Бюрократизм и коррупция в государственном аппарате

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Тема коррупции является одной из непреходяще актуальных для человеческого общества. На протяжении всей истории человечества коррупция как системное явление сопровождала деятельность государственного аппарата, ослабляя его, нарушая нормальное функционирование публичной власти. Полностью искоренить коррупцию ещё не удалось ни в одном обществе. В современном мире коррупция порождает серьёзные проблемы и угрозы для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. В последнее время имеют место случаи коррупции, связанные с большими объёмами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государства, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств. Сегодня коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Бюрократия и государственное управление……….……….…….6
Понятие, сущность бюрократии и её признаки…….………………..……..6
Основы государственной службы современной России……………….....10
Глава 2. Коррупция…………………………………………………………....16
2.1 Сущность коррупции, её виды…………………………………………......16
2.2 Масштабы, причины и возможные меры по борьбе с коррупцией……...19
Глава 3. Взаимосвязь бюрократии и коррупции………………………….26
Заключение……………………………………………………………...….…..28
Список использованной литературы……………………………………….31

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 78.80 Кб (Скачать)

__________________

* Андрианов  В.Д. Бюрократия, коррупция  и эффективность  государственного управления. М., 2009. С. 22-36

**  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1984. Т. 1. С. 270-272


проведённого в конце 90-х гг. в 17 развивающихся странах, Россия занимала предпоследнее место. В будущем заработная плата государственных служащих неоднократно повышалась, однако реально она выросла лишь у высокопоставленных чиновников, у большинства государственных служащих она осталась на достаточно низком уровне.

         В последние годы активно формировалась  юридическая база государственной  службы. В частности, Президентом  В.Путиным 15 августа 2001 года была утверждена концепция реформирования государственной службы  РФ. В мае 2003 года Президент подписал ФЗ «О системе государственной службы  РФ». 27 июля 2004 года  Государственной Думой принят ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В июле 2004 года подписан Указ «О мерах по совершенствованию государственного управления», в соответствии с которым была создана одноимённая комиссия при Президенте РФ. Принятые законодательные акты направлены на кардинальное повышение эффективности института государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной административной системы с учётом культурных, национальных и исторических особенностей России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Коррупция.

2.1. Сущность коррупции, её виды.

         В настоящее время официально  установленного определения понятия  «коррупция» (от латинского corrumpere – портить) в отечественном законодательстве не имеется. Суть коррупции заключается в использовании официальной власти в личных целях. Коррупция имеет место не только в государственных и муниципальных сферах управления, но и в частном секторе.*

             Transparency International, Мировой банк и другие организации понимают под коррупцией злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды. Существуют также и другие определения, которые вносят уточнения (что власть включает доверенные ресурсы, что она может относиться к государственному и частному сектору и т. д.) или используют более строгие юридические формулировки. **

         Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. Следует отметить, что первоначально коррупция была больше нравственной проблемой. В частности, в книге «Коррупция. Этика и власть во Флоренции в 1600-1770 гг.» её автор Жан-Клод Ваке писал, что в рассматриваемый период дискурс о коррупции был дискурсом не о государстве, а о человеческой природе.

        Томас Гобсс писал, что коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».

         По мере усложнения государства,  появления аппарата управления  появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. ***       

 

________________  

*Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. М., 2009. С. 6

**http://ru.wikipedia.org/wiki/Коррупция

***Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления. М., 2009. С. 37-38


         Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и особенности проявления. В частности, можно выделить следующие виды коррупции: 
 
-    административную и как ее разновидность бытовую; 
 
-    деловую; 
 
-    коррупцию, связанную с "пленением" или захватом государства; 
 
-    политическую.

        

         Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам. Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода «крышам» и др. Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получение государственных заказов и др.

         Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).

          Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной.

         "Пленение государства" как разновидность коррупции в мировой практике рассматривается как деятельность отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики. Тем самым обеспечиваются определенные преимущества в процессе перераспределения государственной собственности и финансовых ресурсов в свою пользу.  Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить следующие: формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти; выпуск необходимых нормативно-правовых актов; неправомерное распоряжение средствами Центрального банка; незаконные взносы в партийные кассы со стороны частных лиц; "продажа" частным предпринимателям парламентских голосов и др. В истории современной России сильное влияние на исполнительную и законодательную власть в середине 90-х годов прошлого столетия оказывали избранные, или, как их называли, "назначенные олигархи". Сложившуюся ситуацию в тот период в России можно назвать фактическим пленением государства. Поскольку среди олигархов большинство имели отношение к банковской сфере, в народе эта ситуация получила название "семибанкирщина".

         Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция. Политические аспекты феномена коррупции весьма многогранны и противоречивы.  В послевоенный период эту форму коррупции активно используют США для продвижения своего имперского влияния во многих странах мира. Следует подчеркнуть, что глобализация неотделима от империй. Нельзя понять природу глобализации, если не осознавать, что США - американская империя - это то, что лежит в основе современного этапа глобализации и является движущей силой этого процесса. Под империей мы понимаем государства, которые занимаются экспортом институтов, идей, культуры, стиля жизни своего основного народа за пределы своих границ для обеспечения собственных национальных интересов. Эти институты и культура могут насильственно насаждаться за пределами страны, а могут перениматься в добровольном порядке.*

 

 

 

 

 

 

_________________

*Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления. М., 2009. С. 38-41

 

2.2 Масштабы, причины и возможные меры по борьбе с коррупцией.

         Последнее десятилетие прошлого века ознаменовалось небывалым интересом к проблеме коррупции и ей стали заниматься профессиональные учёные – социологи, что привело к появлению ряда серьёзных научных исследований о причинах возникновения и возможных методах противодействия коррупции. Стали появляться различные организации, в том числе международные, которые специализируются на исследовании проблем коррупции. Выделим «Transparency International». Несомненной заслугой организации является разработка методики определения индекса, отражающего степень коррумпированности стран мира. На основании опросов каждая страна оценивается по 10-ти бальной шкале. Индекс в 10 баллов – идеальная честность, индекс в 0 баллов – полная продажность.

         В 1994 году был опубликован первый  Индекс восприятия коррупции.  В рейтинг вошли 54 страны. Максимальную  оценку не получила ни одна  страна мира. Наиболее благополучными  странами в сфере противодействия  коррупции были признаны скандинавские  страны – Дания, Финляндия,  Швеция, Норвегия, а также Новая  Зеландия и Австралия. Наиболее коррумпированными странами мира являлись Нигерия, Боливия, Колумбия, Пакистан, Мексика, Индонезия, Индия и Китай. В последующих публикациях рейтинга общая картина почти не менялась, в особенности это касалось стран, наиболее благоприятных по Индексу восприятия коррупции. Следует отметить, что максимальный балл – 10 получила Дания в 1998 году. В 2011 году наиболее благоприятными с точки зрения преодоления коррупции странами были – Новая Зеландия, Дания, Финляндия, Швеция, Сингапур, Норвегия. Наиболее коррумпированными странами признали Сомали, Северную Корею, Мьянму, Афганистан, Туркменистан, Таджикистан.*

         Ситуацию, которая сложилась а России в период проведения так называемых экономических реформ 90-х гг. прошлого столетия, с точки зрения проявления коррупции вполне можно охарактеризовать как «пленение государства». Россия по степени коррумпированности государственной власти, к большому сожалению, в конце 90-х гг. ХХ века и в начале третьего тысячелетия входила в первую десятку наиболее неблагополучных в этом

_____________________

* Transparency International — неправительственная  международная организация  по борьбе с  коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру.

 

отношении стран мира. Причём в период с 2002 по 2008 г. Индекс восприятия коррупции неуклонно сокращался. В Индексе восприятия коррупции в 2011 году (ИВК-2011) Россия набрала 2.4 балла и заняла 143 место из 183 возможных (в 2010 году: индекс-2.1, 154 место из 178). Следует отметить, что коррупция в бывшем Советском Союзе не была столь масштабной и имела несколько иные формы. С 2002 г. «Transparency International» начала публиковать «Индекс взяткодателей» - данные о том, насколько часто и охотно дают взятки предприниматели в той или иной стране. В этом списке Россия в 2003 г. Заняла почётное первое место. В одном из последних докладов Всемирного экономического форума о конкурентоспособности стран мира среди основных факторов, препятствующих развитию бизнеса в России, названа коррупция. В докладе Фонда «ИНДЕМ» о российской коррупции, опубликованном в 2004 году, отмечалось, что коррупция обходится бизнесу и гражданам примерно в 39 млрд долл. в год. Генеральная прокуратура России в 2006 году оценивала потенциальный коррумпированный рынок в России примерно в 240 млрд долл.*

         О масштабах коррупции косвенно свидетельствует и объём вывезенного капитала из нашей страны. Согласно данным официальной статистики в 2002 г. нелегально за рубеж было вывезено 18,7 млрд долл., в 2003 г. – 22,6 млрд долл. Всего, по различным оценкам, за период с 1990 по 2003 гг. из России было вывезено от 300 до 400 млрд долл.**

         Среди наиболее коррумпированных сфер деятельности в России можно выделить следующие: таможенные органы, налоговые органы, медицинские учреждения и организации, службы ГИБДД, судебные органы, правоохранительные органы, а образовательные учреждения, органы исполнительной и законодательной власти, кредитно-банковская деятельность, лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности.  

         Коррупция в системе государственной  службы России дискредитирует  экономические реформы, конкретные  шаги исполнительной власти по  их осуществлению, оказывает разрушительное  влияние на образ жизни россиян,  их правосознание и социальную  защищённость.                                       __________________

*Андрианов  В.Д. Бюрократия, коррупция  и эффективность  государственного  управления. М., 2009. С. 59-60, 63-64.

** Катаносов В.Ю. Бегство капитала из России. М., 2002.

         Среди причин коррупции называются  следующие*:

-серьёзные недостатки  в организаторской и воспитательной  работе правоохранительных органов;

-слабость фискальных  служб, что стимулирует уклонение  от уплаты налогов и пошлин;

-недостаточная развитость  рыночной системы, что вынуждает  субъектов экономической деятельности  пользоваться незаконными источниками  обеспечения необходимыми ресурсами;

-необоснованно чрезмерная  административная регламентация  всех или некоторых сфер общественной  деятельности;

-нестабильность государственной  политики в сфере частного  сектора экономики;

-монополизация власти  государством;

-низкий профессионализм  чиновничества.

         Характер деятельности большинства  государственных и муниципальных  органов создаёт потенциальные  условия для развития коррупции.  К таким условиям обоснованно  относят: 

-наличие полномочий, связанных  с распределением значительных финансовых средств и материальных ресурсов;

-высокую степень свободы  действия в принятии управленческих  решений в рамках возложенных  полномочий;

-высокую интенсивность  контактов с гражданами и организациями.

         К внешним факторам, влияющим  на уровень коррупции государственных  органов, относятся*:

-противоправная экономическая  деятельность юридических и физических  лиц, наносящая ущерб экономическим  интересам РФ;

-устремление международных и российских преступных формирований, а также отдельных лиц с противоправными намерениями к структурам и сотрудникам государственных и муниципальных органов в целях создания благоприятных условий для проведения незаконных операций и совершения преступлений;

____________________

*Чашин  А.Н. Коррупция  в России: стратегия,  тактика и методы  борьбы. М., 2009. С. 9-11.

-слабая материальная  обеспеченность и правовая защищённость  сотрудников государственных и  муниципальных органов, а также  лиц, оказывающих содействие правоохранительным  государственным органам;

-нарушение иерархии  нормативных правовых актов. 

         К внутренним факторам, влияющим  на уровень коррупции государственных  органов, относятся*:

-низкая эффективность  контроля за повседневной деятельностью государственных и муниципальных служащих со стороны руководителей различных степеней, создающая условия и предпосылки к злоупотреблению служебным положением и нарушениям требований закона некоторыми сотрудниками;

Информация о работе Бюрократизм и коррупция в государственном аппарате