Влияние использования домашнего задания по физической культуре на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьн

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:12, аттестационная работа

Описание работы

В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка – ведь малыш не на что не жалуется. Вернее он может жаловаться на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны состоянием позвоночника.
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15,-17% детей; в 7лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д. А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
1.1 Виды нарушений осанки 6
1.2 Домашнее задание по физической культуре 10
1.3 Использование физических упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте 15
Глава 2. Экспериментальное изучение использования домашнего задания по физической культуре для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
2.1 Определение уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 23
2.2 Внедрение домашнего задания по физической культуре в режим дня учащихся младшего школьного возраста 26
2.3 Изучение динамики уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 30
Заключение 35
Литература

Работа содержит 1 файл

Проверка ВКР.docx

— 461.32 Кб (Скачать)

    Нестойкие нарушения осанки функционального  характера сравнительно несложно устранить  средствами физического воспитания. Решающее условие при этом – целесообразное построение процесса занятий физическими  упражнениями в соответствии с принципами оптимального варьирования нагрузок и  чередования их с отдыхом, а также  оптимизация общего режима жизни  в согласии с требованиями гигиены. Для коррекции же стойких аномалий осанки патологического характера  требуется вмешательство врача  и специалиста по лечебной физической культуре.  [15]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Экспериментальное  изучение использования  домашнего задания  по физической культуре для формирования и закрепления  навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте 

    2.1 Определение уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 

    Исследовательская работа проводилась нами на базе МОУ – СШ № 63 с сентября 2009 по май 2010 года. Материальная и техническая база соответствовали требованиям программы. В школе имеется весь необходимый инвентарь и спортивное оборудование.

      В экспериментальной работе принимали  участие учащиеся 3  классов. 3 А  класс был  определен нами  как экспериментальная группа, а  3 Б – контрольная. 

    Нарушение осанки не является заболеванием –  это изменение функционального состояния опорно-двигательного аппарата. Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата включает в себя оценку состояния позвоночника и мышечного корсета.

    Для проведения научно-исследовательской  работы нами была подобрана следующая  батарея тестов для определения  уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата.

      Оценка функционального  состояния позвоночника

      Для определения активной гибкости в сагиттальной плоскости из положения стоя:

    Наклон  вперед – вниз,  стоя на гимнастической скамейке (см)

    Оборудование: гимнастическая скамейка, линейка.

    Процедура тестирования. Испытуемый стоит на краю скамейки и плавно выполняет наклон вперед–вниз, не сгибая коленей. За ноль принимается уровень опоры, на которой стоит испытуемый. По положению средних пальцев рук определяются результаты пробы. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучший результат. Если испытуемый не достает до уровня опоры, результат записывается со знаком минус, если достает, со знаком плюс.

    Результат: количество сантиметров.

      Для определения боковой подвижности позвоночника:

    Наклон  в стороны (см)

    Оборудование: сантиметровая лента.

    Процедура тестирования. Испытуемый выполняет наклон в сторону ровно во фронтальной плоскости, не сгибая коленей; сначала в одну, а затем в другую сторону.

    Результат: измеряется расстояние от среднего пальца руки до пола. Сравнивается симметричность измерений при наклоне в обе стороны.

    Оценка  функционального  состояния мышечного  корсета

    Для определения силовой выносливости мышц брюшного пресса:

    Переход из положения лежа в положение сидя (кол-во раз)

    Оборудование: маты.

    Процедура тестирования. Испытуемый ложиться на спину, ноги фиксированы, руки на поясе, принимает положение сидя.

    Результат: количество переходов в положение сидя.

    Для определения статической силовой выносливости мышц спины:

    Удержание туловища в положении  лежа на животе (сек.)

    Оборудование: секундомер, маты.

    Процедура тестирования. Испытуемый ложиться на живот, производит разгибание туловища примерно до угла 30 о.

    Результат: определяется время удержания туловища до появления признаков покачивания или самостоятельного прекращения теста.

    Констатирующий  эксперимент был проведен нами в  сентябре 2009 года. Мы обработали результаты эксперимента и полученные данные занесли  в таблицу 1.  
 
 

    Таблица 1

    Результаты  констатирующего  эксперимента 

п/п

 
 
Название

тестов

Контрольная группа

средний показатель

Экспериментальная  группа

средний показатель

1. 
 

2.

3. 

4. 

Наклон вперед – вниз,  стоя на гимнастической скамейке  (см)

Наклон  в стороны  (см)

Переход из положения лежа в положение  сидя (кол-во раз)

Удержание туловища в положении лежа на животе (сек.)

3,1 
 

25,6 / 25,0

30,1 

13,8

3,8 
 

26,3 / 25,3

32,1 

16,0

 

    Результаты  констатирующего эксперимента обеих  групп находятся примерно на одном  уровне, что очень важно для  проведения научно-исследовательской  работы. 
 

    2.2 Внедрение домашнего задания по физической культуре в режим дня учащихся младшего школьного возраста 

    Для проведения формирующего эксперимента нами были подобраны средства, направленные на формирование и закрепление навыка правильной осанки и составлены комплексы упражнений.

    Комплексы упражнений разучивались нами на уроках физической культуры и использовались в качестве домашних заданий в экспериментальной группе. Проверка домашних заданий  осуществлялась на уроках физической культуры. Для родителей экспериментальной группы было проведено родительское собрание на тему «Формирование и закрепление навыка правильной осанки». Мы познакомили родителей с комплексами упражнений и требованиями к их выполнению.

    Комплекс  упражнений с мешочком (кубиком)

    1. И.п. - руки на пояс, мешочек на голове.

    1- левую ногу назад на носок,  прогнуться (вдох)

    2- И.п. (выдох)

    То  же другой ногой. Повторить 5-6 раз каждой ногой в медленном темпе. Ноги не сгибать, туловище держать вертикально.

    2. И.п. - стоя на коленях (ноги немного разведены), руки в стороны, мешочек в правой руке.

     1-2 - поворот туловища вправо, наклоняясь  назад, положить мешочек на  пол между ногами (выдох); 3-4 – и.п. (вдох);

    5-6 поворот туловища влево, наклоняясь  назад, взять мешочек левой  рукой (выдох); 7-8- и.п. мешочек в левой руке (вдох).

    Повторить 6-8 раз в медленном темпе. Наклоняясь, прогибаться в пояснице, в тазобедренных суставах не сгибаться.

    3. И.п. - стойка ноги врозь пошире, руки за спиной, мешочек на голове.

    1- согнуть левую ногу в коленном  суставе (выдох)

    2- и.п. (вдох)

    3-4- тоже другой ногой.

      Повторить 4-5 раз каждой ногой  в среднем темпе. Туловище держать  вертикально.

    4. И.п. - упор сидя на полу, ноги вместе, мешочек возле правого колена.

    1-2 поднять ноги  и положить их  справа от мешочка;

    3-4- поднять ноги  и положить их  слева от мешочка;

    Повторить 4-6 раз каждой ногой в среднем  темпе. Ноги и руки не сгибать, туловище назад не отклонять. Дыхание равномерное  без задержек.

    5. И.п. - руки на пояс, мешочек на голове.

    1-2 поднять вперед согнутую в  колене ногу (выдох);

    3-4-и.п. (вдох)

    То  же другой ногой. Повторить 4-5 раз каждой ногой в среднем темпе. Ноги поднимать  как можно выше, туловище держать  вертикально, опорную ногу не сгибать

    6. И.п. - стойка ноги врозь, мешочек над головой.

    1-наклон  вперед к левой ноге, коснуться  мешочком носка (выдох);

    2- и.п. (вдох)

    3-4 то же правой ногой.

      Повторить 4-5 раз к одной и  другой ноге в среднем темпе.  Наклоняясь, ноги не сгибать.                      

    7. И.п. - руки на пояс, мешочек на голове.

    1-2 - отставляя правую ногу назад и опускаясь на колено, приставить к ней правую ногу и перейти в положение седа на пятках;

    3-4- поднимаясь и выдвигая вперед  правую ногу, подняться. То же  с левой ноги. Сохранять вертикальное  положение туловища.

      Повторить 4-5 раз каждой ногой  в среднем темпе. Дыхание равномерное,  без задержек.

    8. И.п. - мешочек впереди на полу.

    1 - прыжок через мешочек, руки вперед;

    2 - прыжок поворот направо кругом, руки вниз – назад;

    3 - прыжок через мешочек, руки вперед;

    4 - прыжок поворот налево кругом, руки вниз – назад;

    Выполнить до 30 прыжков и перейти на ходьбу на месте. Темп медленный, дыхание произвольное без задержек.

    Комплекс  упражнений со скакалкой

    1. И.п. - стойка ноги врозь, сложенная вдвое скакалка внизу.

    1-2 - натягивая скакалку, руки вперед – в стороны, прогнуться, посмотреть на скакалку (вдох).

    3-4 - и.п. (выдох)

    Повторить 6-8 раз в медленном темпе. Руки и ноги не сгибать.

    2. И.п. - сложенная вчетверо скакалка вверху.

    1-взмах  правой ногой вперед-вверх, руки  вперед, коснуться скакалкой носка  ноги (выдох).

    2 – и.п. (вдох);

    То  же другой ногой. Повторить 4-5 раз каждой ногой в среднем темпе. Взмах  делать прямой ногой, руки не сгибать.

    3. И.п. - стойка ноги врозь, сложенная вчетверо скакалка сзади.

    1- наклон вперед, руки назад –  вверх, скакалку натянуть (выдох)

    2- и.п. (вдох)

    Повторить 8-10 раз в среднем темпе. Руки и  ноги не сгибать.

    4. И.п. - стойка на скакалке, ноги немного расставлены, руки вниз - в стороны, скакалка натянута.

    1-глубокий  присед на всей ступне, руки  в стороны, скакалка натянута (выдох);

    2- и.п. (вдох)

    Повторить 6-8 раз в среднем темпе.

    5. И.п. - стойка на коленях, сложенная вдвое скакалка внизу.

    1-натянуть  скакалку, руки вверх - наружу, правую  ногу на носок (вдох);

    2-3-пружинистые  наклоны вправо (выдох);

    4- и.п.

    То  же в другую сторону. Повторить 4-5 раз  в каждую сторону в среднем  темпе. Наклоняясь, смотреть в сторону  наклона, туловище не поворачивать.

    6. И.п. - сед на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны, натянуть скакалку над головой.

    1-поворот  туловища вправо (выдох);

    2- и.п. (вдох)

    То  же в другую сторону. Повторить 4-5 раз  в каждую сторону в среднем  темпе. Поворачиваясь, ноги с места  не сдвигать, скакалку держать натянутой  так, чтобы руки и плечи образовали прямую линию.                      

    7. И.п. - лежа на полу на спине, сложенная вчетверо скакалка на бедрах.

    1-2-согнуть  ноги вперед, продеть их между  руками и скакалкой и опустить  вниз на пол (скакалка остается  под ногами), вдох;

Информация о работе Влияние использования домашнего задания по физической культуре на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьн