Административная ответственность

Автор: z*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цели работы: раскрыть сущность такого вида юридической ответственности как административная; установить, что она собой представляет; какие виды санкций применяются к лицу, совершившему административный проступок.
Задачи:
показать признаки возникновения административной ответственности;
дать характеристику целям, функциям и принципам административной ответственности;
установить какие виды санкций применяются за совершение административного правонарушения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Административная ответственность как вид юридической ответственности ...7
Понятие и основные признаки административной ответственности………...7
Структура административной ответственности……………………………..10
Цели, функции и принципы административной ответственности……….....14
Цели и функции административной ответственности…………………….....14
Принципы административной ответственности……………………………..15
Место административной ответственности в системе юридической ответственности………………………………………………………………...18
Административно-правовые санкции…………………………………………20
Особенности и отличительные черты административно-правовых санкций………………………………………………………………………….20
Система административно-правовых санкций……………………………….24
Административные взыскания как наиболее значимая группа административно-правовых санкций…………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список используемых источников……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая АО.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

    2)    меняется качество ответственности, ибо в ряде случаев при повторном правонарушении применяются уголовно-правовые санкции, т.е. для правонарушителя наступает уголовная ответственность.

    Профилактика         правонарушений         посредством          некоторых

    административных  взысканий (санкций) осуществляется также  путем лишения правонарушителя  специальной правосубъектности, с которой связано правонарушение (например, лишение прав на управление автотранспортными средствами).

    Применение  пресекательных санкций (например, лишение права заниматься определенной деятельностью) непосредственно направлено на прекращение правонарушений, на предупреждение новых правонарушений, на предотвращение вредных последствий [29, с. 35-37].

    Ряд особенностей имеет и применение административно-правовых санкций.

    В отличие от уголовных и гражданско-правовых санкций, которые применяются только по приговору суда, административно-правовые санкции применяет широкий круг государственных органов. Однако, каждый орган применяет административно-правовые санкции за нарушение четко ограниченного круга предписаний, а не за любые правонарушения.

    Административно-правовые санкции применяются в более  упрощенном порядке по сравнению  с уголовно-правовыми и гражданско-правовыми  санкциями, для применения которых  существует четко регламентированная довольно сложная процедура. В ряде случаев административно-правовые санкции применяются на месте  совершения правонарушения. Но в то же время процедура применения административно-правовых санкций более сложная, чем процедура  применения дисциплинарных санкций.

    Характерной особенностью административно-правовых санкций является и то, что в  отличие от применения уголовно-правовых и гражданско-правовых санкций, которое  происходит в рамках единого производства, регламентированного нормами УПК  и ГПК, применение административно-правовых санкций протекает в рамках нескольких видов отдельных производств. Наличие  отдельных производств зависит прежде всего от разнообразных по характеру и способу охраны правопорядка санкций, что в свою очередь обусловлено неодинаковыми по характеру и степени общественной опасности правонарушениями.

    Реализация  некоторых административно-правовых санкций возможна лишь после утверждения  вышестоящим органом постановления (решения) о применении санкции.

    Административно-правовые санкции отличаются от уголовно-правовых и по последствиям применения. Применение административно-правовых санкций не влечет для виновного лица особого правового положения (судимости). Однако в ряде случаев законодатель устанавливает определенные последствия для правонарушителя. Так, повторность совершения однотипного правонарушения в течение года влечет уголовную ответственность [29, с. 39-40].

    Особенностью  применения административно-правовых санкций является также более  широкое, чем в других отраслях права, сочетание государственного и общественного  воздействия на правонарушителей. Общественное воздействие на правонарушителей исключительно  важно для профилактики правонарушений. Возможность такого воздействия  определяется тем, что административные правонарушения менее опасны, чем  уголовно-правовые, большинство нарушителей  — это лица, впервые совершившие  административные проступки, и применение к ним общественных мер весьма эффективно и вполне достаточно [30, с. 21] 
 
 
 
 
 

3.2 Система административно-правовых санкций 
 

    Рассмотрение  административно-правовых санкций  в качестве единой и целостной  правовой категории позволяет раскрыть сущность и характерные черты  этих санкций, определить их место в  системе мер административного  принуждения.

    Административно-правовые санкции обладают чертами, присущими  всякой системе права универсального характера. В качестве таковых обычно называют два признака:

  1. совокупность взаимосвязанных, тесно взаимодействующих элементов (составных частей), относительно самостоятельных и разграничивающихся по функциональному признаку;

    2)      внутреннюю организованность системы, превращающую ее в единое, целостное явление, характеризующееся общей целью.

    Очевидно, что административно-правовые санкции  как целостное явление обладают указанными признаками. В самом деле, различные управленческие отношения, урегулированные нормами административного  права, не оторваны друг от друга, а  представляют собой систему, в которой  данные отношения находятся во всесторонней взаимосвязи и взаимозависимости. Естественно, что административно-правовые санкции, установленные для охраны этих взаимосвязанных управленческих отношений, тоже являются совокупностью  тесно взаимодействующих элементов (отдельных санкций), относительно самостоятельных  и разграничивающихся по способу  охраны правопорядка, т.е. по функциональному  принципу.

    Санкциям  административного права присуща  также внутренняя организованность, что превращает их в единое, целостное  явление. Они имеют общую цель — охрану общественных отношений  в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

    Системе административно-правовых санкций  присущ и такой существенный признак  как взаимозаменяемость санкций, входящих в систему, и возможность их сочетания (кумуляции). Указанным свойством  обладает любая система правовых санкций, однако в системе административно-правовых санкций это свойство проявляется  наиболее отчетливо. Кумуляция возможна как с другими административно-правовыми  санкциями, так и с мерами общественного  воздействия. Также обстоит дело и с заменой административно-правовых санкций.

    Это свойство системы административно-правовых санкций придает ей гибкий динамичный характер. Она не является застывшей, закрытой для проникновения элементов  пограничных систем. Это обстоятельство позволяет своевременно приспосабливать  данную систему к изменившимся условиям, не ломая, не перестраивая ее коренным образом.

    К системе административно-правовых санкций предъявляются определенные требования. К таковым относятся:

    1)      система не может быть произвольной. Ее внутренняя структура, соотношение отдельных групп должны отражать объективно существующую дифференциацию административно-правовых санкций, обусловленную характером различных административных правонарушений;

    2)   она должна быть достаточно полной, включающей самые разнообразные меры, что обеспечивает применение за каждое административное правонарушение соотносительной, т.е. соответствующей тяжести, характеру проступка и личности правонарушителя, санкции;

    3)  данная система должна быть по возможности стабильной и определенной; ее изменение должно вызываться не субъективными факторами, а реальными жизненными процессами;

    4)   необходимо определить место каждой административно-правовой санкции в этой системе, решить вопрос об основных и дополнительных санкциях;

    5)      система административно-правовых санкций должна быть доступной и удобной для правоприменяющих органов и должностных лиц, содержать исчерпывающий перечень административно-правовых санкций;

    6) система должна соответствовать существующему уровню административно-правовой науки, быть приемлемой в плане проводимой кодификационной работы [29, с. 72-75].

    С учетом того что административно-правовые санкции весьма разнообразны, возможна их различная классификация в  зависимости от избранного критерия. Критерий для классификации административно-правовых санкций не может быть произвольным, он должен отражать объективно существующую внутреннюю дифференциацию этих санкций  и обеспечивать соблюдение основных требований, предъявляемых к данной системе.

    В общей теории права для классификации  санкций предложено несколько критериев. Среди них наиболее существенным является способ охраны правопорядка.

    В соответствии с этим критерием все  административно-правовые санкции  можно разделить на три группы: административные взыскания (карательные  санкции), правовосстановительные санкции и санкции реального исполнения.

    Карательные административно-правовые санкции  охраняют правопорядок в сфере управления общей и частной превенции. Их применение служит целям наказания  правонарушителя, перевоспитания его  и других неустойчивых лиц.

    Правовосстановительные санкции в административном праве встречаются редко. С их помощью осуществляется восстановление нарушенного порядка, устранение ущерба, причиненного правонарушителем. Правовосстановительные санкции служат также для "ликвидации "мнимых правоотношений", созданных незаконными актами".

    Очень широко используются в административном праве санкции реального исполнения юридических обязанностей. Их применение либо непосредственно направлено на принудительное исполнение невыполненных  обязанностей в сфере управления, либо создает действенные гарантии такого исполнения [24, с. 106].

    Административно-правовые санкции могут быть классифицированы и по другим критериям, например по степени определенности.

    Классификация административно-правовых санкций  по способу охраны правопорядка, по степени определенности — классификация  по горизонтали. Но существует и по вертикали — для углубленного изучения механизма правового воздействия и объема ограничений, устанавливаемых различными видами этих санкций [29, с. 77-79].  
 

    3.3 Административные взыскания как наиболее значимая группа административно-правовых санкций 
 

    Наиболее  значимой группой административно-правовых санкций являются административные взыскания.

    В зависимости от характера правонарушений в административном праве применяются  различные виды административных взысканий.

    Административным  правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена  административная ответственность [31, с.215].

    Административное  взыскание – мера ответственности правонарушителя за совершенное им административное правонарушение.

    В соответствии со ст. 6.2 КоАП за совершение административных правонарушений применяются такие виды санкций, как:

    • предупреждение;
    • штраф;
    • исправительные работы;
    • административный арест;
    • лишение специального права;
    • конфискация;
    • депортация;
    • взыскание         стоимости         предмета         административного правонарушения [18, с. 65].

    Но  в административном праве могут  применяться как основные виды санкций, так и дополнительные. Это зависит  от степени тяжести совершенного административного правонарушения.

    Так, предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест  применяются в качестве основного  административного взыскания; лишение  специального права, лишение права  заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применятся как в качестве основного, так и дополнительного взыскания; конфискация,  взыскание стоимости предмета административного правонарушения — в качестве дополнительного административного взыскания.

    Все названые взыскания тесно связаны  между собой и образуют единую систему. Они являются карательными штрафными санкциями. Как правило, они состоят в лишении или  ограничении каких-либо прав и благ. Административные взыскания причиняют  виновному определенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она — необходимое средство воспитания, предупреждение правонарушений.

Информация о работе Административная ответственность