Естественно-правовая и позитивистская теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Сейчас данная проблема приобрела глобальный характер и стала предметом всесторонней международной защиты. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью демократизации власти, формированием качественно новых отношений между обществом и отдельным индивидом, что выдвигает как к человеку, так и к обществу повышенные требования.

Содержание

Введение.
Естественно-правовая и позитивистская теории.
Свобода позитивная и негативная.
Свобода воли.
Свобода, право, ответственность.
Поколения прав и свобод.
Анархизм и его теоретические разработки.
Соотношение понятий право и закон.
Юридическое и фактическое равенство.
Достижения в области понимания прав и свобод личности.
Характеристики свободы воли и ее значение.
Гарантии прав и свобод.
Правовой статус человека как совокупность его прав и свобод.
Первые декларации, закрепившие права и свободы в качестве основы деятельности государства.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

право и свобода.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

  Отмечая, что право есть свобода, обусловленная юридическим равенством, В.С.Соловьев сделал вывод, что ’’свобода есть необходимое содержание любого права, а равенство - его необходимая форма. Отмените свободу, и право становится своею противоположностью, то есть насилием’’.

  Эта точка зрения пользуется широкой популярностью, поэтому многие исследователи даже не проводят различий между правом и свободой, что, по нашему мнению, является не совсем правильным, так как праву сопутствует такая категория как ’’обязанность’’, которая вытекает из права.

  Однако чтобы позитивное право действовало эффективно, являлось разумным, обеспечивало в обществе порядок и свободу, оно должно основываться на правосознании человека, познавшего и понявшего необходимость как таковую. Свобода, которая получает в праве свою нормативную форму выражения,  должно заключаться не в умозрительной независимости от объективных закономерностей бытия, а в истинном познании этих закономерностей.

  Некоторые исследователи считают, что содержание права зависит от нации и истории ее развития. В связи с этим выделяют различные правовые системы, которые во многом отличаются друг от друга. Они считают, что, если право составляет продукт народного духа, то образование права есть не что иное, как постепенное раскрытие этого духа в историческом процессе. Из народного духа создается народное правосознание, которое выливается в нормы права.

  Воля человека есть его  действительное ’’я’’.                                                      

  Индивидуальная воля в общественной жизни проявляет себя в процессе столкновения ее с волей других лиц либо как свобода, либо как ограничение воли. Фактическая воля - это способность личности совершать регулирование  своего поведения; это высший уровень регуляции личности, противостоящий импульсивным мотивам, образующимся стихийно. Волевой акт есть, прежде всего, акт сознания, возникающий по поводу каких-либо объектов познавательной деятельности человека. Любое деяние является следствием процесса мышления, истинность результатов которого апробируется реальностью, человек познает мир путем его опредмечивания и распредмечивания, то есть действительность существует не только вне человека, который, кстати, сам является органичной составляющей такой действительности, а и в самом человеке.

  Свобода воли является сущностным признаком права, противостоящим его характеристике как неволе, ограничению воли.

Характеристика свободы воли и ее значение:

  Свобода воли - одна из центральных категорий философско-правового осознания проблемы взаимоотношения права и свободы. С точки зрения права свободу воли можно определить как способность и возможность лица осуществить собственный выбор и вести себя в соответствии с личными интересами и целями при условии реализации определенных прав, соблюдения обязанностей и несения ответственности.

  Свобода воли как социальное явление - первооснова любого открытого гражданского общества, демократического, социального, правового государства. Признание волевой природы права как одного из главных его признаков имеется в различных определениях и характеристиках права в качестве: выявления общей воли (Ж.Ж.Руссо), классовой воли (К.Маркс).

  В реальной жизни свобода воли обретает свое выражение в законодательном закреплении прав, свобод, обязанностей и ответственности человека и гражданина. Однако в условиях общественной жизни свобода воли не может быть абсолютным, ничем не связанным, ничем не ограниченным феноменом. Именно поэтому в конкретных юридических отношениях, которые возникают в правовой действительности, свобода воли каждой стороны всегда ограничена, с одной стороны - общим уровнем развития и характером конкретного общества и существующей власти, а с другой - свободой волеизъявления, поведением других субъектов права.    Свобода выбора одного из многих вариантов поведения предусматривает, прежде всего, осознание индивидуумом внешних границ реализации его конкретных желаний. Однако истинность такого осознания обусловлена внутренней, духовной структурой данного индивида.

  Свобода деяния как форма  существования свободы воли по  сути своей является практической возможностью ее проявления как с точки зрения внутренней моральной характеристики человека, так и с точки зрения существующих внешних ограничений.

  Свободной и истинной воля  становится лишь тогда, когда  она не только действительна, но и необходима. Ясно только одно: без создания условий реализации свободы воли отдельного индивида, гражданское общество невозможно. Гражданское общество является необходимым элементом на пути к становлению ’’царства свободы’’.

  Воздействие причин, географического, экономического, культурного характера, на содержание норм права или судебного решения как определенной закономерности было доказано мировой исторической общественной практикой. Эта закономерность была сформулирована еще Ш.Л.Монтескье, который являлся основателем натуралистической теории.

Гарантии прав и свобод:

 Гарантии прав и свобод в любом сообществе являются наиболее важным компонентом в их реализации, в противном случае они становятся пустой декларацией. Они зависят от целого комплекса материальных и духовных факторов, от уровня правовой культуры, существующего уровня благосостояния конкретного общества. В современном обществе гарантии прав и свобод получают свое юридическое закрепление не только в Конституции государства, законах, но и в различных международных договорах, а также в деятельности различного рода международных организациях по защите прав и свобод человека, в которые человек может обращаться. Однако наиболее действенные гарантии предоставляются посредством деятельности государственных органов, милиции и системы судебных органов.

Воля законодателя является проявлением и субъективного, и объективного.    Уполномоченное лицо, безусловно, выражает и свою собственную волю, хотя формально лишенную определенной индивидуальности, и признает важность факторов, действующих в обществе помимо его собственной воли. Данная проблема относится к проблеме соответствия закона праву, так как часто такого соответствия не наблюдается, в связи с чем, выделяют как правовые, так и не правовые законы. Следует заметить, однако, что право не может существовать вне закона. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели - сохранять и расширять свободу людей.

  Однако с большой вероятностью можно утверждать, что большее соответствие закона праву наблюдается в обществах с высокой правовой культурой, где велика роль общественных организаций и их степень влияния на правотворчество, то есть к данным обществам относятся государства с большим опытом демократизма, с развитым гражданским обществом -правовые государства.

  Фактически сам человек и  только он способен ограничивать  свою волю.   Признавая общие  ценности сообщества, приобретая  новые знания о реальности, человек  способен корректировать собственную  систему ценностей. Гегель отмечал, что ’’именно в произволе заключается причина несвободы человека. Если я хочу разумного, то я поступаю не как обособленная личность, а согласно понятиям нравственности вообще; в нравственном поступке я утверждаю значимость не самого себя, а сути. Совершая же превратное, человек больше всего проявляет свою обособленность...1’’

Важным условием достижения цели есть свобода выбора варианта поведения. 

  Юридической границей индивидуальной  свободы личности, ее воли являются  субъективные права. Однако воля  индивида проявляет себя как правовое явление, если только она не противоречит проявлению воли других отдельных индивидов или общей воли любой социальной целостности.       Формой согласования воли сторон договорных отношений в процессе их волеизъявления является договор, который создает и определяет конкретный круг прав и обязанностей этих сторон.

Правовой статус человека как совокупность его прав и свобод:

  Непосредственные права и  свободы человека закреплены  в его правовом статусе, который  является составной частью правовой системы, регулятором общественных отношений. Основанием правового статуса является фактический социальный статус, правовое положение человека, то есть его реальное положение в данной системе общественных отношений, характеризующееся такими ценностями, как справедливость, равные возможности, социальная полезность, свобода мысли, выбора, действий и т.д.

  Правовой статус личности  представляет собой совокупность  закрепленных в нормативно-правовых  актах прав, свобод, законных интересов, обязанностей и ответственности, гарантированных государством, в соответствии с которым личность как субъект права координирует свое поведение в обществе1.

  Правовой статус отражает и закрепляет с помощью действующих юридических норм, наиболее существенные, исходные принципы правоспособности человека и гражданина как субъекта тех или иных юридических отношений. Формально правовой статус личности составляет юридическую основу и средство стимулирования социальной активности конкретного человека. Важнейшим признаком правового статуса личности является его относительная стабильность, то есть правовой статус является юридической мерой социальной свободы. Правовой статус, помимо прав и свобод, закрепляет, также, гарантии их реализации и деликтоспособность человека.

  Мировоззренческой основой процесса понимания и становления такого института как правовой статус личности является по своей сути философско-правовое учение о свободе как естественном состоянии человека и одной из наивысших социальных ценностей.

  На наш взгляд неверно ограничивать понятие свободы сферой взаимоотношений человека и общества, а тем более сводить ее к правовым отношениям государства и гражданина.

  Тем не менее, в недавние годы в советской юридической литературе можно было встретиться с совершенно определенной оценкой свободы личности именно как политического и правового института. Но с такой оценкой нельзя согласиться хотя бы потому, что она ограничивает проблемы свободы рамками политической организации общества, а материальные и социальные предпосылки свободы подменяет формальными юридическими правами и свободами.

  Следует понимать, что свобода личности и правовой статус гражданина – категории не однопорядковые. Отождествлять их – значит неизбежно прийти к выводу о том, что по воле законодателя можно ’’ввести’’ свободу личности или ’’исключить’’ ее из жизни общества, что свобода личности, выражающая существенную сторону общественных отношений, вторична по отношению к правовому статусу гражданина1.

  Однако никогда не следует  ставить свою свободу превыше  всего, потому что быть свободным одному, когда все остальные не свободны нельзя. Именно поэтому римские юристы считали, что ’’свобода - дело общественное, а не частное’’.

  На протяжении всей истории  право исполняло функцию ’’официального’’  мерила социальной свободы как показателя границ должного и возможного. Это дает основание понимать право как сферу и форму свободы людей. Дозволения и запреты как нормы права выступали элементами нормативной структуры оформленности свободы в общественном бытии людей. Они очерчивали границу достигнутой свободы воли, границу между свободой и несвободой на соответствующей ступени исторического развития

  ’’Свобода, - отмечал римский  юрист Флорентин,- является естественной  способностью каждого делать  то, что ему угодно, если это  не запрещено силой или правом’’1.

’’Право свободы’’ рассматривалось политическими мыслителями и философами 18 в., такими, как Монтескье и Руссо, главным, среди всех естественных прав человека.

Первые декларации, закрепившие права и свободы в качестве основы деятельности государства:

  Впервые формально развернутое  закрепление естественно-правового понимания свободы как принципа происходит в конце 18 века в Декларации независимости США 1776г., где, в частности, провозглашено: ’’Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относится жизнь, свобода и стремление к счастью...2’’

  В 1789 г. во Франции принимается Декларация прав человека и гражданина, которая, по сути, стала ’’архетипом’’ всех последующих деклараций прав и свобод человека и рассматривается сегодня как великое правовое наследие человечества в области свобод и персонализма.

  Декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозгласила принцип народного суверенитета и определила круг неотъемлемых прав человека: юридическое равенство, свободу, собственность, сопротивление порабощению3.

  На базе Декларации 1789г. был  утвержден и Гражданский кодекс 1804г., в составлении которого принимал  активное участие Наполеон. Гражданский кодекс был призван выразить дух Великой революции - дух свободы личности. Он обеспечивал и гарантировал прочную защиту прав собственности и свободы договоров.

  Указанные документы, основные положения которых действительны во Франции, США и многих других странах до сих пор, заложили фундамент современного цивилизованного правового порядка. Содержание норм этих документов формировали основные принципы демократического, правового государства.

  Идея свободы как неотъемлемого, естественного права человека нашла свое развитие в категорическом императиве И.Канта, который связывал свободу не только со свойствами воли всех разумных существ, но и с юридическим равенством людей, с обеспечением внешней автономии лица, с неприкосновенностью личности, основывающимися на принципе, что ’’человек является не средством, а целью’’. Кант был убежден, что только разумное существо, владеющее волей, связано с идеей свободы и действует в соответствии с этой идеей.

Право можно определить как норму свободы.   При всем при этом свобода не может пониматься, как возможность делать что угодно и как угодно. Это, прежде всего, право делать все, что дозволено моральными и юридическими нормами.

Информация о работе Естественно-правовая и позитивистская теории