Административная ответственность

Автор: z*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цели работы: раскрыть сущность такого вида юридической ответственности как административная; установить, что она собой представляет; какие виды санкций применяются к лицу, совершившему административный проступок.
Задачи:
показать признаки возникновения административной ответственности;
дать характеристику целям, функциям и принципам административной ответственности;
установить какие виды санкций применяются за совершение административного правонарушения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Административная ответственность как вид юридической ответственности ...7
Понятие и основные признаки административной ответственности………...7
Структура административной ответственности……………………………..10
Цели, функции и принципы административной ответственности……….....14
Цели и функции административной ответственности…………………….....14
Принципы административной ответственности……………………………..15
Место административной ответственности в системе юридической ответственности………………………………………………………………...18
Административно-правовые санкции…………………………………………20
Особенности и отличительные черты административно-правовых санкций………………………………………………………………………….20
Система административно-правовых санкций……………………………….24
Административные взыскания как наиболее значимая группа административно-правовых санкций…………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список используемых источников……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая АО.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

    Административная  ответственность не может быть понята только через реакцию государства  на административное правонарушение или  только через обязанности правонарушителя. Она является, как и любая другая ответственность, специфической совокупностью  субъективных обязанностей и правомочий правонарушителя. Наряду с конкретными  ущербными обязанностями эту  совокупность составляет установленный  объем особых процессуальных и материальных правомочий, которые предусмотрены  государством как гарантии в процессе применения административного принуждения. С учетом всего административную ответственность можно определить как специфическое положение правонарушителя, который наряду с претерпеванием административно-принудительных средств воздействия реализует процессуальные права на дачу объяснения по существу нарушения, справедливую и объективную оценку компетентным органом совершенного деяния и корректное с правовой имморальной точек зрения применение к нему административного наказания [4, с. 18-19]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Цели, функции и принципы административной ответственности  
 

    2.1 Цели и функции административной ответственности 
 

    Изучение  целей и функций административной ответственности невозможно без  уяснения философских категорий "цель" и "функция", которые нередко  отождествляются. Функции выражают содержание явления, то, что объективно присуще реальной действительности, в то время как цель — это  идеальный образ результата.

    Конечная    цель    юридической    ответственности,    в    том    числе    и

    административной, — искоренение правонарушений. Однако относительно непосредственных целей юридической ответственности в целом, а также ее видов единство мнений в науке не достигнуто.

    Цели  административной ответственности  закреплены законодательно и сформированы в основном в виде задач, ибо цель, взятая вместе со средствами и условиями  ее осуществления, выступает как  задача. Рассмотрение задач законодательства об административных правонарушениях  в качестве целей административной ответственности основано на понимании  такой ответственности, как правового  института, т.е. совокупности норм права, которые и находят закрепление  в законодательстве. Административную ответственность можно исследовать  и как правоотношение, в таком  случае данное правоотношение выступает  как реализация правовых норм, закрепленных в законодательстве [13, с.76]

    Цели  административной ответственности  представляют собой единую систему. Одни считают, что цель — защита общества от вредных деяний; другие понимают под ней воспитание и  перевоспитание. И с этим следует  согласиться. Ведь только в единстве правоохранительных и общесоциальных целей возможно достижение конечной цели административной ответственности — искоренение правонарушений.

    П.С. Дагель отмечал, что при исследовании проблем ответственности понятия позитивной и негативной ответственности отрываются друг от друга. Пытаясь устранить отмеченный недостаток, автор предлагал определять цель юридической ответственности как согласование поведения личности с требованиями общества: стимулирование позитивного поведения, предупреждение негативного. Стимулирование позитивного поведения — составная часть воспитательной цели административной ответственности, а предупреждение негативного поведения входит в профилактическую цель административной ответственности. Таким образом, целевое исследование административной ответственности позволяет убедиться в необоснованности отрыва друг от друга позитивного и негативного ее аспектов.

    Цели  административной ответственности  достигаются посредством осуществления  функций. Исследование функций предполагает и построения их классификации. Существуют различные критерии подразделения  функций юридической ответственности  вообще и административной в частности. Согласно традиционному подходу  выделяются две функции юридической  ответственности: штрафная (карательная) и правовосстановительная.

    И.А. Галаган делит функции административной ответственности на организационные и специальные. К организационным он относит защиту общества, государскую, педагогическую, психологическую функции; к специальным — штрафную, карательную, исправления, перевоспитания виновного в правонарушении [14, с. 112].

    Функции административной ответственности  являются средством реализации функций  права, а последние в свою очередь  способствуют осуществлению функций  государства. Общетеоретический анализ функций права осуществляется как  в рамках всей государственно-правовой надстройки, так и в отношении  собственно права. Например, Т.Н. Радько, исследуя регулятивную и охранительную функции права как специально юридические в другой плоскости — применительно к социально-политическим функциям, указывает на существование экономического, политического, воспитательного, идеологического воздействия.

    Аналогичным образом функции административной ответственности можно подразделить на правоохранительные и общесоциальные. К правоохранительным следует отнести функции наказания, пресечения, восстановительную, процессуально-обеспечительную. К общесоциальным — воспитательную и предупредительную.

    Исследование  функций административной ответственности  в общесоциальном и правоохранительном смысле помогает представить юридическую модель административной ответственности в единстве двух аспектов: позитивного и традиционного. Правоохранительные функции административной ответственности отражают ее традиционное понимание как ответственности за правонарушение. Общесоциальные функции отражают позитивный аспект ответственности [15, с. 36-41]. 
 
 

      2.2 Принципы административной ответственности 
 

    Под принципами административной ответственности  понимаются закрепленные законом основополагающие положения, которые в течение  длительного времени не претерпевают значительных изменений, обеспечивают выполнение поставленных перед ней задач. Принципы — это идеи, основные положения, которыми руководствуется как законодатель, так и исполнители этих норм: правоприменительные органы, должностные лица, граждане.

    «Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость    воздействия   на   правонарушителя...    законность, справедливость, гуманизм... Борьбу за законность необходимо вести  строго законными средствами» [16, с.23].

    Принципы  административной ответственности, хотя и являются относительно самостоятельными, но объединены общими целями и задачами, обусловливают друг друга и представляют собой единую систему руководящих  положений. Такая связь принципов наглядно проявляется при их сопоставлении. Например, принцип справедливости требует от должностных лиц, уполномоченных налагать административные взыскания, соблюдения принципа виновной ответственности. Реализация этого принципа требует, в свою очередь, обеспечения принципа неотвратимости наказания. Необеспечение этого принципа влечет нарушение принципа законности, что ведет в конечном счете к отмене вынесенного постановления.

    Система принципов административной ответственности  призвана обеспечить их существование  только в диалектическом единстве [17, с. 51-52].

    Административная  ответственность, согласно ст. 4.2 КоАП, основывается на принципах:

    •        законности;

    •        равенство перед законом;

    •        неотвратимости ответственности;

    •        виновной ответственности;

    •        справедливости;

    •        гуманизма [ 18, с. 5 7].

    Принцип законности означает, что все должностные  лица, граждане обязаны исполнять  и соблюдать предписания КоАП и что всякое отступление от требований Кодекса, какими бы мотивами оно ни было бы вызвано, является недопустимым. Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе, как по постановлению (решению) компетентного органам (должностного лица) и на основании КоАП.

    Это положение соответствует ч. 2 ст.7 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства [19, с 5].

    Согласно  ст. 27 Конституции никто не должен принуждаться к даче показаний и  объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы [19, с. 9].

    Юридические гарантии соблюдения требований закона включают в себя:

    1)      систематический контроль со стороны вышестоящих органов;

    2)      прокурорский надзор.

    Важные  юридические гарантии соблюдения законности при привлечении к административной ответственности заключаются в  нормах Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях, в котором подробно регламентированы права лиц, привлекаемых к административной ответственности, и других участников производства по делам об административных правонарушениях.

    Обеспечивая выполнение принципа равенства всех граждан перед законом (ст.22 Конституции), ст. 4.2 КоАП закрепляет, что физические лица, совершившие административные правонарушения , равны перед законом и полежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности,  языка,   происхождения,   имущественного  и должностного положения,     места     жительства,     отношения     к     религии,     убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом  и подлежат административной ответственности  независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств [18, с. 57].

    Принцип неотвратимости ответственности означает, что каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного  правонарушения, а также юридическое  лицо, вина которого по отношению к  совершенному административному правонарушению установлена, полежит к привлечению  к административной ответственности.

    Согласно  презумпции невиновности (ст. 26 Конституции) лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть привлечено к ответственности, пока в установленном  порядке не будет доказано, что  именно оно совершило деяние, предусмотренное  КоАП. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, говорится в ст. 4.2 КоАП.

    Административная  ответственность должна быть справедливой и гуманной, т.е. административное взыскание  должно назначаться с учетом характера  и вредных последствий совершенного правонарушения, обстоятельств его  совершения, личности физического лица, совершившего это правонарушение.

    Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено  взыскание, необходимое и достаточное  для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью  унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинения ему  физических страданий. Административное взыскание, налагаемое на юридическое  лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации [17, с. 52-54].

    2.3 Место административной ответственности в системе юридической ответственности  

    В зависимости от характера правонарушений государство устанавливает за их совершение различные виды юридической  ответственности. Так, за нарушение обязанностей по службе следует чаще всего дисциплинарная ответственность (выговор, строгий выговор, увольнение с работы и т.д.). Нарушение обязательств, вытекающих из договоров, влечет гражданско-правовую ответственность. Ответственность за преступления, предусмотренные       Уголовным       кодексом,       называется       уголовной. Административная же ответственность наступает за совершение правонарушений, которые именуются административными [20, с. 6-7].

Информация о работе Административная ответственность