Влияние утомления на точность двигательной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Проблема влияния утомления на точность двигательных действий играет существенную роль во многих, если не во всех видах спорта. Тренировочный процесс всегда строится таким образом, чтобы разучивание или совершенствование техники движений не производилось на фоне выраженного утомления (однако, небольшое «дозированное» утомление, наоборот, иногда приветствуется, но об этом позже).

Содержание

1. Введение 1.1. Цель исследования
1.2 Задачи исследования
1.3 Объект и предмет исследования
1.4 Практическая значимость
2. ГЛАВА 1. Обеспечение надежности техники и отдельных двигательных действий в частности:
1.1. Обеспечение оптимального уровня развития физических качеств
1.2 Запоминание двигательных действий в условиях утомления
1.3 Формирование навыков психической саморегуляции
1.4 Формирование навыков обобщенных действий, обучение не способам, а методам решения двигательных задач
3. ГЛАВА 2.Методика исследования
4. ГЛАВА 3.Изложение основных результатов исследования и их обсуждение
5. Выводы
6. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации Волгоградская государственная  академия физической культуры

Кафедра физиологии и химии 
 
 
 
 

Курсовая  работа по физиологии

на  тему

«ВЛИЯНИЕ  УТОМЛЕНИЯ НА ТОЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент 305 группы

Гостев Игорь 
 
 
 
 

Волгоград – 2007

Содержание

1. Введение 1.1. Цель исследования

1.2 Задачи исследования

1.3 Объект и предмет исследования

1.4 Практическая значимость

2. ГЛАВА 1. Обеспечение надежности техники и отдельных двигательных действий в частности:

1.1. Обеспечение  оптимального уровня развития  физических качеств

1.2 Запоминание  двигательных действий в условиях  утомления

1.3 Формирование  навыков психической саморегуляции

1.4 Формирование  навыков обобщенных действий, обучение не способам, а методам решения двигательных задач

3. ГЛАВА 2.Методика  исследования

4. ГЛАВА 3.Изложение  основных результатов исследования  и их обсуждение

5. Выводы

6. Список использованной  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Введение

Проблема влияния  утомления на точность двигательных действий играет существенную роль во многих, если не во всех видах спорта. Тренировочный процесс всегда строится таким образом, чтобы разучивание  или совершенствование техники  движений не производилось на фоне выраженного утомления (однако, небольшое «дозированное» утомление, наоборот, иногда приветствуется, но об этом позже).

Утомление следует  рассматривать как сложный процесс, затрагивающий все уровни деятельности организма (молекулярный, субклеточный, клеточный, органный, системный, целостного организма) и проявляющийся в совокупности изменений, связанных со сдвигами гомеостаза, регулирующих, вегетативных и исполнительных систем, развитием чувства усталости, временным снижением работоспособности.

    Утомление — особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрат энергии при выполнении одной и той же работы, в замедлении реакций и скорости переработки информации, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и других явлениях.

     Факт снижения точности двигательных действий на фоне утомления имеет существенное и зачастую первостепенное значение в таких видах спорта как различные виды стрельбы, спортивные игры, гимнастика и др.

Одной из задач  спортивной тренировки в данных случаях  является повышение надежности двигательных действий, решение которой в практике тренировки сводится к работе в 4 основных направлениях:

1. Обеспечение  оптимального уровня развития  физических качеств.

2. Запоминание  двигательных действий в условиях  утомления.

3. Формирование  навыков психической саморегул 

4. Формирование  навыков обобщенных действий, обучение  не способам,

а методам  решения двигательных задач.

На рисунке 1 представлены причины, стимулирующие  развитие утомления в системе  подготовки и соревновательной деятельности спортсменов.

                                                                                                               Рис.1.

Как мы видим, причин, которые могут вызвать утомление  у спортсмена более чем достаточно, поэтому важность понимания существенной роли тренировки, повышения точности и надежности двигательных действий на фоне прогрессирующего утомления очевидны. 
 
 

Целью нашего исследования будет являться определение влияния утомления на точность двигательных действий в контексте обеспечения надежности и стабильности техники движений в неблагоприятных условиях.

Для достижения данной цели поставлены следующие исследовательские  задачи:

1.  Выявить  влияние утомления на точность  двигательных действий спортсменов,  для которых данное упражнение  не является специфичным.

2.  Выявить  влияние утомления на точность  двигательных действий спортсменов,  для которых данное упражнение  является специфичным.

3.   Сравнить степени влияния утомления  на точность двигательных действий  у спортсменов, специализирующихся  и не специализирующихся в данном определенном виде двигательной активности и сделать вывод о целесообразности проведения работы, направленной на совершенствование способности сохранения высокой эффективности движений даже при сильных степенях утомления.

В данной работе объектом исследования будут спортсмены, специализирующиеся в разных видах спорта (волейбол и баскетбол), а предметом - влияние утомления на точность их двигательных действий.

Практическая  значимость данного исследования будет заключаться в определении значимости проведения работы, направленной на совершенствование способности сохранения высокой эффективности движений даже при сильных степенях утомления. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.

1.1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ  ТЕХНИКИ И ОТДЕЛЬНЫХ  ДВИГА ТЕЛЬНЫХ  ДЕЙСТВИЙ В ЧАСТНОСТИ

Под надежностью понимают такое качество действия, которое гарантирует его эффективность в неблагоприятных условиях. Запоминание двигательного действия, способность воспроизвести его в спокойной обстановке еще не гарантирует его эффективности в затрудненных условиях, при действии помех. Надежность действия повышается, если в процессе изучения выполнять определенные условия.

Обеспечение оптимального уровня развития физических качеств.

Нельзя  залезть по канату, если сил мало даже для простого виса на нем. Когда  обучаемый овладевает двигательным действием, то, упражняясь, он не только запоминает правила его выполнения, но и развивает физические качества до необходимого уровня. Овладев двигательным действием, ученик пытается выполнить его в усложненных условиях, например, залезть по качающемуся канату, попасть мячом в ворота при встречном ветре, применить борцовский прием против непривычно тяжелого противника и т. п. Задача будет успешно решена только в том случае, если она обладает некоторым резервом физических качеств, позволяющим решать двигательную задачу не только в стандартных, но и в усложненных условиях. В связи с этим необходимым следует считать уровень развития физических качеств, позволяющий решать двигательную задачу в обусловлено усложненных ситуациях. Иногда двигательную задачу приходится решать эпизодически, с очень большими перерывами между попытками. В этом случае может оказаться, что человек хорошо помнит, что именно следует делать, знает, как выполнить действие, но не способен действовать: он утратил необходимый уровень развитии

физических  качеств, растренировался. Поскольку  прочность запоминания определяется качеством воспроизведения, то применительно  к характеристике прочности запоминания  двигательного действия говорят  о прочности сохранения уровня физической подготовленности, тренированности. Повторение с целью предупреждения забывания, о котором мы упоминали выше, в данном контексте имеет и другое назначение: поддержать оптимальный уровень физической работоспособности.

Запоминание двигательных действий в условиях утомления.

Типичным, часто встречающимся сбивающим  фактором является утомление. Большинство  специалистов — физиологи, психологи, педагоги указывают на координационные  нарушения двигательных действий как  на характерный признак утомления. Особенно заметно ухудшающее действие утомления в тех двигательных навыках, от которых требуется точность или уровень качества. Ухудшение качества двигательного действия вызвано резким снижением способности анализировать и корректировать движения при утомлении. Однако замечено, что хорошо тренированные люди в отдельных случаях способны сохранять высокую эффективность движений даже при очень сильных степенях утомления. Олимпийские чемпионы В. Маркин, М. Ифтер, Т. Казанкина, С. Коу демонстрировали на финише легкий, мощный, непринужденный бег без видимых нарушений требований техники, несмотря на предельную усталость. Оказалось, что устойчивость двигательных навыков к утомлению не является преимуществом феноменальных атлетов, ее можно формировать в специально организованном обучении. Формирование устойчивости двигательных навыков к утомлению начинается с выполнения учебных заданий на фоне легких или средних степеней утомления, для чего изучение новых двигательных действий переносится в середину основной части урока (занятия), когда обучаемые немного устали от выполненной работы. Ученик должен контролировать точность, легкость привычных

движений  и осваивать новые, несмотря на усталость. После того как учение в условиях небольшого и среднего утомления  станет привычным, можно переходить к обучению на фоне среднего и сильного утомления, перенеся решение двигательных задач изучаемого типа в конец основной части урока. На заключительной стадии формирования устойчивости навыков к утомлению обучение осуществляется на фоне околопредельной и предельной усталости, например, при финишировании в беге на средние или длинные дистанции в условиях соревнования. Обучение по подобной схеме позволяет добиваться очень высокой устойчивости навыков к утомлению. Действия, сформированные таким образом, не теряют эффективности даже при очень высоких степенях утомления.

Способность противостоять утомлению при  интенсивной и продолжительной  мышечной деятельности может быть воспитана  при разнообразной, не обязательно  специфической работе. Это говорит о том, что устойчивость двигательного навыка к утомлению имеет в основе не условный рефлекс, а овладение умениями и навыками управления качеством деятельности, в том числе мнемической, запоминанием и воспроизведением, в условиях утомления вообще. Необходимо заметить, что успешность воспитания устойчивости к утомлению определяется не только методикой, но и мотивацией обучаемого. Приемы и методы, описанные выше, дали незначительный эффект в работе на уроках физкультуры в школе, поскольку большинство школьников не видело смысла в выполнении заданий на фоне большой усталости.

Формирование  навыков психической  саморегуляции.

Известно, что экстремальные ситуации могут, как улучшать, так и ухудшать качество деятельности. По данным Н. П. Гуменюк  и Б. М. Шерцис, ухудшение навыков в соревновательной ситуации наблюдается у 50— 55% спортсменов на уровне национальных сборных команд и сборных команд

8

республики. По нашим наблюдениям, проведенным на соревнованиях школьников, ухудшение двигательных навыков у начинающих спортсменов и у не занимающихся спортом регулярно гораздо чаще: в 85—95% случаев. Ухудшение качества двигательных действий в экстремальных ситуациях происходит по типу перевозбуждения или угнетения. В первом случае соревновательная ситуация порождает отчетливое желание добиться максимального успеха, но высокий уровень возбуждения приводит к тому, что человек выполняет привычные действия с необычно высокой силой, быстротой, мощностью. Точность действий из-за этого снижена, эффективность мала. Хорошо известны случаи закрепощенности у борцов, легкоатлетов, потеря точности у штангистов, заступы — у прыгунов в длину. Все эти нарушения — результат перевозбуждения. Этот тип реакции на соревновательную ситуацию получил название стартовой лихорадки, а за рубежом—активации. Во втором случае экстремальная ситуация действует угнетающе, порождает нежелание действовать, различного рода страхи: страх поражения, страх перед зрителем, перед тренером, перед товарищами по команде, которые будут ругать за неудачу, страх перед победой или рекордом, которые всегда несут более высокую ответственность, и т. п. Реакция этого типа называется тревожностью, а ее крайнее проявление, когда человек резко снижает активность, вплоть до оцепенения — стартовой апатией. Б.Дж. Кретти приводит диаграмму зависимости результативности деятельности от уровня активации и тревожности (рис. 2). С ним согласен Р. Найдиффер, но замечает при этом, что реальные зависимости результативности деятельности от уровня психических состояний гораздо сложнее.

Информация о работе Влияние утомления на точность двигательной деятельности