Влияние физической культуры на формирование здорового образа жизни школьников 15-17 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в определении оптимального уровня физической (двигательной) активности школьников в возрасте 15-17 лет и уровня сформированности положительной мотивации к занятиям физической культурой как определяющего компонента в структуре здорового образа жизни; в изучении влияния физических упражнений на состояние здоровья.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.86 Кб (Скачать)

"Влияние  физической культуры на формирование  здорового образа жизни школьников 15-17 лет"

Введение

Актуальность. Потребность в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и создании специальных программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека.

За последние  годы отмечается тенденция ухудшения  здоровья подрастающего поколения, обусловленная целым рядом причин, таких, как снижение материального  благополучия значительной части населения, ухудшение экологической ситуации, ослабление инфраструктуры здравоохранения, возрастание учебной нагрузки, отсутствие культуры здоровья в обществе. Ситуация усугубляется тем, что сами дети далеко не всегда осознают значимость здоровья, как необходимого условия жизни  и нередко пренебрегают элементарными  нормами заботы о нем, что в  свою очередь ведет к росту  соматических заболеваний, функциональных отклонений, психических и сексуальных  расстройств.

По этой причине  проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной  системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной  научными знаниями о природе и  человеке, готовой к созидательной  творческой деятельности и нравственному  поведению. Все это согласуется  с основными направлениями проекта  реформы общеобразовательной школы (2005 г.), в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.

Известно, индивидуальный образ жизни активно формируется  в подростковом возрасте. Это связано  с развитием у подростков таких  важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Эти новообразования обусловливают  столь важную для подростков возможность  самим определять свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе  взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать  субъектность в сбережении и укреплении здоровья.

Гипотеза: предполагается, что последовательное и систематическое влияние на формирование основ здорового образа жизни школьников 15-17 лет с учетом их половозрастных и индивидуальных параметров посредством развития мотивации и потребности в занятиях физической культурой, будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья.

Объект исследования - физическое воспитание школьников 15-17 лет в процессе формирования здорового образа жизни.

Предмет исследования - изменение физической подготовленности под влиянием физической культуры на формирование здорового образа жизни школьников 15-17 лет.

Цель работы заключается в определении оптимального уровня физической (двигательной) активности школьников в возрасте 15-17 лет и уровня сформированности положительной мотивации к занятиям физической культурой как определяющего компонента в структуре здорового образа жизни; в изучении влияния физических упражнений на состояние здоровья.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Выявить в научно-методической  литературе решение по проблеме  формирования здорового образа  жизни.

2. Разработать и  внедрить в учебно-воспитательный  процесс программу по здоровому  образу жизни для школьников  в возрасте 15-17 лет с учетом  их половозрастных и физических  данных.

3. Определить эффективность  применения программы в повышении  уровня физической активности  школьника 15-17 лет.

Практическая значимость работы заключается в том, что анализ и интерпретация данных, полученных экспериментальным путем, позволит рационально выстроить режим дня подростка, включив в него необходимый минимум физической нагрузки; кроме прочего, определение оптимального режима двигательной активности и физической нагрузки, знание индивидуальных и физиолого-возрастных особенностей организма человека позволит избежать перегрузок и дилетантского подхода в определении нормы физической активности, а также минимизировать имеющиеся негативные установки на занятия физической культурой, создать положительную мотивацию и устойчивую потребность к занятиям спортом.

школьник двигательный мотивация здоровый

1. Обзор научно-методической литературы  по современным проблемам формирования  здоровья и здорового образа  жизни

1.1 «Здоровье», «здоровый образ  жизни» в современном образовательном  пространстве

Существует множество  определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению, принятому в сентябре 1948 г. Всемирной Организацией Здравоохранения: «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

С физиологической  точки зрения, определяющими являются следующие формулировки:

- индивидуальное  здоровье человека - естественное  состояние организма на фоне  отсутствия патологических сдвигов,  оптимальной связи со средой, согласованности всех функций  (Г.З. Демченкова, Н.Л. Полонский);

- здоровье представляет  собой гармоничную совокупность  структурно-функциональных данных  организма, адекватных окружающей  среде и обеспечивающих организму  оптимальную жизнедеятельность,  а также полноценную трудовую  жизнедеятельность;

- индивидуальное  здоровье человека - это гармоническое  единство всевозможных обменных  процессов в организме, что  создает условия для оптимальной  жизнедеятельности всех систем  и подсистем организма;

- здоровье - это  процесс сохранения и развития  биологических, физиологических,  психологических функций, трудоспособности  и социальной активности человека  при максимальной продолжительности  его активной жизни [В.П. Казначеев, 2006], [И.И. Брехман, 2002].

Принято говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

- Физическое здоровье - это естественное состояние  организма, обусловленное нормальным  функционированием всех его органов  и систем. Если хорошо работают  все органы и системы, то  и весь организм человека (система  саморегулирующаяся) правильно функционирует  и развивается.

- Психическое здоровье  зависит от состояния головного  мозга, оно характеризуется уровнем  и качеством мышления, развитием  внимания и памяти, степенью эмоциональной  устойчивости, развитием волевых  качеств.

- Нравственное  здоровье, определяется теми моральными  принципами, которые являются основой  социальной жизни человека, т.е.  жизни в определенном человеческом  обществе. Отличительными признаками  нравственного здоровья человека  являются, прежде всего, сознательное  отношение к труду, овладение  сокровищами культуры, активное  неприятие нравов и привычек, противоречащих морально-нравственному,  правовому образу жизни.

Можно говорить и  о таком явлении в современном  обществе: будучи физически и психически здоровым человеком, одновременно можно  быть нравственным «уродом», то есть пренебрегать теми моральными принципами и установками, которые приняты в данном социуме, поэтому социальное здоровье считается  высшей мерой человеческого здоровья.

Таким образом, целостность  человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил  организма. Гармония психофизических  сил организма повышает резервы  здоровья, создает условия для  самовыражения в различных областях нашей жизни, активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжает созидательную деятельность, не позволяет себе лениться.

Академик Н.М. Амосов предложил ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма. [Н.М. Амосов, 2001].

Допустим, у человека в спокойном состоянии через  легкие проходит 5-9 литров воздуха в  минуту. Некоторые высоко тренированные  спортсмены могут произвольно в  течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Возьмем  сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы сердца - количество крови в литрах, выбрасываемое  в одну минуту. Предположим, что в  покое оно дает 4 литра в минуту, а при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые  резервы почек, печени, выявляются они  с помощью различных нагрузочных  проб.

Тогда с этой точки  зрения здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить  на подсистемы:

1. Биохимические  резервы (реакции обмена).

2. Физиологические  резервы (на уровне клеток, органов,  систем органов).

3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном  уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат  в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.

Отчего зависит  уровень здоровья каждого человека и соответственно возможности его  организма?

Как говорилось выше, здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, психических  и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний  в состояние здоровья следующий:

- наследственность - 20%;

- окружающая среда  - 20%;

- уровень медицинской  помощи - 10%;

- образ жизни  - 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

- человеческий  фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);

- экологический  фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

- социально-педагогический  фактор - 40% (образ жизни: материальные  условия труда и быта - 15%, поведение,  режим жизни, привычки - 25%);

- медицинский фактор - 10%.

Отсюда следует, что если человек ведет здоровый образ жизни, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И наоборот, человек, ведущий совершенно противоположный образ жизни, подрывает  свое здоровье, обрекает себя на преждевременную  старость, сокращая тем самым продолжительность  жизни [В.И. Дубровский, 2004], [Р.Ц. Айзман, 2005].

Общеизвестно, что  здоровье человека - одна важнейших  ценностей жизни, его нельзя ни купить, ни приобрести, его нужно оберегать  и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

В тесной связи  с понятием «здоровье» находится  и такое понятие как «здоровый  образ жизни».

Существует весьма распространенное мнение о том, что  понятие здорового образа жизни  порождено событиями последних  десятилетий. Действительно, о здоровом образе жизни в средствах массовой информации стали говорить много  и довольно настойчиво в последние 10-15 лет. Но это вовсе не означает, что это явление сугубо современное. История убедительно свидетельствует  о том, что истоки лежат во временах первобытнообщинного строя.

Зарождение здорового  образа жизни, напрямую связано с  тем временем, когда первобытный  человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что  его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать  добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, его способностями  далеко и метко бросать камни, копья, дротики и т.д.; когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных  и опасных зверей.

До недавнего  времени под здоровьем в преобладающем  количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С  данной точки зрения здоровье рассматривалось  как универсальная способность  к разносторонней адаптации в  ответ на воздействие внешней  среды и изменения состояния  внутренней среды. В этом случае речь шла о физиологических адаптационных  возможностях человека и о том, что  здоровье - это лишь часть понятия  «здоровый образ жизни». Но на деле оказывается, что здоровый образ  жизни в своем единстве представляет собой триаду компонентов (биологического, социального, психического) с одной  стороны, а с другой - представляет собой социальную ценность, укрепление которой - важнейшая задача любого цивилизованного  общества. Исходя из этого, определения  данного понятия должны заключать  и отражать это единство.

Здоровый образ  жизни, по мнению ведущих медицинских  специалистов в сфере физической культуры, - это реализация комплекса  единой научно обоснованной медико-биологической  и социально-психологической системы  профилактических мероприятий, в которой  важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда  и отдыха, развитие устойчивости к  психоэмоциональным перегрузкам, преодоление  трудностей, гипокинезии.

Группа авторов  монографии «Формирование здорового  образа жизни молодежи» указала, что под здоровым образом жизни  понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического  и психического, но и нравственного  здоровья, и что такой образ  жизни должен реализовываться в  совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой [П.К. Дуркин; М.П. Лебедева, 2002].

По мнению академика  Д.А. Изуткина, здоровый образ жизни - первооснова профилактики всех заболеваний. Он подчеркивает, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Образ жизни - здоровый, культурный, цивилизованный - реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.

Информация о работе Влияние физической культуры на формирование здорового образа жизни школьников 15-17 лет