Влияние использования домашнего задания по физической культуре на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьн

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:12, аттестационная работа

Описание работы

В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка – ведь малыш не на что не жалуется. Вернее он может жаловаться на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны состоянием позвоночника.
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15,-17% детей; в 7лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д. А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
1.1 Виды нарушений осанки 6
1.2 Домашнее задание по физической культуре 10
1.3 Использование физических упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте 15
Глава 2. Экспериментальное изучение использования домашнего задания по физической культуре для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
2.1 Определение уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 23
2.2 Внедрение домашнего задания по физической культуре в режим дня учащихся младшего школьного возраста 26
2.3 Изучение динамики уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 30
Заключение 35
Литература

Работа содержит 1 файл

Проверка ВКР.docx

— 461.32 Кб (Скачать)

    3-4- продеть ноги в обратном направлении  и прийти в и.п. (выдох).

    Повторить 6-8 раз в среднем темпе. Сгибая ноги, необходимо сгруппироваться, скакалка натянута.

    8. И.п. - скакалка сзади.

    Бег на месте и с продвижением вперед, вращая скакалку вперед, перепрыгивая поочередно правой и левой ногой. Выполнить до 40-50 прыжков и перейти  на ходьбу на месте.

    Проверка  домашних заданий показала, что дети хорошо освоили комплексы упражнений и систематически выполняют их дома.  
 

      2.3 Изучение динамики уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 

    После проведения формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент. Мы обработали результаты эксперимента и полученные данные занесли в  таблицу 2.

    Таблица 2

    Результаты  контрольного эксперимента 

п/п

 
Название

тестов

Контрольная группа

средний показатель

Экспериментальная  группа

средний показатель

1 Наклон вперед – вниз,  стоя на гимнастической скамейке  (см) 2,2 2,1
2 Наклон в  стороны  (см) 27,1 / 25,5 26,8 / 29,4
3 Переход из положения  лежа в положение сидя (кол-во раз) 29,9 31,1
4 Удержание туловища в положении лежа на животе (сек.) 13,9 15,0
 

    Для анализа результатов исследования мы занесли данные констатирующего  и контрольного экспериментов в  таблицу 3. 

    Таблица 3

    Сравнительный анализ результатов  исследования 

№ п/п Название  тестов Контрольная группа  
Экспериментальная группа
Констат. эксп. Контр. эксп. Констат. эксп. Контр. эксп.
1 2 3 4 5 6
1. Наклон вперед – вниз,  стоя на гимнастической скамейке (см) 2,2 
2,1 
3,1 
3,8 
2. Наклон в  стороны  (см) 27,1 / 25,5 25,6 / 25,0 26,8 / 29,4 26,3 / 25,3
3. Переход из положения  лежа в положение сидя (кол-во раз) 29,9 
30,1 
31,1 
32,1 
4. Переход из положения  лежа в положение сидя (кол-во раз) 13,9 
13,8 
15,0 
16,0 
 

    Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, мы видим, что произошли  изменения по всем показателям как  в экспериментальной, так и в  контрольной группе.

    Для анализа и обобщения проведенного эксперимента рассмотрим графическое  изображение полученных нами результатов. 

    Рис. 1.

  1. Наклон вперед – вниз, стоя на гимнастической скамейке

    Результат в контрольной группе изменился  на 0,9 см, а в экспериментальной  на 1 см.

    Рис. 2.

    2 .Наклоны  туловища в стороны

    а) вправо

    Результат в контрольной группе изменился  на 1,5 см, а в экспериментальной  на 0,5 см. 

Рис. 3.

  Наклоны туловища  в стороны

    б) влево

                  Результат в контрольной группе изменился на 0,6 см, а в экспериментальной на 4,1 см.

    Для анализов симметрии наклонов в стороны  мы построили следующие графики.

    Рис. 4.

Симметрия наклонов в стороны

 

Рис. 5.

             Из графиков видно, что симметрия наклонов в стороны улучшилась в  экспериментальной группе

Рис. 6.

  1. Переход из положения лежа в положение сидя

    Результат в контрольной группе изменился  на 1,2 раза, а в экспериментальной  на 2 раза.

Рис. 7.

  1. Удержание туловища в положении лежа на животе под углом 300

    Результаты  в контрольной группе изменились на 1,1 секунды, а в экспериментальной  на 2,2 секунды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Изучив  литературу по выбранной теме, мы пришли к выводу, что данная тема действительно  актуальна на современном этапе.

    В младшем школьном возрасте окостенение  еще не закончилось, слабо развиты  костная и мышечные системы, поэтому  скелет легко подвергается деформации. В школе позвоночник ребенка  испытывает повышенные нагрузки. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки – все это ухудшает состояние опорно-двигательного  аппарата.

    Осанка  формируется с самого раннего  периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего  организма.

    Встречающиеся в детском возрасте неправильная осанка и, в некоторых случаях, деформации костной ткани чаще всего являются проявлением общей функциональной слабости организма. Их возникновению, кроме ряда внутренних причин способствуют перегрузка ребенка, неправильное  сидение за партой, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка, привычка спать  на боку, мягкая постель.

    У детей осанка формируется в процессе роста организма в тесной связи  с развитием двигательных функций. Основную роль в формировании правильной осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги.

    Только  активные упражнения, укрепляющие разгибатели  спины и мышц брюшного пресса, постепенно создают мышечный корсет, и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве.

    Профилактика  нарушений осанки – длительный процесс, требующий от ребенка и родителей  осознанного отношения и активного  участия. Ребенку необходимо многократно  объяснять (на доступном уровне, с  учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для  ее поддержания.

    Анализируя  полученные данные, мы видим, что результаты улучшились как в контрольной, так  и в экспериментальной группе. Но результаты в экспериментальной  группе улучшились значительнее по отношению  к контрольной группе. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу: использование домашнего задания по физической культуре оказывает положительное влияние на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте.

    На  основании данной работы можно рекомендовать преподавателям физического воспитания младшего школьного возраста следующее:

    -  систематически использовать домашние  задания в своей работе;

    - с помощью постоянного контроля добиваться, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания;

    - постоянно контролировать уровень  функционального состояния опорно-двигательного аппарата, отражать полученные результаты в журнале и на основе их анализа делать определенные корректировки в своей деятельности;

    - поддерживать связь с родителями  учащихся;

    - изучать опыт коллег с целью передачи положительного опыта. 
 
 
 

    Литература 

    1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. [Текст] - М., «Ф и С»,  1988 - 208с.

    2. Барышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М.Г. Основы физической культуры школьников. [Текст] - Самара, 1994 - 128с.

    3. Васильева Е.В., Дешин Д.Д. Врачебный контроль и лечебная физкультура. [Текст] – М., «Просвещение», 1968.- 296с.

    4. Домашние задания: Кн. Для учителя: Пер. с нем./ Х. Древелов, Д. Хесс, Х. Вел. [Текст] - М., «Просвещение», 1989. – 246с.

    5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорт. [Текст] – М., «Академия», 2005. – 264 с.

    6. Книга учителя физической культуры. [Текст] /Под общ. ред. В. С. Каюрова – М., «Просвещение», 1973. – 328с.

    7. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – IV классов общей образовательной школы. [Текст] /Под ред. Ляха В.И. – М., 1992. – 34с.

    8. Ланда Б.Х Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. [Текст] – М., «Спорт», 2004. – 192с.

    9. Лечебная физическая культура. [Текст] /Под общ. ред. В.Е. Васильевой. – М., «Ф и С», 1970 – 368 с.

    10. Лечебная физическая культура. [Текст] /Под ред., С.Н.Попова – М., «Академия», 2005 – 416с.

    11. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников. [Текст] – М., «Просвещение», 1970 – 95с.

    12. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании. [Текст] – М., 1998. – 272с.

    13. Мейксон Г.Б., Корчагина Л.Б., Протченко Т.А., Кислов А.А.. Домашние задания по физической культуре. [Текст] - М., «Просвещение», 1987 – 196с.

    14. Милюкова В.И., Евдокимова Т.А. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей. [Текст] - С/ Пб, «ЭКСМО», 2003 - 128с.

    15. Настольная книга учителя физической культуры. [Текст] / Под ред. Л. Б. Кофмана. – М., «Ф и С», 1998 - 496с.

    16. Немов Р.С. Основы психологии. [Текст] - М., «Просвещение», 2003 – 688с.

    17. Основы школьной валеологии в начальных классах. [Текст] / Под ред. Бухарнова А.И., Муценко Т.А., Сафонова В.Н., Кропотовой Г.А. – Тольятти, 1996. – 80с.

Информация о работе Влияние использования домашнего задания по физической культуре на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьн