Влияние занятий плаванием на здоровье и физическое развитие детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:53, реферат

Описание работы

Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально – экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания. Качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждении.

Содержание

Введение 3
Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольного возраста 3
Роль, место и значение в структуре средств физического воспитания. 6
Предпосылки к обучению. 8
Методика обучения. 9
Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении. Комплекс игровых приемов, обеспечивающих обучение основным двигательным навыкам 10
Заключение 11
Список использованной литературы: 13

Работа содержит 1 файл

реф по физре.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Естественные  силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают  эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время  занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении  у детей возникают положительные  эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Физические упражнения -- специфическое средство физического  воспитания, используемое для решения  оздоровительных, образовательных  и воспитательных задач. Поэтому  физические упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека. 

Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают  положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки. 

Из всех циклических  видов спорта плавание отличается от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения. Возникшее более 20 лет тому назад движение под девизом «Плавать раньше, чем ходить» стало популярным во всем мире. И в то же время многие дети более старшего возраста, подростки, юноши и даже взрослые в нашей стране или вообще не умеют плавать или передвигаются в воде неправильно, не испытывая достаточных нагрузок, а стало быть, плавают без особой пользы для здоровья. 

Плавание, как  и другие циклические упражнения, оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствуя увеличению ее мощности, экономичности, жизнедеятельности. При систематических занятиях плаванием улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мышцы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для полноценного развития растущего организма. (Но все это, конечно, только при достаточно верной технике плавания и правильном дыхании.) Умеренные плавательные нагрузки оказывают благотворное воздействие на нервную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повышая работоспособность. 

Плавание может  эффективно использоваться для предупреждения и даже лечения довольно распространенных среди современных детей и  подростков нарушений осанки и сутулости. Так. при плавании брассом происходит выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.

Предпосылки к обучению.

Занятия плаванием - один из богатейших источников здоровья детей. Занятия плаванием дошкольного  возраста помогают ребёнку уже через 7-8 месяцев не только хорошо плавать, но и самостоятельно ходить, что по средним нормам этого добиваются на 2-3 месяца позже. 

Одной из предпосылок  для успешного обучения ребёнка  плаванию заключается в том, что  до своего рождения он делал это все 24 часа в сутки, находясь в материнском утробе. Так же главной отличительной особенностью плавания при развитии ребёнка, считается то, что погруженное в воду человеческое тело теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им вода, т.е. находится в состоянии почти полной невесомости, потому что вес тела в воде облегчается в несколько раз. Благодаря этому ребёнок испытывает легкость, раскованность в суставах и мышцах, ему легче выполнять движения, глубокие дыхания. 

Не менее важной предпосылкой служит также наличие у ребёнка некоторых врожденных рефлексов, среди которых следует выделить дыхательных и толчковый рефлексы. Благодаря первому ребёнок может задерживать дыхание, когда его рот и нос погружаются в воду. Это позволяет не бояться погружений под воду ребенка, с которым неизбежно связано обучение плаванию, и включать в его программу ныряние, облегчающее и стимулирующее появление у ребёнка активных движений ногами и руками. Второй рефлекс работает на то, что при принудительном сгибании ног ребёнка он реагирует на это немедленным их разгибанием. Наличие этого рефлекса определяет несколько целесообразных требований к методике обучения плаванию: необходимость раннего и первоочередного совершенствования движений ногами (а затем уже переход к движению руками); развитию в первую очередь той форма движения ногами (сгибание в коленных и тазобедренных суставах), которая проявилась в этом рефлексе.

Главным целебным свойством занятий является постепенная  и планомерная перестройка от врожденных и малоэффективных инстинктивных движений ногами и руками ребенка на осознанные, активные и более эффективные. Под влиянием регулярных занятий плаванием на кору головного мозга воздействует комплекс сигналов и раздражений, вызываемых: осязанием воды и её механическим действием, состоянием полувесомости; зрительным и слуховым восприятиям всей обстановки урока; углублённым дыханием и задержкой дыхания; сменой положений в воде; наконец, многократным повторением однотипных движений, выполняемых первое время с помощью кого-либо педагога.  

Свойства воды оказывают на здоровье ребенка термическое (закаливающее), гигиеническое, механическое и физическое воздействие.

Механическое  воздействие воды можно отметить в следующем: при передвижении ребёнка  по поверхности воды он получает легкий, приятный и полезный массаж, что благоприятно влияет на периферическую нервную систему и укрепляет кожный покров тела, а также облегчает периферическое кровообращение, т.е. деятельность сердца. Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и более глубокий вдох. А глубокое дыхание является мощным профилактическим средством, предупреждающим заболевание дыхательных путей.

Методика  обучения.

Плавание, тренирующее  и совершенствующее системы терморегуляции и дыхания, служит эффективным средством профилактики респираторных заболеваний. 

Как известно, для  того, чтобы уметь плавать, надо этому  научиться. Существует ряд методик  обучения плаванию детей разного  возраста. Хороший опыт группового обучения детей дошкольного возраста в бассейнах-«лягушатниках» накоплен в ГДР, а соответствующее пособие Герхарда Левина «Плавайте с малышами» переведено на русский язык. Имеются и другие методические пособия по обучению детей плаванию, поэтому далее приводятся лишь общие соображения и советы родителям начинающих пловцов. 

Начинать всегда следует с обеспечения безопасного  пребывания ребенка в воде. Лучше  всего использовать бассейн-«лягушатник» глубиной от 50 до 100 см, которые сейчас имеются при многих детских поликлиниках и в больших закрытых плавательных бассейнах. Оптимальная температура воды в бассейне около 27° С, при жаркой погоде вода в открытых бассейнах может быть и более низкой температуры (до 23° С). Длительность первых занятий зависит от поведения ребенка: при первых признаках появления легкого озноба и снижения внимания занятие нужно прервать, ребенку сделать теплый душ, после чего растереть полотенцем. Обычная длительность занятий в начале курса не превышает 7--8 минут с постепенным увеличением до 15--20. Детям до шести лет лучше учиться плавать нагими, как это принято, например, в ГДР. Ведь детский организм охлаждается быстрее, чем организм взрослых, а мокрая одежда дополнительно забирает тепло. 

По методике обучение плаванию делится на несколько этапов. Первый из них -- и один из самых важных -- заключается в проведении на суше упражнений, имитирующих основные плавательные движения. Это гребковые движения руками с поворотами головы, маховые движения прямыми ногами от бедра, не сгибая коленей, прогибы в позвоночнике в положении лежа и др. Детям очень нравится заключительное упражнение этого этапа, когда, сидя на бортике бассейна, они весело бьют по воде выпрямленными в коленях ногами. 

Следующий этап -- освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней. Вначале ребенка обучают правильному положению тела при скольжении и нырянии, при этом взрослые поддерживают его за ноги или за руки. Самое трудное на данном этапе -- это научить ребенка делать выдох в воду медленно и постепенно. Вначале такие упражнения выполняются, как и другие, на мелком месте и под команду взрослого «Выдох!». Овладение навыками выдоха в воду и первыми скольжениями с отталкиванием ногами от бортика бассейна --это итог обучения второго этапа. 

На третьем  этапе проводится обучение движениям ногами при плавании вольным стилем: ребенка при этом поддерживают за руки. Важно следить за тем, чтобы начинающий пловец не закрывал глаза в воде и смотрел прямо перед собой. Итог первых трех этапов -- а это 3-- 4 занятия -- умение плыть с помощью ног, держа в руках резиновый круг или пенопластовую доску. Затем начинают обучать движениям рук и дыханию с поворотами головы на вдохе. 

С 6--7-го занятия  наступает новый этап обучения -- полной координации плавательных движений сна-чала при задержке дыхания, а затем и при согласовании движений с дыханием. Дыхание при плавании имеет свои особенности. Продолжительность выдоха, выполняемого в воде, значительно превышает длительность вдоха; примерные соотношения --4:1 и даже 5 : 1. При плавании вольным стилем за один дыхательный цикл (вдох -- выдох) пловец выполняет гребки правой и левой рукой и 4--6 движений ногами. Именно совершенствованию таких координированных действий посвящаются последние занятия курса обучения плаванию, рассчитанного на 11-- 12 «уроков». Разумеется, лучшие результаты в обучении дошкольников могут быть получены на занятиях со специалистом-инструктором. 

Тренировке и  закреплению навыков плавания помогают игры на воде типа «Поймай меня» (бег  в воде на мелком месте), «Лягушка»  (прыжки на мелководье), «Дельфин» (погружение с головой в воду с последующим выскакиванием из нее по пояс), «Водолаз» (ныряния для доставания предметов со дна). Используются также надувные резиновые круги и пенопластовые плотики, на которых малыши плывут подгребая руками. 

Методики обучения плаванию школьников в целом построены  на тех же принципах. Наиболее удобной, не требующей больших затрат времени, а также пригодной для массового  обучения детей, например в пионерском лагере, представляется  методика,  разработанная доцентом Львовского политехнического института В. В. Пыжовым, которая буквально за несколько занятий (4--5) позволяет научить ребенка плавать с ластами. Привожу начальные упражнения этой методики.

Использование игровых заданий  и подвижных игр при обучении. Комплекс игровых приемов, обеспечивающих обучение основным двигательным навыкам

Приемы «Надень  шляпу», «Вырос гриб» направлены на обучение подныриванию под различные  предметы. Детям предлагается надеть на голову плавающий на поверхности  спасательный круг, поднырнув под него, то есть изобразить выросший из воды гриб или надетую на голову шляпу. 

Приемы «Надуй шар», «Лопнул шар» направлены на обучение нырянию и погружению в воду. Дети должны усвоить, что невозможно нырять, если легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, предлагается присесть в воду после глубокого вдоха («шар надут») и после энергичного выдоха («шар лопнул»). 

Прием «Крокодил» используется для получения представлений  о плавучести тел и действии выталкивающей  среды. По методике Т.И.Осокиной упражнение выполняется следующим образом: «Лежать, упираясь на руки, держа голову над водой и вытянув назад ноги… Попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении». Я предлагаю другой вариант выполнения данного упражнения. Ребенку удобнее вытянуть руки вперед, а не к бедрам, так он сразу сможет найти опору, если захочет встать. Во время выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания - чередования короткого вдоха и медленного выдоха. 

Прием «Стрела» используется для того, чтобы обучить  ребенка лежать на большой глубине. Зацепившись руками за лестницу, ребенок  должен лечь в положение «стрела», разжать кисти рук и в такой  позе немного полежать (выполнятся с постепенным увеличением счета). 

Прием «Носик и  животик вверх» помогает научиться  лежать на спине в мелкой воде. Сидя на дне и слегка опираясь локтями, ребенок пытается лечь на спину, затем  расслабиться и спокойно полежать, не запрокидывая голову назад и не прижимая подбородок к груди. 

Прием «Привет» используется для обучения скольжению. Чтобы ребенок мог ощутить  продвижение в воде, я использую  традиционные упражнения с буксировкой, а также проныривание в вертикально  стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра). Проныривая в обруч, ребенок протягивает преподавателю руку для рукопожатия («Привет!»), тот в свою очередь придает телу ребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно до полной остановки. 

Серия игровых  приемов для обучения элементарным прыжкам ногами вниз. Прием «В колодец» предполагает прыжки в обручи разного диаметра, лежащие на поверхности воды. Прием «В глубокий колодец - из колодца» предусматривает прыжок с погружением в воду и выныривание из обруча под водой. Прием «Оседлай коня» используется для прыжков в воду на надувные подушки. 

Информация о работе Влияние занятий плаванием на здоровье и физическое развитие детей дошкольного возраста