Естественно-правовая и позитивистская теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Сейчас данная проблема приобрела глобальный характер и стала предметом всесторонней международной защиты. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью демократизации власти, формированием качественно новых отношений между обществом и отдельным индивидом, что выдвигает как к человеку, так и к обществу повышенные требования.

Содержание

Введение.
Естественно-правовая и позитивистская теории.
Свобода позитивная и негативная.
Свобода воли.
Свобода, право, ответственность.
Поколения прав и свобод.
Анархизм и его теоретические разработки.
Соотношение понятий право и закон.
Юридическое и фактическое равенство.
Достижения в области понимания прав и свобод личности.
Характеристики свободы воли и ее значение.
Гарантии прав и свобод.
Правовой статус человека как совокупность его прав и свобод.
Первые декларации, закрепившие права и свободы в качестве основы деятельности государства.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

право и свобода.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

  Основными принципами современного  ’’всеобщего правового гражданского  общества’’ должно быть, естественно, моральная оправданность, максимальная опосредованность моральными началами, основанными на понятии о человек как ’’существе свободном’’ и составляющими сущность конкретно-исторических правовых законов.

   Закон, противоречащий моральным принципам, должен быть признан несовершенным юридическим актом. Везде, где отрицается свободная личность, его правовая значимость, там нет, и не может быть ни права, ни действительно правовых законов. Данный принцип - суть идеи правового государства, демократии, которые не могут рассматриваться отдельно от идеи прав, свобод, обязанностей, ответственности человека и гражданина.         Поэтому приоритет в процессе развития общественных отношений должен принадлежать самопознанию и самосознанию не только конкретной социальной группы, сколько именно человеку, человеческой личности.        Человек должен восприниматься не сквозь призму ’’логики вещей’’ и не как лишь органическая составляющая абстрактной величины ’’народ’’, но и как активная фигура социального процесса, которая может и должна воздействовать на этот процесс.

  Человеческая личность должна быть главной целью, основным принципом социального развития, а не объектом государственного управления или средством осуществления государственной политики. Законодательно признанные естественные права и свободы человека должны стать реальной наивысшей социальной ценностью, сердцевиной всей правовой системы государства.     

  Границы действия государственной власти должны определяться не просто юридическими актами, а духовно-материальной необходимостью обеспечения свободы человека, обусловленной морально-этическими нормами, которые образуют духовный ’’каркас’’ и начало правопорядка в обществе.

 Главная задача и сущностная  роль государства, права и законодательство должны заключаться в обеспечении и охране личной свободы человека от антиправовых деяний, материальных и духовных условий реализации этой свободы, ответственности индивида за злоупотребление свободой, за неправомерное поведение.

  Процесс использования прав и свобод человека должен основываться на соблюдении естественных и законных правил человеческого сосуществования.

  Свобода воли человека, то  есть его способность сознательно  и добровольно выбирать тот  или иной вариант поведения  и, главное, ’’самоограничивать произвол’’, прежде всего личный, не только определяет уровень его социальной автономности и равенства, но и осознанную ответственность человека в обществе.

  Что касается законности, то  ее обеспечение должно основываться, прежде всего, на понимании закона как юридического выражения права, как формы, в которой свобода в обществе получает свое легализованное существование.

  Законность - это сложное социально-правовое явление, отражающее уровень правовой организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и общества, права и государства, права и закона. Предпосылкой соблюдения законности должно быть создание правовых законов.

  Свободе могут препятствовать не только непосредственно неправовые акты, но и принуждение, ограничивающее волю человека как один из важнейших источников его прав, свобод и обязанностей.

Поиск решения проблемы свободы определил становление и развитие современного общества как социальной системы.

Заключение:

В заключение хотелось бы отметить, что мерой социальной свободы и права является человек, поэтому все зависит от каждого человека, как части целого - общества. Никто не может дать человеку свободы, сам человек должен достичь свободы путем саморазвития себя как личности. Свобода – это выбор, который человек делает в своей повседневной жизни, а также осознание ответственности за свой выбор. Чтобы свободой можно было обладать, ее надо ограничивать, так как каждый индивид должен обладать одинаковой мерой свободы. Человек, в силу того, что он является членом общества, не может быть полностью свободен от него. Наша свобода не должна ограничивать свободу других людей. Мы можем стать действительно свободными лишь благодаря свободе других. Именно поэтому, только на определенной стадии человек, а вместе с ним и общество, смогут стать свободными. При этом не следует делать из свободы самоцель, потому что в результате этого человечество станет заложником свободы и свобода превратиться в свою противоположность. Главной же предпосылкой лишения свободы является лишение человека права собственности.

  Право и свобода не могут  существовать отдельно друг от  друга, потому что право является  объективной предпосылкой свободы, ее объективации. В определенные  исторические моменты общество может пожертвовать свободой ради достижения безопасности. Однако это очень опасный выбор, потому что государство в этом случае само определяет границу свободы человека.

При всей вере в святость и безусловность человеческой свободы, ее содержание сводят только к внешним проявлениям, которые напрямую зависят от общества в целом. Но где же ее абсолютный характер, если она зависит от внешних причин? К какому идеалу нам надлежит стремиться? В чем заключается цель нашего исторического развития?

  Свобода – это идеал, к которому надо стремиться, но следует понимать, что свобода всегда удаляется от нас на столько - на сколько мы ее достигаем. Это дорога в ’’бесконечность произвола’’. В каждом обществе есть свои объективные предпосылки ’’общественной необходимости’’, то есть все должно зависеть от конкретно-исторических общественных установок. На наш взгляд каждое общество возьмет столько свободы, сколько оно сможет усвоить, потому что все остальное будет подвержено отторжению.

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996.

Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М.,1998.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.,1999.

Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб.,1996.

Нерсесянц В.С. Философия права. М.,1997.

Матузова Н.И., Малько А.В.Теория государства и права. М.,1997.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.,1997.

Марченко М.Н. Теория государства и права. Том 1. М.,2005.

Лукашева Е.А. Права человека. М.,2000.

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Мн.,2003.

Лившиц Р.З. Теория права. М.,1994.

Морозова Л.А. Теория государства и права. М.,2005.

Алексеев С.С. Теория права. М.,1994.

Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Социология права. М.,1995.

Диденко Н.Г., Селиванов В.Н.,2001./ научная статья.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.,1995.

Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.,2000.

Величко А.М.//Правоведение// 2002.

Всеобщая декларация прав человека: Принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи 10 декабря 1948 г. // Права человека: Сборник международно-правовых документов / Под ред. Щерба В.В. – Мн. 1999.

 

 

 

 

 

1 Конституция Республики Беларусь 1994. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996).

2 Лукашева Е.А. Права человека. М.,2000.

 

1 Марченко М.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Том 1.С.31.

1 Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Мн.,2003.С.238.

1 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.,1999.С.264-273.

 

1 Всеобщая декларация прав человека: Принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи 10 декабря 1948 г. // Права человека: Сборник международно-правовых документов / Сост. В. В. Щерба. – Мн. 1999.

 

1 Кант И. Соч. Т.6. М., 1996. С.13.

2 Гегель Г.В. Философия права. М.,1990. С.81.

1 Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.

1 Марченко М.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Том 1. С.125-144.

2 Там же.

1 Козлихин И.Ю.Право и политика. СПб.,1996.С.135-152.

2 Руссо Ж.Ж.Об общественном договоре, или принципы политического права. Об общественном договоре. Трактаты. М.,1998.С.198.

1 Марченко М.Н. Теория государства и права. Том 1. М.,2005. С.358-365.

2 Решетников С.В. Человек и общество. Мн., 2002.С.349-354.

1 Нерсесянц В.С. Философия права. М.,1997.С.20

1 Гегель Г.В. Философия права. М., 1990.С.386.

1 Матузова Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.,1997. С.231-238.

1 Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. Мн., 1999.С.211.

1 Памятники римского права: Законы 12 таблиц. Дигесты Юстиниана. М.,1997.С.169.

2 Черниловский З.М. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984. С.182-185.

3 Там же.


Информация о работе Естественно-правовая и позитивистская теории