Влияние подвижных игр на развитие быстроты у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движению. Огромную потребность в движении дети обычно удовлетворяют в играх. Игра для них – это, прежде всего, движение, действие.
Среди актуальных проблем физического воспитания школьников значительное место занимает проблема развития у детей основных двигательных качеств, в том числе развитие быстроты движений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. 6
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Быстрота как физическое качество, ее характеристика 6
1.2 Требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту 9
1.3 Возрастные и физиологические особенности младшего школьного возраста 11
ГЛАВА 2. 14
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 14
2.1 Подвижная игра как средство развития физических качеств 14
2.2 Задачи, решаемые при проведении подвижных игр 16
2.3 Методика организации и проведения подвижной игры 19
ГЛАВА 3. 26
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
3.1 Характеристика этапов проведенного исследования 26
3.2 Интерпретация результатов исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 95.17 Кб (Скачать)

Выбор игры в первую очередь зависит  от общих задач урока, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество занимающихся.

При выборе игры необходимо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике используются в основном массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и разной физической подготовленности.

Выбор игры напрямую зависит от места ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега.

При организации игр на улице  надо учитывать состояние погоды (особенно зимой). Если температура воздуха низкая, выбирается игра с активными действиями участников. Нельзя использовать игры, в которых приходится долго стоять, ожидая своей очереди. Малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочередно, хороши в жаркую погоду.

Наличие пособий и инвентаря  также влияет на выбор игры. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря  или при неудачной его замене игра может не состояться.

Руководитель  использует игры из программы по физической культуре, сборников, хорошие игры, распространенные среди детей, новые  варианты игр, творчески переработанных детьми и руководителем. Последние  приобретают новые формы, иногда более эффективные в воспитательном отношении для данного контингента детей [1, с.14].

       Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

       Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

         Роли определяют поведение детей в игре. Дети младшего школьного возраста (6-10 лет)  очень активны, и все в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.

          Существует несколько способов выбора водящего: назначает учитель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки ; при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.

           Учитель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов. Но иногда учитель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей, поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

          При подведении итога игры учитель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Учитель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным.

          Подвижные игры - школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

– увеличивать дозировку (повторность  и общую продолжительность игры);

– усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а  выпрыгивают);

– изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);

– сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);

– провести игру в нестандартных  условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловушки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);

– усложнить правила (пойманных  можно выручать; увеличить число ловушек и т.д.)

         Изменения должны быть всегда обоснованы. К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей.

        Методика проведения подвижных игр. Младший школьник уже должен уметь владеть основными движениями, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. Мускулатура относительно слаба, прочность опорного аппарата также еще невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.

         Дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.

         Функция внимания у младших школьников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы.

       Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда им нужен отдых после физической нагрузки.

         Сигналы в играх для детей младшего школьного возраста (6-10 лет) лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива. Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, поэтому для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.

          Распределять подвижные игры рекомендуется следующим образом:

- в подготовительной (заключительной) части можно включить игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствующие общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»);

- в основной части, после выполнения  основного движения, например бега, для развития быстроты и ловкости  лучше проводить игры-перебежки  («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть.

         Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями.

         При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй – убегай» и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются обособленно или попеременно и лишь изредка - в сочетаниях.

 

ГЛАВА 3.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

3.1 Характеристика этапов проведенного исследования

Целью исследования было: исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты у младших школьников(6-10 лет).

          На основе материалов проведённого нами теоретического анализа литературы, мы пришли к следующему предположению: подвижная игра является одним из эффективных средств, для развития быстроты у младших школьников (6-10 лет).

Основными методами исследования выступили:

1. метод тестов;

2. эксперимент;

          3. математический метод обработки данных.

           Для того, чтобы выявить влияние подвижной игры на развитие быстроты у детей младшего школьного возраста ( 6-10 лет), было организовано и проведено исследование на базе ГУО «СШ № 9» г.Барановичи.  Выборку    исследования    составило    40   младших школьников. Из них 20 детей экспериментальной группы (3 «А» класс) и 20 детей контрольной группы (3 «Б» класс).

Исследование велось в  три этапа: констатирующий, формирующим и контрольный.

Для проведения исследования нами была составлена следующая программа:

  1. Определить уровень развития быстроты у младших 
    школьников контрольной и экспериментальной групп.
  2. Организация        подвижных игр у экспериментальной группы на дополнительных уроках физической культуры 3 раза в неделю.
  3. Повторно провести определения уровня развития быстроты у младших школьников контрольной и экспериментальной групп.
  4. Определить эффективность подвижной игры в развитии быстроты младших школьников.

Реализация первой задачи исследования и определения уровня развития быстроты младших школьников контрольной  и экспериментальной групп был посвящен констатирующий этап исследования.

Для определения  исходного уровня физической подготовленности детей тестирование осуществлено в  рамках занятий по физической культуре.

Всем  выполняемым упражнениям предшествует разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные, подготавливающие упражнения. Ребенку дается две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносится лучший результат (Приложение В и Г).

Наиболее  объективными показателями уровня развития физической подготовленности детей  являются результаты выполнения определенных двигательных заданий. Методика определения физических качеств и навыков, полно представлена в Приложение Д.

Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие быстроты у младших школьников