Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 23:49, курсовая работа
Проблема влияния утомления на точность двигательных действий играет существенную роль во многих, если не во всех видах спорта. Тренировочный процесс всегда строится таким образом, чтобы разучивание или совершенствование техники движений не производилось на фоне выраженного утомления (однако, небольшое «дозированное» утомление, наоборот, иногда приветствуется, но об этом позже).
1. Введение 1.1. Цель исследования
1.2 Задачи исследования
1.3 Объект и предмет исследования
1.4 Практическая значимость
2. ГЛАВА 1. Обеспечение надежности техники и отдельных двигательных действий в частности:
1.1. Обеспечение оптимального уровня развития физических качеств
1.2 Запоминание двигательных действий в условиях утомления
1.3 Формирование навыков психической саморегуляции
1.4 Формирование навыков обобщенных действий, обучение не способам, а методам решения двигательных задач
3. ГЛАВА 2.Методика исследования
4. ГЛАВА 3.Изложение основных результатов исследования и их обсуждение
5. Выводы
6. Список использованной литературы
Для того чтобы повысить надежность двигательных действий в экстремальных ситуациях, следует прежде всего научить исполнителя распознавать свое состояние и выбирать тактику его оптимизации. Для распознавания уровня возбужденности применяют простые и надежные способы: кистевую динамометрию; прыжок с места вверх и т. п. Если причиной дискоординации является стартовая лихорадка, то эффективным приемом регуляции может быть самовнушение, методика которого описана в руководствах по психорегулирующей тренировке (ПРТ). Приемам ПРТ следует специально обучать, овладевшие ими гораздо увереннее действуют в сложной обстановке.
Рис.2. Соотношение между степенью тревожности (активации — аналогично) и
качеством деятельности (по Б. Дж. Кретти)
Если сбивающим
фактором является тревожность, то действенным
методом оптимизации
Олимпийский чемпион прыгун в высоту Ю. Тармак рассказал в личной беседе, как он решил проблему снижения тревожности при подготовке к Играм XX Олимпиады. За шесть месяцев непосредственной подготовки он стартовал в 180 соревнованиях в самых различных условиях, ставя каждый раз задачу взять намеченную высоту, не обращая внимания на неблагоприятные условия, возникающие по ходу соревнования, сосредоточиваясь только на узловых элементах действия. Ю. Тармак научился настолько эффективно отключаться от неблагоприятных условий, что однажды при настройке на попытку не заметил взрыва петарды в 0,5 м от собственной головы (ее взорвал болельщик в Швеции, где начало разбега, было возле 1-го ряда трибун). Во время олимпийских состязаний способность уходить в себя помогла Ю. Тармаку не среагировать на ухудшение погоды (пошел дождь), на психические атаки судей (несколько раз останавливавших его во время попытки для проверки уровня планки, поправки стоек и планки и т.п.) и противников.
Формирование навыков обобщенных действий, обучение не способам, а методам решения двигательных задач.
Традиционное обучение, в котором двигательное действие формируется по типу условного двигательного рефлекса, усваивается стабильно, маловариативно, а потому малопригодно для решения двигательных задач в изменяющихся ситуациях. Надежность двигательных навыков в их
способности реагировать на изменения ситуации действия и обеспечивать приспособления, необходимые в каждом частном случае, и тем самым высокую эффективность решения двигательной задачи. Такого рода навыки легче формируются при осознанном выделении ООТ формируемой ООД и специальной работой (упражнениями), направленной на формирование навыков выделения закономерностей решения двигательной задачи (ООТ) как в конкретном действии, так и во множестве однотипных действий, отличающихся нюансами условий исполнения. С этой целью предлагают решать разнообразные варианты двигательной задачи уже на стадии усвоения элементов ООД в материальной форме — на этапе отработки ООТ в системе материальных регуляторов действия и далее на последующих этапах обучения.
ГЛАВА
2. Методика исследования.
Экспериментальное исследование влияния утомления на точность двигательной реакции проводилось на студентах 1-3 курсов ВГАФК, специализирующихся в волейболе и баскетболе.
Испытуемым в количестве 12 человек (все юноши) предлагалось выполнить 2 серии штрафных бросков мяча по 10 попыток в каждой в баскетбольную корзину. Первая серия выполнялась после небольшой разминки, вторая - на фоне физического и умственного утомления (бег 10 мин с отягощающими манжетами и прохождение стандартного теста на определение уровня 1С) в течение 4 мин.)
Для специализации баскетбол нагрузка (штрафные броски) является специфичной, для волейболистов - неспецифичной.
Результаты были обработаны методами математической статистики и проанализированы с учетом специализаций спортсменов.
12
ГЛАВА 3.
Изложение основных результатов исследования и их
обсуждение
В результате исследования были получены следующие данные:
Табл. 1.
|
Анализ полученных
данных показывает, что на фоне утомления
точность двигательных действий у волейболистов
в неспецифичном для них
13
Точность двигательных
действий баскетболистов в среднем
ухудшилась на 15%, что говорит о
том, что влияние утомления
Полученные
данные говорят о том, что тренированные
в каком-либо двигательном действии
люди способны сохранять высокую
эффективность движений даже при
значительных степенях утомления.
14
Выводы
На основе изучения литературы и анализа экспериментальных данных, полученных при проведении исследования на студентах 1-3 курсов ВГАФК, специализирующихся в волейболе и баскетболе, были сформулированы следующие выводы касательно влияния утомления на точность двигательной деятельности:
1. На фоне утомления точность двигательных действий у спортсменов в неспецифичном для них упражнении ухудшается в среднем на 20%, что свидетельствует о существенном влиянии утомления на показатели их результативности в этом виде двигательной деятельности.
2. Точность двигательных действий спортсменов, для которых тестируемое упражнения является привычным в среднем ухудшилась на 15%, что говорит о том, что влияние утомления сказалось на точности их двигательной деятельности в меньшей степени.
3. Тренированные в каком-либо двигательном действии люди способны сохранять высокую эффективность движений даже при значительных степенях утомления, причем чем выше квалификация спортсмена, тем при большей степени утомления он способен поддерживать высокую точность движений. Необходимо заметить, что успешность воспитания устойчивости к утомлению определяется не только методикой, но и мотивацией обучаемого, это именно тот случай, когда осмысление разучиваемого способствует совершенствованию надежности деятельности.
15
Список использованной литературы
1. Бакулин
С.А. Общая физиология
2. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. - 349 с.
3. Горкин Б.М., и др. «Большие нагрузки в спорте» Киев, 1973
4. Данько Ю.И. «Очерки физиологических упражнений». М.: 1974
5. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте - М.: «Физкультура и спорт», 1991.-207 с, ил.
6. Матвеев
Л.П., Меерсон Ф.З. Некоторые
7. Меерсон
Ф.З. Адаптация, стресс и
8. Мищенко
В.С. Функциональные
9. Минаева Н. А. Двигательные способности. — В сб.: ВНК Спорт в совр.
о-ве». Тезисы. Педагогика. Психология. М., 1980. Ю.Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус ва.—В
кн.: Инженерная психология. М., 1964. Н.Новиков А. А. — В кн.: Совершенствование технического мастерства
спортсменов. М., 1967, с. 97—101.
12.
Ойфебах Л. М, Метод ритмовых
показателей. — Легкая
13.Озолин
Н. Г. Современная система
16
Н.Пантина Н. С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании. — Вопросы психологии, 1957, №4.
15.Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев «Олимпийская литература», 1997
16.Платонов В.Н.,
Булатова М. М. Физическая
17.Солодков А.С.,
Сологуб Е.Б. Физиология
18.Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов
Информация о работе Влияние утомления на точность двигательной деятельности