Антидемократический государственно-правовой режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Долгое время – семьдесят лет советской власти и сто лет абсолютной монархии в России привели к тому, что большинство населения не только не знало об элементарных правах и свободах человека и гражданина, но и наоборот считало их, под влиянием государственной пропаганды, особенно советской, вредной и лживой выдумкой. Положение это мало изменилось после буржуазной революции 1991 года. Несмотря на последовавшее принятие Конституции 1993 года, закрепившей либеральные ценности и свободы, применение ее было существенно ограничено сложившейся социально-экономической обстановкой 90-ых годов – периодом жесточайшего экономического кризиса, политической конфронтации законодательной и исполнительной власти, криминализации общества, обострившимися сепаратистскими тенденциями в регионах, неудачная попытка преодоления которых насильственными методами привела к войне в Чечне, унесшей десятки тысяч жизней и нанесшей огромный материальный ущерб экономики этого региона.

Содержание

Введение стр.3
Вопрос 1. Понятие государственно-правового режима стр.8
Вопрос 2. Особенности антидемократического
государственно-правового режима стр.12
Вопрос 3. Разновидности антидемократических
государственно-правовых режимов стр.18
Заключение стр.36
Список использованной литературы стр.37

Работа содержит 1 файл

Антидемократический государственно-правовой режим.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Антидемократический государственно-правовой режим 
Содержание:
 

Введение           стр.3 

Вопрос 1. Понятие государственно-правового  режима   стр.8 

Вопрос 2. Особенности антидемократического

государственно-правового  режима       стр.12 

Вопрос 3. Разновидности антидемократических

государственно-правовых режимов       стр.18 

Заключение          стр.36 

Список  использованной литературы      стр.37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Долгое  время – семьдесят лет советской  власти и сто лет абсолютной монархии в России привели к тому, что большинство населения не только не знало об элементарных правах и свободах человека и гражданина, но и наоборот считало их, под влиянием государственной пропаганды, особенно советской, вредной и лживой выдумкой. Положение это мало изменилось после буржуазной революции 1991 года. Несмотря на последовавшее принятие Конституции 1993 года, закрепившей либеральные ценности и свободы, применение ее было существенно ограничено сложившейся социально-экономической обстановкой 90-ых годов – периодом жесточайшего экономического кризиса, политической конфронтации законодательной и исполнительной власти, криминализации общества, обострившимися сепаратистскими тенденциями в регионах, неудачная попытка преодоления которых насильственными методами привела к войне в Чечне, унесшей десятки тысяч жизней и нанесшей огромный материальный ущерб экономики этого региона. Тем не менее в последнее время в связи со стабилизацией экономического положения появилась надежда на приведение в жизнь закрепленных в Конституции 1993 года положений.

     В построении правового государства  Россия добилась определенных успехов. Создаются правовая база нового общественного  строя, основанного на идеях демократии и рыночной экономики; правозащитные  механизмы; повышены авторитет и независимость судов, правосознание народа, уважение к праву и закону. В то же время задача построения правового государства в России еще не решена. Высок уровень преступности, правоохранительная деятельность недостаточно эффективна, не преодолен правовой нигилизм. Поэтому правовое государство для России это перспектива, а не реальность.

     В свою очередь, Россия еще и демократическое  государство. Демократизм проявляется  в закреплении принципа народовластия, признании народа источником власти, представительной и непосредственной формах демократии.

     На  протяжении всей истории развития цивилизации  человечество вынуждено заниматься поиском эффективных способов противодействия  постоянно возникающим кризисным  ситуациям. С сожалением следует  констатировать, что они как и ряд других порочно-негативных явлений (например, преступность) являются постоянными (но далеко не желательными) спутниками человека и создаваемых им социальных структур.

     Причины их возникновения разнообразны и  не поддаются исчерпывающему перечню. Наиболее распространенным и эффективным способом действия государства в этих условиях является административно-правовой. Он предполагает построение системы государственного управления, способной в целом и на различных уровнях образующих ее подсистем действовать адекватно возникающим угрозам.

     Использование особенных форм и методов государственного управления объясняется необходимостью своевременного реагирования на возникающие  угрозы. Применение обычных, повседневных правовых механизмов органами исполнительной власти в рассматриваемых условиях не всегда оказывается достаточным.

     В период нахождения государства в  кризисных ситуациях различного вида изменяются организация государственного управления, структура и система  органов исполнительной власти, активно  формируется и реализуется в практической деятельности специальная система законодательства - чрезвычайное законодательство Российской Федерации. Это связано с возможностью возникновения новых общественных отношений на основе введения в действие качественно иных правовых регуляторов, которыми выступают особые правовые режимы.

     Необходимо  отметить, что некоторые государства  термин "чрезвычайное законодательство" применяют в официальных документах.  Обозначенная проблема обусловлена ее недостаточной разработанностью в отечественной теории права и теории государственного управления. Вместе с тем отдельные важные аспекты проблемы исследовались достаточно длительное время.

     Ряд исследователей, с учетом научных  интересов или ведомственной  принадлежности, используя другую терминологию, в той или иной степени раскрывали определенные аспекты (теоретико-методологические, управленческие и другие) реализации отдельных структурных элементов чрезвычайного законодательства, действовавшего либо в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (институт военного положения), либо в период распада СССР (институт чрезвычайного и особого положения). Анализировался зарубежный опыт.

     Выводы  и предложения, сделанные ими, впоследствии позволили законодателям более  целенаправленно приступить к формированию чрезвычайного законодательства нового государства - Российской Федерации. Однако до настоящего времени чрезвычайное законодательство не исследовалось как единое, системное и комплексное правовое явление, играющее в определенные моменты важную (если не заглавную) роль в жизни общества посредством осуществления эффективного государственного управления в кризисных ситуациях.

     Предлагаемая  на суд читателя монография является одной из первых попыток системного исследования содержательной и сущностной характеристик чрезвычайного законодательства Российской Федерации посредством установления особых правовых режимов. С начала девяностых годов XX столетия в Российской Федерации наблюдается активный правотворческий процесс, носящий не всегда последовательный и системный характер. Он затрагивает все сферы жизнедеятельности государства. Фактически проведена (или близка к завершению) полная ревизия всего законодательства СССР на предмет его пригодности к действиям в новых условиях.

     Некоторые из принятых нормативных актов предназначены регулировать общественные отношения в чрезвычайных ситуациях. В частности, за этот период только по правовой регламентации института чрезвычайного положения было принято три Закона, а также Федеральный конституционный закон "О военном положении" (30 января 2002 г.).

     Каждый  из них, регламентируя соответствующим  образом общественные отношения  определенного вида, отражал сущность не только правовых, но и политических процессов, происходящих в начале на фоне распада СССР, а затем в  ходе создания и становления качественно нового государства. Наиболее ярко это было отражено в юридическом закреплении недоверия регионов к действиям федеральных органов власти, в том числе и к действиям Президента России. Реализация положений этих Законов предусматривает установление особых правовых режимов, связанных с возможностью ограничения конституционных прав и свобод субъектов права.

     По  своей сути она является силовой  формой федерального вмешательства  в дела субъектов Российской Федерации. В этой связи необходима научная проработка вопросов соотношения полномочий федерального центра с субъектами Российской Федерации не только по предметам ведения, но и по правовой регламентации определения пределов и оснований федерального вмешательства.

     Эффективность деятельности государства в рассматриваемых условиях находится в прямой зависимости от создаваемых для этих целей специальных субъектов реализации чрезвычайного законодательства и их разнообразной деятельности (управленческая, информационная, кадровая, финансовая и др.).

      Основные  задачи исследования:

     - процесса эволюции общих особенностей и закономерностей государственно-правового аспекта генезиса чрезвычайного законодательства;

     - исследование основных сущностных  характеристик устанавливаемых  в процессе реализации чрезвычайного законодательства административно-правовых режимов как составных частей особых правовых режимов, а именно: чрезвычайное положение; военное время; военное положение; территория проведения контртеррористической операции;

     - изучение и выявление особенностей построения системы и компетенции специальных органов государственного управления, предназначенных реализовывать положения чрезвычайного законодательства Российской Федерации;

     - обоснование того, что участие  в процессе реализации чрезвычайного законодательства является обязательной функцией для органов исполнительной власти различных видов (общей, отраслевой и специальной компетенции) и управленческих уровней.

     Информационной  базой курсовой работы являются статьи, учебники и учебные пособия, официальные документы и дополнительные источники. В них отражены труды российских и зарубежных историков, философов и юристов.

     Они выражали различные точки по данной проблематике, которые стали основными  в данной работе.

     Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы (библиографический список).

     Введение  необходимо делать в соответствии со своей темой работы!!!! Это введение не подходит!!! 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие государственно-правового  режима
 

    Политический режим - это совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть.

    Политический  режим также представляет собой  совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, совокупность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры. Следует отметить, однако, что диктатура политических сил, стоящих у власти, есть более широкое понятие, чем государственная диктатура, отсюда и категория «политический режим» шире, чем понятие режима осуществления государственной власти.

    Политический  режим как компонент формы  государства является государственным  режимом.

    Политический (государственный) режим — наиболее чуткий к политической обстановке барометр. Даже оставаясь неизменным по типу, он проявляет себя на том или ином этане развития каждого данного государства с различных сторон и постоянно оказывает влияние на форму как правления, так и государственного устройства, сказывается на структуре государственного аппарата.1

    Доминирующая  роль политического (государственного) режима среди элементов формы  государства приводит некоторых  ученых к выводу, что государственный  режим — это свойство сущности государства, а не его формы, что термин «политический режим» в теории государства и права применяется для обозначения либо классовой сущности государства, и в этом смысле он тождествен термину «диктатура», либо того или иного метода осуществления политического господства (режим парламентаризма, режим фашизма и т. п.).

    Если попытаться сравнить демократический и тоталитарный режим, то становиться понятно, что это полные противоположности, как уже отмечалось нами это крайние точки развития обществ. Одно направленно на созидание другое на разрушение.

    Мы  указали, что для тоталитарного государства свойственна идеология ведущая к великой цели, ради которой общество мобилизуется, в демократическом обществе идеологическая основа направлена на развитие отдельной личности, что заставляет государство стараться создать благоприятные условия для каждого человека. В этом заключается его созидательная сущность.

    Демократическое государство, в юридической литературе, называют правовым, так как выбор  методов осуществления государственной  власти, чётко установлен в основном законе. Но ещё большей гарантией исполнения и реализации прав и свобод граждан играет функционирование институтов гражданского общества. Гражданское общество является основой существования правового государства; а государство является правовым потому, что общество не даёт ему выйти из этих рамок и всегда имеет возможность отстаивать свою свободу от государственного вмешательства. И если в государстве нет гражданского общества (цивилизма).

    Гражданское общество и тоталитаризм не совместимы, они не могут существовать вместе. Тоталитарное государство в своей основе закладывает разрушающий элемент, уже говорилось о нетерпимости тоталитарной идеологии к обществам другого типа, все они должны с точки зрения тоталитарной идеологии быть уничтожены, так как это самое простое и кажущееся физически исполнимая цель, это идеи мировой революции, арийского мира и т.д. Таким образом, тоталитарное государство противопоставляет себя всем остальным и ведёт с ними борьбу, как непосредственную, так и холодную (на другом уровне, например на экономическом).

Информация о работе Антидемократический государственно-правовой режим