Антидемократический государственно-правовой режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Долгое время – семьдесят лет советской власти и сто лет абсолютной монархии в России привели к тому, что большинство населения не только не знало об элементарных правах и свободах человека и гражданина, но и наоборот считало их, под влиянием государственной пропаганды, особенно советской, вредной и лживой выдумкой. Положение это мало изменилось после буржуазной революции 1991 года. Несмотря на последовавшее принятие Конституции 1993 года, закрепившей либеральные ценности и свободы, применение ее было существенно ограничено сложившейся социально-экономической обстановкой 90-ых годов – периодом жесточайшего экономического кризиса, политической конфронтации законодательной и исполнительной власти, криминализации общества, обострившимися сепаратистскими тенденциями в регионах, неудачная попытка преодоления которых насильственными методами привела к войне в Чечне, унесшей десятки тысяч жизней и нанесшей огромный материальный ущерб экономики этого региона.

Содержание

Введение стр.3
Вопрос 1. Понятие государственно-правового режима стр.8
Вопрос 2. Особенности антидемократического
государственно-правового режима стр.12
Вопрос 3. Разновидности антидемократических
государственно-правовых режимов стр.18
Заключение стр.36
Список использованной литературы стр.37

Работа содержит 1 файл

Антидемократический государственно-правовой режим.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

      Представляется, что указанные деформации имели место из-за обесценения права и закона по тем причинам, что право в России никогда не имело достаточной ценности и самоценности; правовой нигилизм был присущ и русской бюрократии; гражданам России свойственно было искать высшую справедливость в монархе, верховном правителе и т.д.; стоящим у власти всегда было свойственно объявлять правом свою волю; протяженность границ, пестрый национальный состав, исторические условия формирования российской государственности способствовали имперскому сознанию и имперским методам властвования.

      После октября 1917г. к перечисленным причинам добавились иные. Это, в частности: некоторые  исходные идеи большевизма, отрицающие преемственность в правовом развитии, общечеловеческое содержание в праве, естественно-правовые ценности; обесценение права и закона в ходе революции и гражданской войны; отсутствие правовой культуры в революционной среде, включая правящий класс; возвышение исполнительных органов над законодательными; возвеличивание карательных учреждений; культ вождя.

      В середине 50-х годов практика незаконных репрессий и террора была сурово осуждена и приняты действенные меры по ликвидации ее последствий. Однако человек по-прежнему оставался зависим от государственных органов и должностных лиц. Гражданину долгое время отказывалось даже в праве судебного обжалования решений государственных органов и должностных лиц.

      К сожалению, последнее монопольно формировалось  одной партией, что приводило  к узурпации прав общества в целом. Сегодня критически переосмысливается «социалистическое естественное право.

      Вместе  с тем нам не хватало подлинной  законности в реальных отношениях и, более того, чувства законности, как в рядовой массе, так и  в среде правящих. Ряд гарантий прав и свобод или отсутствовал, или нуждался в серьезном усилении. Недоставало не только компетентности многим руководящим работникам и должностным лицам, но и независимости ряда органов в исполнении ими государственных функций.

      Более того, законность прямо нарушалась должностными лицами и за такие нарушения, произвол, беззаконие они не привлекались к строгой ответственности. Вообще-то если подобные факты становятся системой, то нарушение закона лицом, действующим от имени государства, превращается уже в процесс, способный при известных обстоятельствах серьезно подорвать режим законности. В обществе могут появляться субъективные факторы, мешающие упрочению законности, а то и ведущие к ситуации, пусть временного характера, которая становится опасной для режима правовой законности, может привести, если ее вовремя не пресечь, к подрыву законности, к ослаблению правовой основы государственной деятельности на том или ином ее участке. К такого рода факторам относятся: элементы бюрократизма, злоупотребление властью, взяточничество и карьеризм, потеря чувства гражданской и нравственной ответственности, грубое пренебрежение государственной дисциплиной, нарушение принципа демократии, слабый уровень правосознания и правовой культуры работников государственного аппарата и т. п. Именно они в той или иной степени способствовали падению советского государства и последующим социально-экономическим потрясениям в российском обществе.

      При этом, по-крайней мере до перестройки  политического режима и общества в 80-ых годах, официально не признавался  примат прав и интересов личности перед интересами общества и государства, не существовало официально признаваемых общечеловеческих норм, которые бы опосредовали действие всех других правил и принципов. Не было признания официальными кругами и восприятия в массовом сознании того обстоятельства, что государство не может чего-то сделать ни при каких условиях (признание пределов государственной деятельности), не признавалась теория разделения властей, теория сдержек и противовесов в механизме государства; не работал институт непосредственного народного волеизъявления (референдум).9

      Фактом  отсутствия каких-либо институтов и  неразвитости соответствующих процессов обусловлена потребность в определенных политических шагах и государственно-правовых преобразованиях, в том числе и создания необходимых предпосылок формирования правового государства. Так, обеспечение сколько-нибудь удовлетворительного материального положения граждан является одной из предпосылок достижения итогового политического результата. Можно быть нищим, но свободным какое-то время, однако чего стоят закон и государство вместе взятые, если не растет материальное благосостояние граждан? Без материальной основы, без достаточно высокого уровня общей, политической и правовой культуры, без активизации всех форм народного волеизъявления трудно представить себе правовое государство.

      В условиях ориентации на свободный рынок  естественны разгосударствление социальной жизни, свертывание командно-нажимных методов руководства и управления. В связи с созданием института президентской власти необходимы повышение авторитета и роли представительных органов, совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В качестве заключения стоит привести краткие обобщенные выводы по данной работе.

     Политический  режим – совокупность способов и  приемов (методов) реализации государственной  власти вообще, совокупность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры. Следует отметить, однако, что диктатура политических сил, стоящих у власти, есть более широкое понятие, чем государственная диктатура, отсюда и категория «политический режим» шире, чем понятие режима осуществления государственной власти.

     Пытаясь классифицировать политический режим, установившийся сегодня в Российской Федерации, с позиций приведенной выше типологии, невозможно применить по отношению к нему в полной мере ни одну из приведенных выше характеристик. Это обстоятельство позволяет классифицировать политический режим современной России как переходный, скорее всего — либерально-авторитарный.

     Возвращение России в лоно мировой цивилизации, выход из глубочайшего кризиса и обновление страны возможно, помимо всего прочего, только на пути правовой государственности. Для достижения этой цели нужно, чтобы каждый гражданин, каждый государственный орган, должностное лицо осознали важность этой задачи.

     Несмотря  на все трудности и кризисные  явления, происходящие в нашем государстве, надеемся, что мы придем к нормальному демократическому обществу и займем достойное место в мировой цивилизации, то на которое Россия вправе рассчитывать исходя из своего исторического опыта, обращаясь к временам Екатерины II и Петра Великого, когда ни одна пушка в Европе не могла выстрелить без согласия на то российского государства. 
 
 

Список  использованной литературы:
 
 

I. Официальные документы и нормативные акты.

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 // Российская газета. – 2009. - № 7.
 

II. Монографии и статьи.

  1. Гайдар, Е. Т. Авторитарные режимы: причины нестабильности                         / Е. Т. Гайдар // Общественные науки и современность. - 2006. -  № 5. -  С.50-62.
  2. Долгополов, А.А. Понятие и виды нормативных правовых актов, образующих административно-правовые режимы / А.А. Долгополов // Российский следователь. - 2006. - № 9. - С.13-18.
  3. Мелехин, А.В. Особые правовые режимы Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. - 2007.
  4. Папрыгин, Е.С. Понятие и сущность особых правовых режимов / Е.С. Папрыгин // История государства и права. - 2008. - № 16. - С.34-38.
 

III. Учебники, учебные  пособия, лекции, диссертации, авторефераты.

Учебники, учебные пособия, лекции:

  1. Алексеев, С.С. Государство и право: учебное пособие / С.С. Алексеев.- М.: Проспект, 2007. – 152 с.
  2. Васильев, А.В. Теория права и государства. Учебник / А.В. Васильев. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта, 2005. - 440 с.
  3. Гаврилов, В.В. Международное частное право: Краткий учебный курс. - М.: Норма, 2002. - С.16 - 25, 74 – 120.
  4. Марченко, М.Н. Теория государства и права: в вопросах и ответах: учебное пособие / М.Н. Марченко./ М.: Московский  Государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2006. – 240 с.
  5. Марченко, М.Н. Теория государства и права: Учебник-2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2006. – 640 с.
  6. Проблемы общей теории государства и права: Государство. Учебник:   в 2-х томах. / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. - М. : Проспект, 2007. – Т.1,2.
  7.   Спиридонов, Л.И. Теория права и государства. Учебник. / Под ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова./ СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001. –  207 с.
  8. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - М.: 2004. - С.290.
  9. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. А.С. Мордовца, В.Н. Синюкова. – М.: 2005. - 488 с.
  10. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. к.ю.н., доцента П.В. Анисимова. - М.: 2005. – 312 с.

Информация о работе Антидемократический государственно-правовой режим