Гимнастика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающие широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания. Для того, чтобы увидеть на сколько значима гимнастика в нашей жизни и какое влияние она оказывает на организм человека мы обратимся к истории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3



История возникновения гимнастики……………………………………………4


Место гимнастики в системе физического воспитания и ее



значение для человека……………………………………………………5





1.1. Средства гимнастики………………………………………………….....5



1.2. Виды гимнастики и их классификация…………………………………8



1.2.1. Общеразвивающие виды гимнастики………………………………...8

1.2.2. Основная гимнастика. Гигиеническая гимнастика……………….....9



1.2.3. Прикладные виды гимнастики……………………………………....10



1.2.4. Спортивные виды гимнастики…………………………………….....12



2. Возникновение и эволюция гимнастики………………………………..14



2.1. В древней Греции и Риме……………………………………………...15



2.2. 70-х годов XYIII в……………………………………………………....16



2.3. Образование международной федерации гимнастики 1881 г…….....17



2.4. Гимнастика дореволюционной России………………………………..18



3. Основные Этапы развития гимнастики…………………………………22



3.1. Выступление российских гимнастов на олимпийских играх



в Сиднее-2000 г…………………………………………………………26



Заключение……………………………………………………………………...28



Литература………………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

                                        СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………......3

                                                                                                       

История возникновения гимнастики……………………………………………4

                                               

  1. Место гимнастики в системе физического воспитания и ее

     

           значение для человека……………………………………………………5

                                                                                                                                                            

  • 1.1. Средства гимнастики………………………………………………….....5

  •                                                                        
  • 1.2. Виды гимнастики и их классификация…………………………………8
  •                                               
    • 1.2.1. Общеразвивающие виды гимнастики………………………………...8 

      1.2.2. Основная гимнастика. Гигиеническая  гимнастика……………….....9

                               

      1.2.3. Прикладные виды гимнастики……………………………………....10

                                                            

      1.2.4. Спортивные виды гимнастики…………………………………….....12

                                                        

      2. Возникновение  и эволюция гимнастики………………………………..14

                                                

      2.1. В  древней Греции  и Риме……………………………………………...15

                                                         

      2.2. 70-х  годов XYIII в……………………………………………………....16

                                                          

      2.3. Образование  международной федерации гимнастики 1881 г…….....17  

         

      2.4. Гимнастика  дореволюционной России………………………………..18

                    

      3. Основные Этапы развития гимнастики…………………………………22

                                   

      3.1. Выступление  российских гимнастов на олимпийских  играх 

       

             в Сиднее-2000 г…………………………………………………………26 

                                                                                                                                                     

    Заключение……………………………………………………………………...28

                                                                  

    Литература………………………………………………………………………31

                                                                                         
     

    Введение. 

         Гимнастика  на современном этапе сложилась  как стройная система методов  и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающие широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания.         Для того, чтобы увидеть на сколько значима гимнастика в нашей жизни и какое влияние она оказывает на организм человека мы обратимся к истории. На примере древней Греции и Рима рассмотрим, какое огромное значение придавали гимнастике в воспитании детей в те далекие времена.                 Несмотря на то, что гимнастика в древности несколько отличалась, и в какой-то степени была примитивна, но результаты превосходили все ожидания.                      Цель данной работы рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека. А также попытаемся проанализировать, как с  развитием человечества, эволюционировала гимнастика. Особое внимание уделим, развитию гимнастики в России.                                                             Итак, исходя из поставленной цели, определяем задачи данной работы.

         - Определить место гимнастики  в системе физического воспитания;  - Охарактеризовать основные средства гимнастики;

         - Выяснить, какие существуют виды гимнастики;

         - Узнать, как классифицируются различные  виды гимнастики;   - Рассмотреть путь эволюции гимнастики от ее истоков до нынешних времен;             - Изучить отношение к гимнастике  в России;      -Проанализировать выступление российских гимнастов на олимпийских играх. 
     
     
     
     
     
     
     
     

    История возникновения гимнастики. 

         История развития гимнастики необычайно богата. 
    Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры.

         Однако  гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии  и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени.

         Известно, что в то время существовали профессиональные канатоходцы и акробаты, выступавшие при дворах знати. У древних критян акробатические упражнения использовались как часть религиозно-обрядовых церемоний.

         Поначалу  на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

         С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Место гимнастики в системе физического воспитания и ее значение для человека. 

         Гимнастика  стала сегодня подлинно народным средством физического воспитания. В нашей стране ежедневно занимаются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, коллективах физической культуры и добровольных спортивных обществах спортивной акробатикой, спортивной и художественной гимнастикой регулярно занимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными, упражнениями, которые есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики, которая наряду с основными средствами физического воспитания, такими, как игры, спорт, туризм, призвана содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию моральных и волевых качеств человека, восстановлению его физических и духовных возможностей.           Задачи гимнастики определяются общей целью воспитания, которая заключается в формировании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.  Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечнососудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.  Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому физическому развитию; воспитанию силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выразительности движений; вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в быту, трудовой деятельности.   Воспитательные задачи: формирование коллективизма, дисциплинированности; воспитание моральных качеств: смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности».

    1.1. Средства гимнастики.

    Кратко  охарактеризуем основные средства гимнастики:     1. Строевые упражнения — это несложные двигательные действия служебного характера, используемые для более организованного проведения занятий, рационального размещения занимающихся во время упражнений. Самостоятельное значение имеют при приобретении навыков ритмичных согласованных действий при ходьбе и беге под счет или музыкальное сопровождение, навыков правильной осанки.    2. Общеразвивающие упражнения широко используются во всех видах гимнастики. Это координационно -несложные двигательные действия — упражнения, выполняемые с целью общей физической подготовки: развития различных групп мышц, совершенствования физических качеств, приобретения элементарных двигательных навыков. Существует множество упражнений: выполняемых без предметов и с различными предметами и отягощениями (мячи, скакалки, палки, гантели), с использованием гимнастического и тренажерного оборудования (скамейки, стенка, олочные и амортизационные устройства, «станки» и т. п.). Следует сказать, что упражнения общеразвивающего характера могут выполняться и на гимнастических снарядах, составляя особую группу. Однако в целом упражнения на снарядах, как более сложные и универсальные, являются самостоятельной частью средств гимнастики.      3. Прикладные упражнения — средства гимнастики, формирующие важные двигательные умения и навыки активного взаимодействия с окружающей средой. Характерной особенностью, выделяющей их среди других типично гимнастических упражнений, является менее строгая регламентация движений по форме, допущение индивидуальных решений в действиях для достижения двигательной задачи типа сохранения равновесия, перенесения груза, преодоления препятствия и т. п. Эти упражнения выполняются с использованием специального оборудования: канатов, шестов, скамеек, стенок. Многие упражнения данного характера можно выполнять на снарядах стандартного и нестандартного образца, имеющихся в гимнастических городках открытого типа, в местах отдыха, по месту жительства, на «тропах здоровья» в парках и загородных зонах. Эти упражнения являются основными при проведении гимнастических игр и эстафет, преодолении полос препятствий.       4. Вольные упражнения являются одним из видов гимнастического многоборья в спортивной гимнастике, средством общеразвивающего характера, использование которого направлено на развитие координационных способностей, повышение выносливости. Благодаря четко выраженной стилизации движений, тщательной отработке техники, выполнению их под музыку решаются задачи эстетического воспитания. Варьирование сочетаний элементов, их комбинирование, создание учебных и спортивных композиций развивают творческие способности занимающихся.

         5. Упражнения художественной  гимнастики применяются на занятиях с женским контингентом. Они близки по задачам и вольным упражнениям, но содержат специфические элементы, выполняемые без предметов (волны, равновесия, повороты, прыжки и т. п.) и с предметами (обруч, мяч, булавы, скакалка, лента и др.). В средства художественной гимнастики включаются также танцевальные элементы и их сочетания. Разнообразные движения объединяются в учебные и спортивные композиции. Выполнение отдельных упражнений и комбинаций с музыкальным сопровождением является эффективным средством развития пластичности движений, их выразительности, воспитания эстетических качеств.   

         6. Акробатические  упражнения очень действенное средство развития физических качеств, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела, в том числе и переворачивания через голову, улучшают ориентировку в пространстве, оказывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Доступность акробатических упражнений и возможность беспрерывного усложнения позволяют использовать их в общей и прикладной физической подготовке, в различных видах спорта с целью специальной подготовки. Спортивные виды акробатики отличаются преимущественным содержанием в них тех или иных по характеру акробатических упражнений: прыжков, балансирований, элементов, выполняемых индивидуально (прыжки), в парах, втроем, вчетвером, мужчинами и женщинами. К акробатическим упражнениям относятся и относительно простые групповые пирамиды — фигурные построения с поддержками.           7. Прыжки (не опорные и опорные) в отличие от прыжков-подскоков, относящихся к группе общеразвивающих упражнений, характерны выраженной фазой полета после толчка ногами и руками, развивают скоростно-силовые качества, точность движений, ловкость, волевые качества. Прыжки в занятиях применяются как средство физической подготовки, формирования прикладных умений и навыков (запрыгивания, спрыгивания, перепрыгивания препятствий). В спортивной гимнастике как вид многоборья опорные прыжки входят в программу соревнований.  8. Упражнения на снарядах характерны необычностью условий опоры и особенными телодвижениями, обусловленными конструкцией этих снарядов. В спортивной гимнастике снаряды делятся на виды мужского многоборья (конь, кольца, брусья, перекладина) и женского (брусья разной высоты, бревно). Это деление условно, если иметь в виду использование упражнений на снарядах в видах гимнастики оздоровительно-прикладной направленности. Так, на коне с ручками можно выполнять многие упражнения общеразвивающего характера (к примеру, наклоны туловища назад, наскоки).           Разработаны и внедряются конструкции снарядов, позволяющие упражняться на них одновременно группе занимающихся (так называемые многопролетные, удлиненные снаряды массового типа). Их устройство предусматривает быструю установку и трансформацию. Наряду с традиционными гимнастическими снарядами, исторически вошедшими в арсенал средств гимнастики, в последнее время появились тренажеры и устройства, позволяющие выполнять многие упражнения общеразвивающего характера, в том числе и в домашних условиях.

    1.2. Виды гимнастики и их классификация.

         Все великое многообразие гимнастических упражнений исторически сложилось  в отдельные виды. Этот закономерный процесс начался еще в прошлом  столетии. В 1968 г. на Всесоюзной конференции по вопросам гимнастики были рассмотрены и утверждены три группы ее видов: общеразвивающие виды, спортивные и прикладные виды гимнастики. Такое деление оправдано двумя обстоятельствами. Первое связано с более конкретными задачами, которые поставлены перед гимнастикой в настоящее время. Второе с необходимостью научного обоснования дальнейшего развития гимнастики, создания современной теории и методики ее практического применения.       Существующие ныне виды гимнастики отличаются частными целями и задачами, специфическими упражнениями и методическими приемами.

        1. Общеразвивающие виды гимнастики .

         К общеразвивающим видам относятся: атлетическая, ритмическая, основная и гигиеническая.          Атлетической гимнастикой в основном занимаются юноши с целью формирования правильной осанки, гармонического развития мускулатуры всего тела, исправления недостатков телосложения. Она развивает такие ценные для человека двигательные качества, как сила, гибкость, быстрота, ловкость и выносливость.          Средства атлетической гимнастики весьма разнообразны. В ней широко применяются различные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (булавы, палки, набивные мячи, скакалки, резиновые амортизаторы, гири, гантели, штанга). При занятиях могут быть также применены предметы домашнего обихода (упражнения со стулом, на стуле, с опорой ног о стол, на кровати), а также на снарядах массового типа и гимнастических  снарядах.         Ритмическая гимнастика (тонизирующая гимнастика, диско-гимнастика, аэробика, аэробная гимнастика, танцевальная гимнастика и т. д.) - комплекс общеразвивающих гимнастических упражнений (повороты, наклоны, вращения, бег, прыжки, движения стоя, сидя, лежа, танцевальные элементы), гармонично организованный эмоционально-ритмичной музыкой. Систематические занятия ритмической гимнастикой способствуют улучшению функций сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата и т. д. Разнообразие задач, решаемых в процессе занятий ритмической гимнастикой, дает возможность внедрить ее элементы во все формы массовой физкультурно-оздоровительной работы. Отсутствие системы соревнований позволяет исключить излишние нагрузки на нервную систему, что выгодно отличает ритмическую гимнастику от других форм занятий физической культурой и спортом.              Разновидности основной и гигиенической гимнастики рассмотрим более подробно.

    1.2.2. Основная гимнастика. Гигиеническая гимнастика.

         Основная  гимнастика направлена на всестороннее развитие и укрепление организма, на овладение общими основами движений, на воспитание физических, моральных и волевых качеств, необходимых во всех областях деятельности человека. Средствами основной гимнастики являются: строевые упражнения (ходьба, бег в различных сочетаниях); общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; вольные упражнения; простейшие упражнения на гимнастических снарядах; акробатические упражнения; элементы художественной гимнастики, хореографии, игры, эстафеты, прыжки.      Основная гимнастика, в свою очередь, делится на ряд разновидностей применительно к различным группам и возрастам занимающихся. Основная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7 лет). Главными задачами основной гимнастики в дошкольном возрасте являются охрана и укрепление здоровья детей, закаливание организма, формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие, выработка первоначальных навыков личной и общественной гигиены.  Учитель должен учитывать физические возможности детей данного возраста и весь процесс физического воспитания дошкольников подчинять интересам нормального развития растущего организма. В связи с особенностями развития скелета, мышц, внутренних органов, нервной системы необходимы простейшие виды физических упражнений–общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, равновесие, подвижные игры, а также простейшие упражнения художественной гимнастики. Учитель должен стремиться воспитывать у ребят дисциплину и прививать навыки организованного поведения в коллективе.           Наряду с урочной формой в школьном режиме дня предусмотрена гимнастика до занятий. Цель ее – организовать учащихся перед началом учебного дня, приучить их к регулярным физическим упражнениям.   В связи с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями растущего организма школьный возраст подразделяется на три периода: а) младший школьный возраст–от 7 до 9 лет (I–III классы). б) средний школьный возраст–от 10 до 14 лет (IV–VIII классы); в) старший школьный возраст–от 15 до 16 лет (IX– Х классы). В каждой из этих возрастных групп используются различные средства и методы физического воспитания.           Цель гигиенической гимнастики – укрепление здоровья, сохранение бодрости и высокой работоспособности. Из всех видов гимнастики гигиеническая гимнастика наиболее массовая и доступная. Она полезна в любом возрасте: детям, учащейся молодежи, работникам умственного и физического труда. В состав гигиенической гимнастики входят физические упражнения, водные процедуры и самомассаж. Ею ежедневно можно заниматься самостоятельно в домашних условиях, руководствуясь методической литературой, советами учителя и указаниями, которыми обычно сопровождаются передачи гимнастики по радио и телевидению.   В комплексе упражнений гигиенической гимнастики должны присутствовать упражнения, способствующие исправлению и совершенствованию правильной осанки, освоению различных типов дыхания (грудное, диафрагмальное, смешанное). Гигиеническая гимнастика входит в общий режим лечения больных в санаторно-курортных учреждениях. Занятия гигиенической гимнастикой можно проводить в утренние часы, сразу после пробуждения днем (через 1, 5-2 ч после приема пищи), вечером (за 1-2 ч перед сном). Упражнения должны быть подобраны с учетом возраста, пола, степени физической подготовленности занимающегося.                                                                                                  Она особенно полезна лицам с ослабленным здоровьем и людям пожилого возраста. Систематические занятия гигиенической гимнастикой способствуют развитию мышечной силы, гибкости тела, формированию и сохранению правильной осанки, повышению деятельности внутренних органов и центральной нервной системы.       В гигиеническую гимнастику входят общеразвивающие упражнения для увеличения силы, подвижности в суставах, формирования правильной осанки, укрепления сердечнососудистой и дыхательной систем, а следовательно, и всего организма в целом.

    1.2.3. Прикладные виды гимнастики.

         Упражнения  прикладных видов гимнастики решают специальные задачи, связанные с  развитием физических и морально-волевых  качеств, необходимых в профессиональной деятельности человека, а также в лечебных целях.           К этой группе относятся: профессионально-прикладная гимнастика; военно-прикладная; спортивно-прикладная; гимнастика на производстве; лечебная гимнастика.        Профессионально-прикладная гимнастика имеет своей целью способствовать развитию специальных двигательных качеств и навыков, от которых зависит успешная профессиональная деятельность человека. Во многих областях современного производства от человека, кроме общего физического развития, еще требуются и специальные физические и моральные качества. Такая подготовка необходима, например, монтажнику-высотнику, строителю-высотнику, в профессиональных училищах, где гимнастические упражнения различного характера (лазанье, перелезание, подтягивание, подъемы, перевороты) выполняются не в обычных условиях, а на возвышенности. Занятия дают хорошие результаты: учащиеся становятся ловчее и смелее; исчезает боязнь высоты; производительность труда заметно возрастает.          Военно-прикладная гимнастика способствует формированию умений и воспитанию специализированных качеств, необходимых для успешного овладения военными профессиями. Этот вид гимнастики применяется в работе с юношами допризывного возраста и в системе физической подготовки слушателей военных учебных заведений. К средствам данного вида гимнастики относятся: строевые упражнения, различные прикладные способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья,  преодоление всевозможных препятствий, переноска партнеров различными способами, овладение навыками сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры, специальные упражнения на тренажерах. Изучение упражнений военно-прикладной гимнастики проводится на открытой местности. Большое место занимает преодоление различных полос препятствий на время.  Спортивно-прикладная гимнастика применяется в учебно-тренировочном процессе во всех видах спорта. Она обеспечивает общую и специальную физическую подготовку спортсмена, способствует целенаправленному совершенствованию тех физических качеств, которые необходимы для достижения наиболее высоких результатов спортсменов в избранном ими виде спорта. Содержание этой гимнастики определяется в зависимости от содержания соответствующего вида спорта, так как в каждом виде спорта есть своя специфика применения общеразвивающих и специальных упражнений. Следует сказать, что представители ряда видов спорта используют некоторые упражнения и на гимнастических снарядах. Например: в систему тренировки прыгуна с шестом включаются упражнения на кольцах, перекладине, канате, помогающие быстрее овладеть техникой прыжка с шестом. Футболисты применяют акробатические упражнения; пловцы, прыгуны в воду – упражнения на батуте; конькобежцы, фигуристы включают в свои занятия художественную гимнастику, упражнения хореографии. Специализированные комплексы гимнастических упражнений применяют лыжники, борцы, штангисты и спортсмены всех других видов спорта.       В тренировочном процессе спортсмена-гимнаста эта гимнастика, как правило, проводится в конце тренировки и состоит главным образом из упражнений на развитие силы, гибкости, прыгучести и т.д.    Главной задачей гимнастики на производстве является укрепление здоровья трудящихся и повышение производительности труда. При правильной организации производственной гимнастики снижаются производственный брак, травматизм, заболевания.     Так называемую вводную гимнастику проводят перед началом работы на протяжении 7–10 мин, цель ее состоит в том, чтобы активизировать общую деятельность организма, повысить готовность и ускорить переход к трудовому процессу. Упражнения гимнастики до работы применяются для общего воздействия и могут быть даны вне зависимости от характера производства: ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, подскоки и т.п. Во время работы проводятся физкультпаузы (5–7 мин). Они создают условия активного отдыха, снижают усталость длительно работающих мышц, ускоряют восстановление работоспособности.   Гимнастика после работы (10–25 мин). Цель этой гимнастики состоит в том, чтобы снять остаточные явления от трудового процесса, способствовать восстановлению сил и быстрейшему переходу к другому виду деятельности или отдыху. Средствами гимнастики после работы являются простейшие упражнения, главным образом связанные с расслаблением мышц, с повышением кровообращения, что в свою очередь способствует удалению из мышц продуктов распада, накопившихся во время работы.           Лечебная гимнастика направлена на восстановление здоровья и трудоспособности, утраченной вследствие различных заболеваний, ранений, несчастных случаев. Особенно велика ее роль при исправлении недостатков телосложения. Кроме того, она играет большую роль в улучшении общего самочувствия больных, в повышении их жизненного тонуса. В настоящее время лечебная гимнастика как средство лечения широко применяется в самых разнообразных лечебно-профилактических учреждениях, больницах, поликлиниках, госпиталях, курортах и санаториях.      Занятия по лечебной гимнастике проводятся в следующих формах: урок гигиенической гимнастики, сеанс занятий (процедур), урок лечебной гимнастики, прогулка и т.д. На занятиях используется как обычный, так и специальный инвентарь, а также гимнастические снаряды: перекладина, кольца, гимнастическая стенка и др.     Разновидностью лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика, цель ее: содействовать исправлению таких дефектов, как деформация позвоночника, грудной клетки, стопы.

    1.2.4. Спортивные виды  гимнастики.

         К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика. Эти виды пользуются большой популярностью в нашей стране и за рубежом.   Спортивная гимнастика является наиболее массовым видом спорта, увлекательна и близка молодежи. Неисчерпаемое число постоянно новых и интересных упражнений делают ее популярной и заманчивой. Беспрерывное продвижение вперед в спортивной технике, разучивание все новых и новых упражнений, преодоление неудач и успехи, выполнение ряда упражнений, связанных с риском, – все это укрепляет волю, воспитывает важные черты характера.          Спортивная гимнастика доводит координацию движений, двигательные навыки и морально-волевые качества до высокой степени совершенства, технику исполнения – до уровня мастерства».  Основное содержание спортивной гимнастики составляет многоборье. В мужское многоборье входят вольные упражнения, упражнения на коне, брусьях, перекладине, кольцах и опорные прыжки. В женское – вольные упражнения, упражнения на бревне, брусьях разной высоты, опорный прыжок. Эти упражнения гимнастического многоборья в настоящее время входят в программу международных соревнований – Олимпийских игр, первенств мира, чемпионатов Европы, универсиад.     Кроме этих основных средства в спортивной гимнастике используются другие виды физических упражнений: упражнения со штангой, спортивные и подвижные игры, плавание, легкая атлетика, прыжки в воду, ходьба на лыжах и т.д.        Художественная гимнастика сравнительно молодой вид спорта, официальное ее признание относится к 1947 г. Она решает задачи общей физической подготовки, направлена на овладение специальными двигательными навыками без предметов и с предметами (обруч, скакалка, мяч, булавы, лента и т.д.). Отличительной особенностью ее является непременное условие использование музыки при выполнении движений. Многие движения вначале были заимствованы из вольных упражнений спортивной гимнастики и из простейших акробатических упражнений. Сейчас она располагает своими специфическими, присущими только ей, формами движений, особенно это касается упражнений с предметами. Все движения, применяемые в художественной гимнастике, характеризуются целостностью, логичностью их связи и динамичностью исполнения». Большинство из них приобретает танцевальный характер. Средства, применяемые на занятиях художественной гимнастикой, форма, содержание учебного процесса и требования, предъявляемые на соревнованиях, способствуют эстетическому воспитанию.     Спортивная акробатика имеет в основном те же задачи, что и спортивная и художественная гимнастика, но отличается от них характером упражнений и способом их выполнения. Вначале акробатика развивалась в низовых коллективах, некоторые акробатические упражнения включались в программу по гимнастике. Особенно широкое развитие акробатики начинается в конце тридцатых годов. Она в этот период становится самостоятельным видом спорта. Согласно существующей классификации, акробатика делится на следующие виды: прыжковая акробатика для мужчин и женщин, парная, групповая мужская и женская, смешанная. В последнее время с успехом развивается акробатика на батуте.    Развитием этого вида спорта у нас в стране сейчас занимается самостоятельная федерация акробатики. По этому виду с 1974 г. проводятся международные соревнования, включая и первенство мира.  Наряду со сложными спортивными видами упражнений в акробатике есть бесчисленное количество разнообразных простейших упражнений, позволяющих проводить занятия с различными контингентами занимающихся. К ним относятся всевозможные перекаты, кувырки, перевороты, простейшие пирамиды, стойки, «шпагаты», «мосты» и т.д. 

    2. Возникновение и эволюция гимнастики.

         В глубокой древности, в эпоху первобытнообщинного строя, гимнастических упражнений в нашем понимании еще не было. Они не были выведены как самостоятельный объект познания и использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей.         Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, землевладельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями – продолжительной ходьбой, бегом с преодолением всевозможных препятствий, метанием различных предметов, стрельбой из луков, преодоление водных преград различными способами и др.          Термин «гимнастика» появился в V веке до н.э. Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.  В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения - в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».           Непросто установить, когда гимнастика, система физического воспитания, стала видом спорта. Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - "соколы" - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались. Но все это эпизоды. Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.   С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья. 

    2.1. В древней Греции и Риме.

         В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика, с главным городом Спарта (IX в. до н.э.),   свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Для ведения захватнических войск и удержания рабов в повиновении требовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с 7 лет отдавали в школы с жесткой системой воспитания.        В качестве упражнений ходьба, бег, прыжки метание диска, борьба, кулачный бой, игры с преодолением различных препятствий.   В Афинах - центре древнегреческой культуры того времени - было хорошо развито ремесленное производство, торговля, морской  флот, наука, искусство. Здесь возникла и практически воплощалась идея воспитания гармонически развитой личности. Мальчики из богатых семей в 12-13 лет обучались в государственной школе – палестре ( от слова «палее» - борьба). Из гимнастических упражнений широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазании равновесии, игры с бегом  и преодолением препятствий. Дети  обучались также упражнениям с копьем дротиком, луком и др. оружием.       Гимнастикой занимались представители привилегированных сословий. Категорически запрещалось посещать занятия рабам, не допускались и женщины.          Далее был Древний Рим с его великолепно обученной армией. Римляне использовали длительные переходы с заведомо утяжеленной нагрузкой весом до 27 кг. и проходили 30-35 километров в сутки со скоростью 6,5 км/час. Обучение римского воина было очень суровым и рассчитанным на развитие всеми возможными способами физической силы. Бег, прыганье, скачки, лазание, борьба, плавание без одежды, а затем в полном вооружении - широко практиковались, помимо регулярного обучения обращению с оружием и различным движениям.                                                                                                 У римлян были уже и специальные гимнастические снаряды: деревянный конь для обучения всадников основным приемам верховой езды, лестницы и другие деревянные сооружения, с помощью которых обучались преодолевать препятствия и штурмовать укрепления.                                                                                                                                          В древнем Риме, подготавливая легионеров к бою, использовались специальные кони и тренировали их при помощи специальных балок. В школах гладиаторов гимнастика играла незаменимую роль в улучшении быстроты движений и в повышении выносливости гладиатора.Характер боевых действий рабовладельческого периода и их вооружение требовали от воина выполнения сравнительно немногочисленных и довольно несложных приемов и действий. Поэтому в подготовке главное внимание уделялось не обучению приемам и действиям, а систематической, длительной тренировке, в процессе которой античные воины достигали высокого уровня физической подготовленности и владения оружием. Следует отметить, что боевые приемы отрабатывались главным образом в строю. Для римского легионера первоочередной задачей была стойкость и способность производить боевые действия, не нарушая строй в отличии от гладиаторов, которые готовились именно как единоборцы. Но, в отличии от подготовки бойцов в Древней Греции, в Древнем Риме преобладала не техническая, а физическая подготовка единоборца. На арены выходили гладиаторы с гигантскими бицепсами и могучими шеями, набранные из рабов и осужденных преступников. В боях могли принимать участие и вольные, наемные бойцы, но не имеющие римского гражданства.    После падения Римской империи, в средние века, когда господствовало мракобесие и схоластика, аскетизм, достижения античной культуры и искусства, в том числе и гимнастика, были забыты. 
     

    2.2. 70-х годов XYIIIв. 

         В эпоху Возрождения существенную роль в развитии гимнастики сыграли гуманисты, считавшие греческую гимнастику идеальной системой физического воспитания. По их мнению, гимнастика была лучшим средством для укрепления здоровья и развития физических качеств человека. Некоторые из них применяли упражнения греческой гимнастики в педагогической практике. 
    Из произведений гуманистов для истории гимнастики большой интерес представляет труд венецианского врача Меркуриалиса, опубликованный во второй половине XVI в. В труде «Об искусстве гимнастики», состоящем из шести книг, тщательно объяснены все виды упражнений человеческого тела. В то же время развивалось и другое направление в гимнастике, заключавшееся в основном в овладении сложными упражнениями для развития ловкости. Такая гимнастика возникла в школах дворянской молодежи. Основой ее были упражнения для обучения сложным приемам верховой езды и средневековая акробатика.   

         Первые  руководства по акробатике были написаны известным французским акробатом Тюкарро в 1599 году. Это были «Учебник сальто-мортале» и «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе», в которых была предпринята попытка систематизации известных в те времена акробатических элементов.

          В сочинениях выдающегося французского мыслителя Жан Жака Руссо (1712-1778) также значительное место отводилось вопросам физического воспитания. Он призывал к тому, чтобы физическое воспитание начиналось с первых дней рождения человека. Основой физического воспитания, по его мнению, должны быть детские подвижные игры и физического упражнения. В его взглядах нашла свое отражение весьма «крамольная» для того времени мысль, что и женщина должна получить физическое воспитание. Руссо выступал против постоянного пребывание девочек дома, в закрытом помещении, лишенном свежего воздуха. Руссо считал, что истинная грация — это непринужденность движений, свежесть и здоровье.

         Своеобразные  взгляды на физическое воспитание имел швейцарский педагог Иоганн Песталоцци (1746-1827). Цель воспитания, по его мнению, сводилась лишь к развитию этих способностей путем упражнений. Однако во взглядах Песталоцци были и прогрессивные мысли. Так, им был разработан аналитический метод физического воспитания; при физических упражнениях он предлагал постепенный переход от более простых форм движения к более сложным.

         Таким образом, первые социалисты-утописты и выдающиеся мыслители XVI-XVII вв. уже ясно себе представляли необходимость всестороннего развития личности, сочетающей в себе образованность и физическое совершенство.         В XVIII - начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. Зачинателем немецкого гимнастического движения стал Ф.Л. Ян. Он значительно расширил «гимнастическую область» и изобрел новые упражнения и снаряды (включая перекладину и брусья), заложив тем самым основы современной спортивной гимнастики. В 1811 Ян открыл первую гимнастическую площадку (недалеко от Берлина), а пять лет спустя опубликовал - вместе с одним из своих учеников Е.Айзеленом - книгу Немецкая гимнастика: в ней содержались описания основных упражнений и необходимые методические рекомендации. Приблизительно к этому времени относятся и первые публичные выступления гимнастов. Собственные системы физвоспитания разрабатывались в Чехии (сокольская) - Мирославом Тыршем (1832-1884), Швеции (шведская) П.-Г. Лингом (1776-1839), во Франции Ф. Аморосом (1770-1847), а чуть позже - и в России. В этот период культивировались упражнения на снарядах и опорные прыжки. Хотя вольные упражнения в том или ином виде были известны еще несколько веков назад (например, по выступлениям бродячих цирковых трупп, демонстрировавших среди прочего необычные номера на полу или на земле), как одна из гимнастических дисциплин они получили признание не сразу.  
     

    2.3. Образование международной  федерации гимнастики 1881 г.

         В 1881 создается Европейская гимнастическая федерация (ФЕГ), в которую поначалу входили всего три страны: Бельгия, Франция и Голландия. Основателем и первым президентом Федерации стал бельгиец Николас Куперус. В 1921 - с появлением в составе ФЕГ первых неевропейских стран - она реорганизуется в Международную Федерацию гимнастики (ФИЖ), которая сейчас объединяет спортивную гимнастику и смежные дисциплины: общую гимнастику, художественную гимнастику, прыжки на батуте, спортивную аэробику и акробатику.        ФИЖ - старейшее международное спортивное объединение. И одно из самых многочисленных: на январь 2002 в Федерации состояли 125 стран. Первый устав ФИЖ был принят учредительным конгрессом в 1881 г., в последующие годы в него вносились изменения. Действующий устав был принят на конгрессе 1970 г. в Любляне (Югославия). Цели ФИЖ : координация усилий, направленных на физическое развитие мужчин и женщин путем рационального физического воспитания, занятий спортивной и художественной гимнастикой; изучение теории и практики спортивной деятельности в этой области; издание директив, определение программ и регламента; оказание технического содействия присоединенным федерациям, с тем чтобы обеспечить гимнастике максимальное развитие; организация официальных соревнований и международных мероприятий, руководство ими и контроль за ними; поощрение и укрепление дружбы между гимнастами всех стран.     

                                                                   

    2.4. Гимнастика дореволюционной  России.

         В русском государстве физическому  воспитанию молодежи, подготовке ее к жизни и трудовой деятельности всегда уделялось большое внимание. Этой цели служил прежде всего сам труд крестьянина, ремесленника, рабочего, который требовал больших физических усилий. Поэтому трудовое воспитание сочеталось с физическим воспитанием. Для этого применялись различные народные игры, танцы, пляски, бег, прыжки, лазания и др.         Осознавалась польза занятий гимнастикой и для детей школьного возраста. Это нашло отражение в педагогических трудах Н. И. Новикова (1744 — 1818), В.Г.Белинского (1811 — 1848) и А.И.Герцена (1812 — 1870). Ценный опыт применения физических упражнений с целью боевой подготовки войск был накоплен в эпоху Петра I.  Многие из применявшихся упражнений относятся к числу гимнастических: ходьба, бег, метания, прыжки в длину, в высоту, в глубину, опорные, переползание по-пластунски, подползание, лазание по лестнице, канату, шесту, перелезание через различные препятствия и др.      А.В.Суворов (1730 — 1800) ввел регулярную физическую подготовку для развития у солдат и офицеров силы, быстроты, выносливости, уверенности в своих силах как основы решительных и смелых действий на поле боя. Впервые в войсках была введены утренняя физическая и боевая тренировки. К офицерам предъявлялись следующие требования: забота о здоровье солдат; непрерывность тренировки; обучение рассказом, личным показом, без торопливости и жестокости; последовательность обучения двигательным действиям, постепенное повышение испытываемых нагрузок; высокая эмоциональность процесса обучения.     Принципы боевой и физической подготовки войск, разработанные и подтвержденные на поле боя в эпоху Петра 1 и А.В.Суворова, были использованы М.И.Кутузовым и другими передовыми полководцами России.            В русской армии простейшие упражнения на снарядах впервые стали применяться в 40-х гг. XIX в.         После поражения России в Крымской войне (1853 —1856) была усилена роль гимнастики в боевой подготовке личного состава армии и флота. В военных училищах вводятся гимнастика и фехтование (5 ч в неделю) и утренняя гимнастика (10 — 15 мин). В 1858 г. Морское ведомство издает «Урочные таблицы вольных гимнастических упражнений и первоначального фехтования». В 1859 г. вводятся правила обучения гимнастике. Урок проводился в произвольной форме.    После отмены крепостного права в 1861 г. на развитие гимнастики оказали влияние следующие факторы: становление России на путь капиталистического развития; выводы, сделанные из поражения в Крымской войне; отмена рекрутской системы комплектования армии и сокращение срока службы с 25 до 6 лет, увеличение численности армии; оснащение армии более дальнобойным и скорострельным нарезным оружием. Все это потребовало от военнослужащих высокой физической подготовленности.          В 1861 г. вводятся в действие «Правила для обучения гимнастике».. К «Правилам» были приложены таблицы упражнений, распределенных по урокам, давались методические указания к проведению занятий.  Со временем «Правила» были усовершенствованы и на их основе создано и в 1879 г. утверждено первое официальное наставление по физической подготовке — «Наставление для обучения войск гимнастике».                                                                                                  В 70-х гг. в ряде крупных городов России появляются немецкие гимнастические общества, для проведения занятий приезжают инструкторы из Германии. В программу занятий включаются более сложные упражнения на снарядах, разрабатываются техника их исполнения и методика обучения. В 1910 г. вводится в действие «Наставление для обучения войск гимнастике». Задачами гимнастики были: развитие силы, выносливости, быстроты в действиях, сообразительности, уверенности в своих силах, решительности и смелости, способности сноровисто преодолевать препятствия и др. Упражнения объединялись в пять разделов: 1) вольные упражнения и упражнения с палками и ружьями; 2) упражнения на снарядах, прыжки в длину, глубину, высоту, лазание; 3) ходьба, бег в различных сочетаниях без снаряжения и в снаряжении; 4) полевая гимнастика; 5) групповые упражнения, пирамиды, игры, перетягивание каната, лапта, футбол, бой стенка на стенку, метание копья, толкание ядра, лыжная подготовка и др.        Занятия продолжительностью от получаса до часа проводились ежедневно в течение всей службы. Для занятий оборудовались гимнастические залы и площадки.       Занятие по гимнастике делилось на три части: 1) строевые, вольные упражнения; 2) упражнения на снарядах; 3) ходьба, бег.    В России из всех национальных систем гимнастики предпочтение отдавалось сокольской системе. В 1900 г. появляются первые организации «Сокол». Особенно бурно сокольское движение стало развиваться после революционных событий 1905 —1907 гг. В 1907 г. были разрешены сокольские гимнастические общества. Первые кружки сокольской гимнастики появились в 1897 г. в Тифлисе, в 1903 г. — в Петербурге и Баку. 7 марта 1903 г. в Петербурге проходил Всероссийский любительский чемпионат, включавший борьбу, поднятие тяжестей, бокс, фехтование и гимнастику. Гимнасты выступили на брусьях и завоевали уважение публики. В 1910 г. был утвержден Союз русского сокольства и начал издаваться журнал «Сокол». В 1913 г. Россия вступила во Всеславянский сокольский союз. Русские гимнасты участвовали во Всесокольских слетах, проводимых в Праге каждые 5 лет. Готовились свои национальные кадры, росло спортивное мастерство гимнастов.     Специалисты по физическому воспитанию для армии готовились в Главной гимнастическо-фехтовальной школе Петербурга (теперь это Военный институт физической культуры). Инструкторы этой школы в 1914 г. выступили с показательными упражнениями на съезде французских гимнастов настолько блестяще, что местные газеты писали про них: «Гимнастика русских — чудо!» После этого они выступили в столице «Сокольской» гимнастики — Праге, где покорили зрителей виртуозностью, красотой, грациозностью и своеобразием исполненных упражнений.  В конце XIX столетия в Россию проникли европейские национальные системы гимнастик: французская, немецкая и шведская. Они внедрялись главным образом в армию, но попытка применить немецкую систему гимнастики в русской школе встретила гневный протест революционных демократов и просветителей, передовых педагогов и врачей. Ярыми противниками ее были Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Е.М.Дементьев и др.          Большой интерес к гимнастике, с одной стороны, и неудовлетворительное ее преподавание, — с другой, побудили передовых военных и общественных деятелей, ученых к созданию подлинно научной системы гимнастики в России. По заданию военного ведомства эту задачу блестяще выполнил П.Ф.Лесгафт. Изучив постановку физического воспитания во многих государствах Европы, он опубликовал труд «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». В нем он дал критический анализ зарубежных систем гимнастики и разработал свою систему.            Самый большой удар по авторитету немецкой системы гимнастики нанес отечественный ученый П.Ф.Лесгафт. Он убедительно доказал ненаучность ее основ, отсталость и непоследовательность ее педагогических идей. Он показал, что ни одна система гимнастики Запада не соответствует рациональным началам анатомии, физиологии, гигиены и педагогики и поэтому не может быть рекомендована в русской школе. Целью физического образования является всестороннее, гармоническое развитие личности, а не приобретение каких-либо навыков или достижение спортивного результата. Основным методом обучения П. Ф. Лесгафт считал объяснение, а не показ, при котором возможно подражание. В своей системе физического образования П.Ф.Лесгафт выделял следующие ступени обучения и соответствующие им группы упражнений.   1 ступень. Изучаются простые упражнения. Овладевая ими, ребенок научается сравнивать их между собой, устанавливать общность и различия между ними, осознает их. Упражнения выполняются только после объяснения, а не после показа.        2     ступень. Выполняются упражнения с увеличивающимся напряжением. Повышается вес метаемых предметов, скорость ходьбы и бега, увеличивается расстояние, повышаются и усложняются препятствия для прыжков, усложняется характер движений.     3     ступень. Применяются упражнения, вызывающие необходимость соразмерения движений и действий во времени и в пространстве, т.е. проходить, пробегать заданную дистанцию в установленное время, метать предметы на заданное расстояние, в Цель и т.п.

         4     ступень. Игры, экскурсии, трудовые действия. Здесь воспитанники применяют усвоенные ранее двигательные умения и навыки, учатся действовать просто, ловко, энергично и экономно расходовать энергию.          П.Ф.Лесгафт утверждал необходимость специального подбора Упражнений в зависимости от профессиональной специализации военнослужащего. По его инициативе открывались и работали различные школы и курсы, где готовились руководители занятий гимнастикой для армии и школ. Он разрабатывал методические указания по обучению физическим упражнениям, призывал ученых и педагогов к творческой активности, к борьбе против некритического перенесения в практику учащейся молодежи зарубежных систем гимнастики и спорта.   В России соревнования по гимнастике начали проводиться с 1885 г. В первом соревновании участвовало 11 человек. Они были организованы русским гимнастическим обществом, основанным в 1883 г. Гимнасты соревновались в упражнениях на снарядах, прыжках в длину и высоту.                                                                                                                     На развитие гимнастики особенно большое влияние оказали международные турниры. Первый турнир был проведен в 1903 г. в Антверпене (Бельгия). Вначале они проводились каждые два года, а затем, после включения гимнастики в программу Олимпийских игр (1912), стали проводиться через каждые четыре года в промежутках между Олимпиадами. 

    3. Основные этапы развития гимнастики.

     После Октябрьского переворота 1917 г. спортивная гимнастика некоторое время игнорировалась как "буржуазный спорт" и лишь в конце 20-х годов начала интенсивно развиваться. Первенства страны по спортивной гимнастике возобновились в 1928 г. и в том или ином виде проводятся ежегодно по настоящее время (за исключением 1929-1931, 1935, 1941 и 1942 гг.). Однако долгое время отечественная гимнастика находилась в изоляции от мирового гимнастического движения.       В СССР гимнастика стала по-настоящему массовым видом спорта, хотя поначалу отношение к этому «пережитку буржуазного прошлого» было настороженным, – и даже враждебным.      Развитие спортивной гимнастики в СССР в 20-е связано, прежде всего, с осуществлением всеобуча. Важными вехами в развитии гимнастики стали I Всесоюзная Спартакиада (1928) и первенство РККА по гимнастике в 1930 г.               В марте 1931 г. был введен единый физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне», в январе 1932 г. — ГТО II ступени, в 1934 г. — «Будь готов к труду и обороне» (БГТО).        В 30-е гг. около 90 % учащейся молодежи были охвачены обязательными занятиями физической культурой, на которых основным видом упражнений являлась гимнастика. В этот период (1931 — 1936) происходит дальнейшее развитие спортивной гимнастики: повышается сложность упражнений, совершенствуется методика обучения и тренировки. С 1932 г. регулярно проводятся первенства страны, гимнастика постепенно превращается в оформленную спортивно-педагогическую дисциплину. В 1933 г. в Москве на конференции по гимнастике были определены ее задачи, намечены пути развития, рассмотрена необходимость создания отечественной терминологии и совершенствования судейства соревнований.   В 1934 — 1935 гг. создаются детские спортивные школы. С 1934 г. стали проводиться республиканские спартакиады школьников. Во всю велась борьба за подготовку здоровой смены. Гимнастике в этом отводилась ведущая роль. Улучшалась спортивная база. Так, в 1936 г. у 64 000 профсоюзов было 706 гимнастических залов.       В 1937 г. советские гимнасты впервые померились силами с зарубежными спортсменами в Бельгии, в городе Антверпене, и вышли победителями.  Уже чувствовалось приближение Второй мировой войны. Советский народ прилагал все силы к тому, чтобы не допустить беды, дать достойный отпор врагу, если он посягнет на нашу Родину. Молодежь вовлекалась в активные занятия спортом, занималась в автомотокружках, аэроклубах, стрелковых секциях и др.       В период Великой Отечественной войны (1941 —1945) все силы народа были направлены на разгром немецко-фашистской армии, вероломно ворвавшейся в наш дом. Средства и методы гимнастики использовались для подготовки резервов для армии и лечения раненых бойцов. Гимнасты, тренеры, как и представители других видов спорта, с оружием в руках защищали Родину. Подразделения, сформированные из спортсменов, наводили смертельный ужас на фашистских захватчиков.    С 1 октября 1941 г. в стране вводится обязательная военно-физическая подготовка всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет, в том числе и в старших классах общеобразовательных школ, техникумах и других учебных заведениях. Усилилась роль физической подготовки в военных учебных заведениях, в резервных и фронтовых частях. Важное место в системе этой подготовки занимала гимнастика. Занятия носили военно-прикладной характер и были направлены на развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, решительности и смелости в действиях. Воины упражнялись в ходьбе и беге, метании гранат, лазании и перелезании, переноске груза и раненого, преодолении полосы препятствий, фехтовании, стрельбе и др. Широкое распространение получила лечебная гимнастика. Она в короткие сроки помогла 73,2% раненых и более 90% больных возвратиться в строй.Несмотря на ожесточенные сражения на фронтах, большое внимание уделялось развитию спорта, спортивной гимнастики. В 1943 г. в Москве были проведены Всесоюзные соревнования по гимнастике. Первенство СССР состоялось и в военном 1944 г.      В годы восстановления народного хозяйства гимнастика получила дальнейшее развитие: готовятся педагогические и административные кадры, восстанавливаются и строятся новые спортивные сооружения, С 1947 г. начинают регулярно проводиться первенства СССР по гимнастике. На международную арену выходит талантливая плеяда гимнастов: В.Муратов, В.Чукарин, Б.Шахлин, Г.Шагинян, А.Азарян, Ю.Титов, С.Муратова, Г.Шамрай, Т.Манина, М.Гороховская, Л.Латынина, П.Астахова, Н.Бочарова.           Успехи, достигнутые в экономическом и культурном строительстве, позволили улучшить материальную базу для занятий. К 1950 г. было введено в строй около 200 гимнастических залов. Улучшилась подготовка кадров. Появилась возможность значительно усложнить нормативы Единой всесоюзной классификации. 27 декабря 1948 г. было принято постановление «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов». Это положительно сказалось на развитии гимнастики. Однако долгое время отечественная гимнастика находилась в изоляции от мирового гимнастического движения. В 1949 г. гимнасты нашей страны вступили в Международную федерацию гимнастики (FIG).    В 1952 советские гимнасты впервые участвовали в Олимпийских играх. Дебют оказался успешным: наши спортсмены стали чемпионами и в командном (мужская и женская сборные), и в личном (Виктор Чукарин и Мария Гороховская) зачете. Столь же убедительным был дебют советских гимнастов на мировом первенстве два года спустя: победы в командных зачетах и титулы абсолютных чемпионов мира у мужчин (Виктор Чукарин и Валентин Муратов) и женщин (Галина Рудько (Шамрай)).       Заметно выросло мастерство у представителей стран восточного блока и Финляндии. Успех развития гимнастики в этих странах в значительной мере был обусловлен тем, что наши гимнасты и тренеры бескорыстно делились своим опытом, организовывали совместные тренировки. В частности, эта помощь в сочетании с большим трудолюбием, дисциплиной, высокой работоспособностью позволили японским гимнастам на XVII Олимпийских играх в Риме (1960) превзойти своих учителей на 2,5 балла в командном зачете. Абсолютным чемпионом стал советский гимнаст Б.Шахлин, серебряным призером — японский гимнаст Т.Оно, бронзовым — Ю.Титов.            Острая спортивная борьба на международной арене стала источником быстрого развития гимнастики во всех «гимнастических» странах.  На XVIII Олимпийских играх в Токио (1964) вновь упорная борьба за первое место разгорелась между мужскими командами СССР и Японии, и опять наша команда проиграла 2,5 балла. С еще большим накалом проходила борьба между советскими и чехословацкими гимнастками. Нашим девушкам удалось опередить своих соперниц всего лишь на 0,901 балла.             Острота борьбы между командами СССР и Японии не уменьшилась и на XIX Олимпийских играх в Мехико (1968). Представители Страны восходящего солнца вновь опередили наших гимнастов (на 4,8 балла). Наибольшей остроты и драматизма достигла борьба между советскими и чехословацкими спортсменками. Превосходство наших гимнасток было минимальным и составляло всего лишь 0,65 балла в командном зачете.   На XX Олимпийских играх в Мюнхене (1972) японская команда опередила наших спортсменов на 5,2 балла. Женская команда СССР на этот раз выступила значительно лучше мужской и уверенно завоевала первое место. У ближайших соперниц из ГДР она выиграла 3,95 балла.     В развитии гимнастики, в дальнейшем повышении мастерства наших гимнастов важную роль сыграли спартакиады народов СССР. Они явились смотром достижений гимнастики. Спартакиадные старты каждый раз открывали новые имена, яркие таланты.         На XXI Олимпийских играх в Монреале (1976) советские гимнасты выступили успешно, хотя и проиграли в командном зачете своим давним соперникам из Японии 0,4 балла. На третьем месте снова были гимнасты ГДР. Олимпийским чемпионом на этот раз стал советский гимнаст Н.Андрианов. В женском командном первенстве уверенно лидировали советские гимнастки.          В 70-е гг. советские гимнасты одержали целый ряд убедительных побед на европейских и мировых первенствах в командном и личном зачетах. На гимнастический помост выходит плеяда талантливой молодежи. На XXII Олимпийских играх в 1980 г., впервые проводимых в Москве, не участвовали японские гимнасты — победители в командном первенстве на последних пяти олимпиадах. Это было обусловлено призывом президента США к бойкоту Московской олимпиады.Наши гимнасты тщательно готовились к этим играм и их труд увенчался блестящим успехом.            XXIII Олимпийские игры (1984) проводились в США, но из-за сложившейся международной обстановки наши спортсмены в них не участвовали. Так же поступили и другие социалистические страны. Это явилось большим разочарованием для истинных любителей спорта и внесло неуверенность в дальнейшее развитие Международного Олимпийского движения.            На XXIV Олимпийских играх в Сеуле (1988) советские гимнасты заняли первые места по спортивной и художественной гимнастике. В общей сложности они завоевали 12 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовые медали. XXV  Олимпийские игры проводились в 1992 г. в Барселоне (Испания). Гимнасты государств СНГ выступали единой командой.  XXVI Олимпийские игры состоялись в 1996 г. в Атланте (США). 
    В этот раз российские гимнасты выступали самостоятельной командой. Мужскую команду составили Д.Труш, А.Харьков, А.Воропаев, Д. Василенко, А. Немов, Е. одгорный, Н. Крюков. В личном первенстве по многоборью победил китайский гимнаст Ли Сяо-шунь, второе место занял А. Немов, завоевавший золотую медаль за опорные прыжки и бронзовую — в вольных упражнениях, на коне и перекладине, третье место в многоборье было у В. Щербо.           За женскую олимпийскую команду России выступали Е. Кузнецова, Е. Грошева, С.Хоркина, Е.Долгополова, Д. Кочеткова. На этот раз они уступили первое место гимнасткам США. С. Хоркина стала олимпийской чемпионкой в упражнениях на брусьях и серебряным призером в многоборье. Российские гимнасты завоевали 3 золотые, 6 серебряных и 1 бронзовую медаль.           Во весь голос заявили о себе молодые российские гимнасты и гимнастки — А.Ковалева, Е.Гребеньков, Д.Бондаренко и др. Они успешно выступили в 1998 г. на чемпионате Европы в Санкт-Петербурге, Всемирных юношеских играх в Москве и Играх Доброй Воли в Нью-Йорке.  После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта, сохраняя во многом прежние традиции.    В стране ежегодно проводилось значительное количество спортивныхсоревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и спартакиад.          Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды спорта – хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; Наиболее значительным спортивным событием в жизни России последних лет стала Спартакиада трудящихся (1997). Финалу Спартакиады предшествовали широкие отборочные соревнования во всех регионах России, которые начинались за два года до финальных стартов в Москве. О значимости Спартакиады свидетельствовал тот факт, что её Оргкомитет возглавлял председатель правительства Российской Федерации В. С. Черномырдин. Результаты Спартакиады трудящихся-97 превзошли все самые оптимистические прогнозы. А в июне 2000 г. в Москве прошли финальные соревнования  уже второй Спартакиады. Успешно выступили на международной арене и наши баскетболисты, ставшие в 1994 серебряными призёрами чемпионата мира в Торонто.       Спорт сегодня - это не только здоровый образ жизни, но и огромные капиталовложения, специализированный маркетинг и сотни тысяч людей, вовлеченных в индустрию спортивных достижений Успехи профессионального спорта являются мерилом силы и могущества государства, сплоченности и готовности достойно представлять свою страну в мировом сообществе Профессиональный спорт, его экономика находятся под опекой и покровительством федеральных, региональных, местных органов управления, общественных организаций, что еще раз подчеркивает его социально-экономическую значимость, необходимость изучать, исследовать связь экономики спорта с государственным управлением и рыночными процессами.

    3.1. Выступление российских  гимнастов на олимпийских  играх в Сиднее  – 2000 г.

    Хорошо выступили российские гимнасты на XXVII Олимпийских играх в Сиднее (Австралия). Абсолютным чемпионом стал A. Немов. В общей сложности он завоевал 2 золотых, 1 серебряную и 3 бронзовых медалей. Олимпийскими чемпионами стали С.Хоркина и Е.Замолодчикова. Призерами в отдельных видах многоборья и в командных соревнованиях также стали А. Колесникова, Е. Продунова, Е.Лобазнюк, А.Чепелева, А. Бондаренко, Д. Древни, Е.Подгорный, М.Алешин, Н.Крюков.  Мужчины начали соревнования с неудачных выполнений упражнений и падений. Только благодаря А. Немову команда завоевала бронзовую медаль. Наша сборная проиграла команде Украины лишь 0,287 балла и команде Китая 1,9 балла, а это значит, что могла выиграть и "серебро", и "золото", не будь падений и неудач. В итоге команда заняла 3-е место, выиграв 2 золотые, 2 серебряные и 3 бронзовые медали.    Женщины начали соревнования также неудачно. Три неоправданных падения с бревна. Затем драматичная история с гимнастическим конем для прыжков, который был установлен на 5 см ниже. В результате С. Хоркина, претендовавшая на золотую медаль и звание абсолютной чемпионки Олимпийских игр, упала на прыжке и, не оправившись от шока, - с брусьев. В итоге команда заняла 2-е место, выиграв 3 золотые, 3 серебряные и 2 бронзовые медали.             Отмечается высокий уровень подготовки и результатов выступления сборных команд по прыжкам на батуте, велоспорту (шоссе), боксу, теннису, ряду легкоатлетических дисциплин; достойное выступление сборных команд по мужскому и женскому волейболу, водному поло. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Заключение.

         История гимнастики — это специфический  жизненный опыт многих народов и  поколений.           Из различных исторических источников (памятники, фрески, рисунки) - известно, что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян, персов, ассирийцев, народов Закавказья, римлян, евреев и др.             Гимнастика древних помимо общеразвивающих и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и упражнения, по которым проводились публичные состязания - бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы Олимпийских игр древности, проводившихся с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет.   Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности.       Гимнастические упражнения делят на строевые, общеразвивающие, прикладные, вольные, на снарядах, прыжки, упражнения художественной гимнастики, акробатические.            Отдельные виды гимнастических упражнений в зависимости от структуры двигательных действий и педагогических задач объединены в три группы - оздоровительную (общеразвивающую), спортивную и прикладную.          Оздоровительная, или общеразвивающая включает основную, гигиеническую, атлетическую и ритмическую. Ритмическая гимнастика (тонизирующая гимнастика, диско-гимнастика, аэробика, аэробная гимнастика, танцевальная гимнастика и т. д.) - комплекс общеразвивающих гимнастических упражнений гармонично организованный эмоционально-ритмичной музыкой. Атлетическая гимнастика является в основном средством развития мускулатуры тела и мышечной силы, исправления и совершенствования осанки.         Общая (основная) гимнастика - самый массовый вид гимнастики - является одним из главных средств физического воспитания детей в дошкольных учреждениях в школах, в средних специальных и высших учебных заведениях; широко используется на занятиях по общей физической подготовке с начинающими физкультурниками и для поддержания работоспособности лиц пожилого и старческого возраста.  Гигиеническая гимнастика направлена на повышение общего тонуса организма человека, укрепление здоровья, развитие двигательных навыков. Прикладные виды гимнастики включают производственную, профессионально-прикладную, военно-прикладную, спортивно-прикладную и лечебную гимнастику.         Спортивные виды гимнастики объединяют акробатику, спортивную гимнастику и художественную гимнастику, т. е. виды гимнастики, характеризующиеся высокой сложностью упражнений.    Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «гимнастика» происходит от греческого «gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды. Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало - под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, - духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена.      С началом европейского Возрождения вновь пробуждается интерес к гимнастике древних греков: мыслителями Ренессанса она воспринимается как средство укрепления здоровья и общефизического развития человека. Постепенно закладываются теоретические основы системы физического воспитания (Руссо, Песталоцци и др.).       В XVIII - начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. В своем развитии спортивная гимнастика прошла несколько этапов: со временем менялись требования к ней и, соответственно, ее содержание. История гимнастики XIX в. во многом определялась противоборством двух принципиально разных систем: шведской, в которой упор делался, прежде всего, на вольные упражнения (в широком смысле), и немецкой, тяготевшей к упражнениям на снарядах.         Основы Международной федерации гимнастики (ныне ФИЖ) закладывались еще в 1881 году, когда был создан Европейский союз гимнастики, и лишь в 1897 г. образовано существующее международное объединение.            Как и в других странах, в России спортивная гимнастика первоначально культивировалась в основном в армейской среде. В конце XIX – начале XX века в различных городах России создаются гимнастические общества и кружки, начинают регулярно проводиться чемпионаты страны.           За минувшие сто лет отечественная гимнастика прошла сложный и славный путь. Наш спорт на протяжении 100 - летней истории колебался вместе с историей нашей страны. Он активно развивается в годы подъёма и расцвета государства и приходил в упадок - вместе с ним.  В общей сложности советские гимнасты завоевали на Олимпийских играх более 300 наград: около половины из них – золотые. А на 14 чемпионатах мира, прошедших с их участием, наши спортсмены выиграли более 400 медалей, среди которых тоже немало «золота».   Относительно успешное выступление в Сиднее можно объяснить тем, что вырабатывался ресурс, созданный еще в СССР, так как спорт высших достижений есть долгосрочный инвестиционный проект. Чтобы воспитать будущего олимпийского чемпиона, требуется лет 10 – 15. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Литература.

              1.  Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Борис Романович Голощапов. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 312 с.                        

         2. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: Учеб. Пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.                      3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития  ребенка: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Э. Я. Степаненкова, 2-е издание – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 366 с.                          4. Гимнастика в дореволюционной России. / Исторический обзор развития гимнастики. - Режим доступа: http: // www. gimnactika. ru               5. Задачи и методические особенности гимнастики.  / Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина. - Режим доступа: http: // www. gimnactika. ru                         6. Основные средства гимнастики. / Спорт. – Режим доступа: http: //www.realditall.ru                        7. Петров К. Спортивная гимнастика. / Онлайн Энциклопедия Кругосвет. – Режим доступа: http: //www.krugosvet.ru                  8. Развитие гимнастики во 2-ой половине ХIХ – начале ХХ века. / Исторический обзор развития гимнастики. - Режим доступа: http: // www. gimnactika. ru                        9. Развитие гимнастики в России после 1917 года. / Исторический обзор развития гимнастики. - Режим доступа: http: // www. gimnactika. ru              10. Спортивные виды гимнастики. / Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина. - Режим доступа: http: // www. gimnactika. ru

                                                                             
     
     
     
     
     

    Информация о работе Гимнастика