Влияние физической культуры на формирование здорового образа жизни школьников 15-17 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в определении оптимального уровня физической (двигательной) активности школьников в возрасте 15-17 лет и уровня сформированности положительной мотивации к занятиям физической культурой как определяющего компонента в структуре здорового образа жизни; в изучении влияния физических упражнений на состояние здоровья.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.86 Кб (Скачать)

В основу ЗОЖ, по мнению Д.А. Изуткина, следует положить ряд основных принципов:

1) здоровый образ  жизни - его носителем является  человек как существо деятельное  и в биологическом, и в социальном  отношении;

2) человек выступает  как единое целое, в единстве  биологических и социальных характеристик;

3) здоровый образ  жизни способствует полноценному  выполнению социальных функций;

4) здоровый образ  жизни включает в себя возможность  предупреждения заболевании.

Кроме прочего, в  структуре здорового образа жизни  принято выделять три группы:

1. Созидательно - преобразующая  группа.

К этой структурной  группе относят все те виды жизнедеятельности, в процессе которых человеком  производятся материальные, культурные и духовные ценности, поддерживается мир и стабильность в обществе, воспитывается подрастающее поколение, оказывается медицинская помощь и т.д. В процессе созидательно-преобразующей  деятельности человек, как правило, расходует запасы своих сил и  энергии, качеств и способностей, умений и навыков. Крайне важно, чтобы  эта деятельность была высокопроизводительной, эффективной и малозатратной, чтобы  она осуществлялась на основе последних, наиболее совершенных научно-практических достижений, на основе норм и правил по охране труда.

2. Восстановительно-оздоровительная  группа.

К этой структурной  группе относятся все те виды человеческой жизнедеятельности, которые нацелены на восстановление и оздоровление человеческого  организма в постпроизводственный (послеучебный) период. Характер и направленность восстановления и оздоровления, в  конечном счете, предопределяется содержанием  и особенностями трудовой (производственной, учебной, профессиональной) деятельности. Крайне важно, чтобы в обществе сложилась  научно-обоснованная система мер, направленная на восстановление и оздоровление человека, чтобы в ней нашли свое место  полноценное (но без излишеств) питание, нормальный сон, активный отдых, соблюдение норм личной и общественной гигиены, чтобы организм получал ежедневную норму физических движений и т.д.

3. Развивающе-поддерживающая  группа.

К этой структурной  группе ЗОЖ относятся все виды человеческой жизнедеятельности, которые  направлены на развитие и совершенствование  физических сил, качеств, способностей, здоровья человека. Двигательная деятельность, физические упражнения и спорт были и остаются единственным средством  развития и укрепления человеческих сил и энергии, его физических качеств и способностей. Крайне важно, чтобы каждый человек научился осознанно, без какого-либо принуждения пользоваться этими абсолютно доступными для  всех средствами.

Таким образом, можно  сделать вывод, что сущность здорового  образа жизни заключается в обеспечении  оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации психического и физического  развития человека, состояния и функционирования внутренних и внешних систем и  связей индивида и общества.

Совершенно ясно, что формирование здорового образа жизни - это сложный системный  процесс, охватывающий множество компонентов  образа жизни современного общества и включающий основные сферы и  направления жизнедеятельности  людей.

1.2 Влияние средств физической  культуры на здоровье школьников

Значительная роль физических упражнений, в сохранении и укреплении здоровья подрастающего  поколения, поддержании высокого уровня работоспособности доказана многочисленными  исследованиями [А.Н. Агаджанян, 2005, Н.М. Амосов, 2001, Матвеев 1991, Р.Е. Мотылянская, 2002, В.П. Лукьяненко, 2001, В.В. Гневушев, 2000 и др.], которые свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни [Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2004].

Физические упражнения благоприятно воздействует на рецептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Ритмические движения тренируют  пирамидную и экстраполярную системы. Дети школьного возраста, имеющие  большой объем движений в течение  дня, характеризуются средним и  высоким уровнем физического  развития, адекватными показателями функционального состояния центральной  нервной системы, экономичной работой  сердечно - сосудистой и дыхательной  систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью  простудным заболеваниям.

Генетическая потребность  в различном уровне движений заложена в каждом ребенке с первых дней жизни и зависит от типологических особенностей нервной системы ребенка. При этом по данным Минздрава России (2009), оптимальное физическое развитие и функциональное состояние достигается  при занятиях физическими упражнениями не менее 2 - 2,5 часов в день [Е.В. Демидова, 2009].

Наряду с этим в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии  интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования показывают, что интенсивные занятия спортом  в раннем возрасте приводят к хроническим  заболеваниям суставов, лордозам и  кифозам, раннему закрытию зон роста [А.Г Сухарев. 2005, Б.А. Никитюк 2001].

С учетом вышесказанного, следует отметить, что занятия  физическими упражнениями необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических  и социальных факторов [Д. Маерс, 2003].

Во время выполнения физических упражнений значительно  повышается уровень возбуждения  двигательных зон центральной нервной  системы. Возникшие в них очаги  возбуждения способствуют угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы блокируется, и нарушенные функции в результате нормализуются. Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций [П.М. Мартынова, 2003].

Достижение и  поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования  всего многообразия различных видов  упражнений и правильном их дозировании. Укрепить здоровье с помощью физических упражнений можно, только зная, что, как  и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего и не хватает.

Прежде всего, следует  помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться  как временная компания, определённый курс лечения, а как постоянный жизненный  фактор [В.П. Лукьяненко, 2001].

Существует и  другая крайность. Многие считают, что  чем больше занимаешься, тем полезнее для здоровья и, что особенно полезны  те упражнения, которые сопровождаются большими нагрузками (культуризм, марафонский  бег и т.п.) [В.П. Лукьяненко, 2001].

В действительности же не существует линейной зависимости  между величиной нагрузки и её положительным влиянием на состояние  здоровья. По мнению профессора Я.С. Вайнбаума, оптимальный эффект достигается только при определённых величинах нагрузки, диапазон которых в общем-то невелик, и в очень большой степени индивидуален. Снижение нагрузки ниже этого диапазона вызывает не пропорционально резкое снижение оздоровительного эффекта. Повышение нагрузки выше верхней границы оптимальности не приводит к столь же значительному улучшению показателей здоровья, и более того, может оказать отрицательное воздействие на его состояние [В.П. Дубровский, 2004].

Следует иметь ввиду, что диапазон оптимальности нагрузок в значительной мере индивидуален. Ответная реакция организма на одни и те же нагрузки у разных людей  может быть различны в зависимости  от уровня физической подготовленности, возраста, пола и др.

Считается, что 3-5 разовые  занятия в неделю (из них 2-3 на природе) с использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют  общеукрепляющее свойства [М.Г. Соловьев, 2006].

Исследованиями  установлено, что для значительных сдвигов в физической подготовленности, более эффективного, устойчивого  влияния упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и других жизненно важных для человека качеств двухразовых  занятий в неделю совершенно не достаточно. Школьнику должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием  от одного до двух раз в неделю, а  также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического  состояния, даже если в начальной  стадии имелись нарушения жизненных  функций и заболевания [В.В. Макаров, 2001].

При этом хочется  отметить, что высокая оздоровительная  эффективность рационального дозирования  физических нагрузок особенно проявляется  у школьников с недостаточным  уровнем развития физических качеств [В.П. Лукьяненко, 2001].

Необходимо всегда помнить, что для решения оздоровительных  задач в практике школьной физической культуры главным является не повышение  уровня подготовленности и без того физически сильных школьников, тем  более, что здоровья им это не прибавит, а подтягивание до необходимого уровня ребят с низкими показателями здоровья и развития физических качеств. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность и успеваемость, предупредить заболеваемость. Такое  отношение должно рассматриваться  в качестве главного критерия постановки физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе.

1.3 Физическая культура и оптимизация  режима двигательной активности  как одни из важнейших компонентов  здорового образа жизни

Здоровый образ  жизни как обновленное научное  и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность  современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в  физической культуре личности.

Одним из важнейших  социальных факторов формирования образа жизни и здорового образа в  частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 15-20 лет во многих странах «спортом для всех». Президент ассоциации «Спорт для всех» А.В. Царик подчеркивал, что физическая культура - стержневое, главное условие здорового образа жизни и в значительной степени охватывает собой понятие и явление здорового образа жизни. Он же признавал, что процесс формирования физической культуры тесно связан с такими объективными факторами образа жизни, как экономика и наличие свободного времени, экология и условия труда, жилищно-бытовые и другие условия, а также условия физкультурно-спортивных занятий.

Б.Н. Рогатин, президент Международной конфедерации спортивных организаций, подчеркивает, что человек, систематически занимающийся спортом, в 2-3 раза легче переносит тяготы жизни, на 15-20% более инициативен в работе, общественной жизни коллектива, оказывает больше помощи своим товарищам, у него выше творческая активность, общительность, он больше уверен в себе, стремится добиться лучших результатов, на том участке, где прилагает усилия, будь то производственная или общественная деятельность, учеба Он же сформулировал следующий тезис: физическая культура как феномен культуры не может быть сведена к природным явлениям, к физическим качествам человека, свойствам его организма и биологическим системам жизнеобеспечения, телесность человека является базисной характеристикой человека, но его духовность, интеллект неотделимы от человека и его физической культуры [Г.В. Жулина, 2006].

Все сказанное выше позволяет заключить, что активная роль физической культуры в реализации ЗОЖ несводима к выполнению систем физических упражнений, но охватывает среду формирования, развития и совершенствования  личности, социализации человека.

Физкультура в школе  имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка. В последнее время медики, педагоги бьют тревогу: у нынешних школьников активнее, чем у их сверстников  в прошлые годы, проявляются нарушения  осанки, они больше страдают от плоскостопия и других заболеваний двигательной системы. Одна из причин - недостаточная  мышечная нагрузка. Дети ведут малоподвижный  образ жизни: сначала сидят на уроках, потом - над домашними заданиями, а вечером - у компьютера, а в школах практически все спортивные кружки работают сегодня бесплатно - труд педагогов дополнительного образования оплачивает департамент. Бывшие учителя физкультуры, массово уходившие в последние годы в охрану, теперь возвращаются обратно: ведение спортивных секций после уроков обеспечивает им существенную прибавку к жалованью. Ведь чтобы детский спорт стал действительно массовым - он должен быть общедоступен. [В.Ю. Давыдов; Г.Н. Попова, 2003]

Но физкультура  в школе не ограничивается одними лишь уроками физкультуры. Физкультура  в школе - это так называемые физкультминутки, которые проводятся в течение  других уроков. Они необходимы для  снятия физического и умственного  напряжения. К сожалению, сегодня  физкультминутки в школах проводятся в основном в начальных классах  и за очень редким исключением  в средних классах. А про старшеклассников в этом смысле совсем забыли. Но учителя  совершенно напрасно пренебрегают физкультминутками, ведь потратив пару минут на снятие напряжения, они получили бы большую  результативность работы в итоге.

Физкультура в школе  обязательно сопровождается медицинскими осмотрами. Цель медосмотров - оценка состояния  здоровья, развития и уровня физической подготовки школьников. Данные медицинских  осмотров позволяют врачу рекомендовать  определенные виды физических упражнений, величину нагрузки, методики их применения.

Физкультура в школе  имеет и свои проблемы. Среди них  можно назвать проблему физического  воспитания детей с различными отклонениями в состоянии психического и физического  здоровья. Таких детей часто просто освобождают от занятий, а ведь ослабленные  дети еще в больше степени нуждаются  в благотворном влиянии физкультуры  на организм.

В целом, дети, старшего школьного возраста, имеющие большой  объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким  уровнем физического развития, адекватными  показателями функционального состояния  центральной нервной системы, экономичной  работой сердечно - сосудистой и  дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям.

Информация о работе Влияние физической культуры на формирование здорового образа жизни школьников 15-17 лет