процессов, прежде всевго динамики соотношения денежной заработной платы и цен.

    Наиболее  эффективным средством государственного регулирования заработной платы является определение гарантированного минимума оплаты труда.

    Минимальная заработная плата – это социальная норма, она представляет собой низшую границу стоимости рабочей силы самого простого труда в нормальных условиях производства. Она устанавливается государственными законами.  Основными критериями минимума заработной платы являются:

    - потребности работника и его семьи с учётом общего уровня заработной платы в стране, социальных выплат;

    - факторы экономического характера (уровень и темпы роста национального дохода, уровень занятости, платёжеспособный баланс страны).

    Введение минимума заработной платы преследовало несколько целей. Первая – это устранение чрезмерной эксплуатации низкоквалифицированных работников. Вторая – повышение самых низких уровней заработной платы с целью повышения общего уровня оплаты труда. И третья – поддержка социальной политики в области перераспределения  национального дохода.

    Системы минимальной заработной платы разнообразны, наиболее распространённые из них следующие:

    - защита социально уязвимых групп населения, которые имеют низкие заработки и неконкурентоспособны на ранке труда;

    - установление справедливого уровня заработной платы (такие системы характерны для определённых отраслей и профессий);

    - установление базы структуры заработной платы;

    -установление минимума заработной платы в качестве инструмента макроэкономической политики для достижения крупных национальных целей: регулирования экономического роста, улучшение распределения доходов.

Информация о работе Государственная политика доходов