Воспитание психических качеств и свойств личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является раскрытие темы формирования психических качеств в процессе физического воспитания. Мы отмечаем, что данный вопрос необычайно важен для спортсменов и людей, занимающихся физкультурой. Формирование особых психических качеств спортсмена, необходимых для побед на соревнования, олимпиадах и чемпионатах мира, посвящено большое количество научных трудов, монографий и т.д. Мы бы хотели обобщить основные понятия и факты, касающиеся данной темы и сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение. Цель работы
1. Предмет психологии физического воспитания
2. Педагогическая направленность
физического воспитания
3. Психологическая
характеристика физических качеств
4. Психологические особенности двигательных навыков.
5. Формирование психических качеств в процессе Физического воспитания
6. Основные методики воспитания волевых качеств в процессе
физического воспитания.
7. Специальная психическая
подготовка в процессе физического воспитания
8. Мотивация спортивной деятельности
Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат по физ-ре 2.docx

— 40.43 Кб (Скачать)

Известно, что без волевых  качеств невозможно проявление или  развитие выносливости. В связи с  этим возникают определенные психологические  рекомендации о выборе метода в тренировки выносливости.

При непрерывных длительных нагрузках развиваются волевые  качества, имеющие значение для стайерской выносливости. В данном

случае спортсмен преодолевает внутренние и внешние трудности при помощи равномерного, сильного, устойчивого напряжения воли.

Интервальные нагрузки развивают  импульсивную концентрированность  волевого усилия. Спортсмен преодолевает трудности относительно кратковременными, но интенсивными повторяющимися усилиями.

Проявление воли носит  импульсивный интервально-варьирующий характер. Следовательно, интервальная тренировка развивает волевое усилие специфической структуры, нужное для достижений в дискретных упражнениях и малоэффективное для достижений в длительных соревновательных упражнениях.

Волевые качества, необходимые спортсмену, должны развиваться адекватными тренировочными методами и средствами. Для тренировки выносливости существует множество различных способов, в основе которых заложены следующие принципы: непрерывной длительной работы, интервальной работы и соревновательной.

Для каждого спортсмена существуют соответствующие состоянию его тренированности рациональные границы заданий, которые изменяются вместе с повышением работоспособности его организма.

Величины заданий должны постоянно сопоставляться с индивидуальными  возможностями спортсмена. Этот процесс  обеспечивается с помощью контроля за достижениями и тренировочных программ.

В спортивном движении действуют  такие мотивы занятий спортом, как стремление к всестороннему гармоническому развитию личности, полноценной подготовки к трудовой деятельности, желание в неистовой вклад в прогресс спорта и др. Эти мотивы являются стержнем всей системы воспитания в спорте, включая и спортивную тренировку. На этой основе решаются проблемы мотивации спортивной деятельности, спортивно-этического воспитания, воспитания «спортивного» характера и т. д. Спортивная деятельность, занимая существенное место в жизни человека, становится одним из основных факторов его нравственного воспитания и самовоспитания. Одновременно она ставит сложные воспитательные проблемы. Дело в том, что формирующее влияние спорта на личность реализуется в условиях особых межличностных отношений, выходящих далеко за рамки чисто педагогических.

Спорт, рассматриваемый в  аспекте влияния его на моральный  облик спортсмена, не может расцениваться только как позитивный или только негативный фактор. Его конкретный воспитательный эффект в решающей мере зависит от условий социально-педагогической организации спортивной деятельности.

Направленное формирование личности спортсмена - результат совместного действия многих факторов и звеньев социальной системы воспитания, в том числе семьи, школы, коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции. Являясь воспитателем в полном и точном смысле слова, тренер не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсмена во время тренировки и соревнований. Он становится одним из основных духовных наставников спортсмена, во многом формирует образ его мыслей и поведения, оказывает существенное влияние на весь процесс его становления как личности.

Индивидуальные потребности  и мотивы, которые приводят к занятиям спортом, разнообразны. С общественно-педагогической точки зрения нередко, особенно у детей, первоначальные мотивы приобщения к спорту случайны или малосущественны. Первая воспитательная задача тренера в том и состоит, чтобы, опираясь на исходные мотивы, интересы и потребности спортсмена, развить их в глубоко осознанную устремленность, основанную на высокой цели и твердых нравственных принципах.

Формирование мотивов спортсмена обязательно связано с установкой на спортивное достижение. Факт достижения намеченного результата становится для спортсмена подтверждением реальности поставленной задачи и одновременно источником его ориентации на очередные результаты, определяющие степень субъективного запроса («уровень притязаний»). В этом заключается значение достижений как мотивационного фактора спортивной деятельности. Посредством ориентации на конкретные результаты тренер конкретизирует задачи спортсмена и таким образом направленно влияет на формирование его спортивных мотивов. Одна из самых важных задач тренера – раскрыть спортсмену суть связи между величиной достижения и мерой «вклада» в тренировку, сделать ее очевидной для него и воспитать устремления, которые выразились бы в спортивном трудолюбии. Мотивы и установки спортсмена в процессе многолетних занятий спортом конкретизируются, детализируются и видоизменяются в зависимости от его возможностей, этапов спортивного совершенствования, условий жизни и деятельности. Наиболее общие и существенные мотивы спортивной деятельности основываются на осознанном стремлении к всестороннему гармоническому развитию личности, приобретению и совершенствованию всего, что определяет ценность человека как активного участника общественного прогресса.

Спортивная этика - совокупность норм поведения, регулирующая отношения людей в сфере спортивной деятельности. Задачи спортивно этического воспитания заключаются в конкретизации применительно к спортивной деятельности тех же самых этических норм, которые формируются всей системой воспитания в обществе. Причины отклонений от норм кроются зачастую отнюдь не в незнании того, что есть нравственно и что безнравственно в спорте, а в отсутствии твердых убеждений и прочных навыков нравственного поведения, выработанных применительно к особенностям спортивной деятельности.

Спортивные состязания являются, кроме прочего, наиболее действенной формой проверки верности спортсмена спортивной этике, что определяет их роль в спортивно-этическом воспитании. Эта сторон воспитания должна быть постоянно представлена в тренировке. Здесь она особенно тесно связана с содержанием тактической, специальной психической подготовки спортсмена и с тренировочными формами соревновательной практики.

Воспитание волевых качеств. В числе основных волевых качеств спортсмена обычно выделяют целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость и стойкость. Независимо от вида спортивной деятельности, спортсмену нужны в совокупности все развитые волевые качества, и поэтому всестороннее воспитание их должно входить в основное содержание подготовки спортсмена. Вместе с тем известно, что проявление воли в различных видах спорта специфично, так как каждый из них предъявляет свои требования к волевым качествам, определяемым особенностями условий и форм деятельности, характером трудностей, возникающих в процессе ее осуществления.

Преломляя сказанное к  задачам волевой подготовки спортсмена, отметим, во-первых, что они органически  сливаются с задачами полноценной мотивации поведения спортсмена, формирования нравственных и интеллектуальных основ спортивной деятельности, взятыми в их практическом аспекте; во-вторых, что решение их должно содействовать общему всестороннему развитию волевых качеств как постоянных черт характера и обеспечить максимально высокую степень их проявления в форме способностей, отвечающих специфическим требованиям избранной спортивной деятельности.

 

 

6. Основные методики воспитания волевых качеств в процессе физического воспитания.

 

Для воспитания волевых и  связанных с ними качеств характера  спортсмена используется, наряду с  общими фактора

ми воспитания весь комплекс основных средств и методов тренировки. Решающее значение при этом имеет  ориентация деятельности спортсмена на преодоление возрастающих трудностей. При этом система тренировочных нагрузок представляет и систему факторов развития воли. Практической основой методики волевой подготовки в спортивной тренировке являются:

·         регулярное приучение к обязательной реализации тренировочной программы и соревновательных установок;

·         системное введение дополнительных трудностей;

·         использование соревновательных начал и отношений;

·         последовательное усиление функций самовоспитания.

 

7. Специальная психическая подготовка в процессе физического воспитания

 

Психической подготовкой называют обычно всю  совокупность воздействий на психику спортсмена, обеспечивающих формирование психической готовности к достижению. Специальная психическая подготовка охватывает те аспекты подготовки спортсмена, которые имеют прямое отношение к оперативному управлению его психическими состояниями, обеспечивающему оптимальную готовность к состязанию и к выполнению особо трудных тренировочных заданий. Специфическими компонентами психической подготовки являются:

·  формирование актуальных мотивов и установок, мобилизующих на достижение цели;

·  оперативная «настройка» к действию;

·  регулирование психических состояний, обусловленных ожиданием ответственного соревнования (типа «предстартовых состояний») или «настройкой» на предстоящее тренировочное занятие, а также регуляция эмоционально-волевых проявлений в ходе состязаний или тренировки;

·  оптимизация восстановительных процессов и общего состояния спортсмена средствами «психорегулирующего» воздействия.      

Наряду с постоянными, устойчивыми мотивами, составляющими  побудительную основу спортивной деятельности, непосредственная мобилизация на выполнение трудной тренировочной или соревновательной задачи связана с формированием так называемых актуальных или ситуационных мотивов, которые более динамичны, обусловлены меняющимися личными установками спортсмена и зависят от значимости поставленной задачи, внешних условий ее достижения, уровня подготовленности спортсмена и его конкретного состояния.     

Оперативная психическая  «настройка» спортсмена, кроме соответствующих  воздействий тренера, предполагает активное и умелое использование ряда способов само сосредоточения и само мобилизации, которые должны быть предварительно освоены путем специальной психической подготовки. В настоящее время разработка таких способов идет по пути совершенствования традиционных приемов «самонастройки», идеомоторной разминки и др. "

Многие ситуации в "спорте еще до того, как спортсмен фактически столкнется с ними, могут вызвать  у него состояние повышенной психической напряженности, подобное эмоциональному или психическому стрессу. Наиболее известные из них - предстартовые состояния типа «стартовой лихорадки» и «стартовой апатии».

Задачи нормализации психически напряженных состояний различаются в зависимости от характера состояний. В случае «стартовой апатии» необходимо преодолеть депрессию, обеспечить мобилизационную готовность, создать уверенное и оптимистическое настроение, в случае же «стартовой лихорадки» - уменьшить ее степень, но не в ущерб эмоциональному подъему.

Подход к решению этих задач всегда должен быть комплексным. С педагогических позиций надо иметь  в виду как минимум следующие  факторы и отдельные средства, методы и условия, позволяющие в  комплексе целесообразно воздействовать на психическое состояние спортсмена.

Общие факторы воспитания и самовоспитания спортсмена: в комплексе их особенно существенное влияние как на всю динамику развития, так и на конкретные психические состояния спортсмена оказывают:

·  мотивирующие воздействия тренера и его постоянные духовные контакты со спортсменом;

·  атмосфера дружбы, оптимизма, целеустремленности и деловитости в спортивном коллективе;

·  систематическое воспитание и самовоспитание волевых качеств.

Специальная ориентация средств, методов и форм построения

спортивной тренировки в  аспекте психической подготовки: такая ориентация выражается чаще всего в применении различных вариантов специализированной разминки. Системное регулирование психического состояния спортсмена с помощью факторов тренировки обеспечивается не отдельными упражнениями, а общей структурой тренировочного процесса.         

Адаптация к условиям соревнований и регулирование психической напряженности соревновательных нагрузок.

Специальные методы психической  регуляции и само регуляции, которые представлены «психорегулирующей тренировкой» (включая «аутогенную тренировку»), идеомоторными упражнениями. Условия естественной среды, гигиенические и другие средовые

факторы, содействующие оптимизации  психического состояния.

 

8. Мотивация спортивной деятельности

 

Особое место в психологическом  обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Известно, что спорт имеет много общего с игрой. Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, в трудовой деятельности, когда выполняемая работа лишь опосредованно служит удовлетворению его жизненных потребностей, является источником необходимых средств, а непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Потребность в спорте также определяется удовлетворением самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней.

Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют

свою структуру.     

Непосредственные мотивы спортивной деятельности:

  • потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;
  • потребность в эстетическом наслаждении собственной
  • красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью,

 

     ловкостью;

  • стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;
  • стремление добиться рекордных результатов, показать свое

 

     спортивное мастерство и  добиться победы;

  • потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.

Опосредованные мотивы спортивной деятельности:

·стремление стать сильным, здоровым;

Информация о работе Воспитание психических качеств и свойств личности