Формирование здоровья глухих детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:59, реферат

Описание работы

Здоровье — это состояние полного социального, биологического и психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физические дефекты.

Работа содержит 1 файл

Формирование здоровья глухих детей.docx

— 32.57 Кб (Скачать)

Вместе с режимом  деятельности учитывается режим  питания, что очень важно для  развития детей. В питание должны входить все необходимые элементы.

Урок – основная форма физического воспитания 

Урок физической культуры является основной и обязательной формой физического воспитания в  школе-интернате №11. На уроке ученики  получают необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных  программой по физической культуре для  глухих детей, повышают уровень своего физического развития. 

Структура урока  физкультуры в школе включает 3 части: подготовительную, основную и  заключительную. Каждая из них имеет  свое обоснование и содействует  решению задач урока. 

Программа состоит  из разделов: теоретические сведения, гимнастика с элементами ритмики, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные  игры, плавание. Всего 70 часов. 

Теоретические сведения сообщаются учащимся в процессе изучения физических упражнений на уроке так, как эти сведения способствуют усвоению учебного материала. На занятиях гимнастики дети должны овладеть навыками: в простейшем построении и перестроении; ходьбе, бега по прямой и с изменением направления  и скорости передвижения, лазания; перелезания; техники прыжка и метания. Общеразвивающие  гимнастические упражнения направлены на воспитание координации движений и развития двигательных качеств. 

Упражнения на формирование правильной осанки направлены на воспитание и исправление дефектов опорно-двигательного  аппарата. Физические упражнения, выполненные  в воде, также способствуют формированию правильной осанки. 

В разделе лыжной подготовки предусмотрено обучение детей простейшей технике спусков, подъемов на пологие склоны и передвижению по ровной местности. Уроки проводятся при температуре не ниже -12 ° С. 

Подвижные игры позволяют  совершенствовать технику основных движений в более сложных условиях. Необходимо выбрать те игры, которые  способствуют развитию чувства равновесия, двигательной координации, зрительной ориентации, внимания, скорости движения, навыков бега, метания, прыжков, лазания, перелезания. 

При организации  и проведении всех видов физических упражнений, в том числе и подвижных  игр, учитель  должен постоянно находиться в поле зрения всех учащихся для  того, чтобы они могли видеть сигналы, движения и речь учителя. 

Речевой материал дается во время изучения и совершенствования  упражнений и включает в себя словарь  и фразеологию. 

Оценка успеваемости на уроках физкультуры в начальной  школе выставляется в форме текущего учета за качество исполнения упражнений и за выполнение требований по программе. 

Физические упражнения в режиме дня школы 

Гимнастика до занятий  в школе-интернате №11 решает задачи: организует учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на первых уроках, предупреждает искривление  осанки. С этой гимнастики должен начинаться учебный день, она является составной  частью физкультурно-оздоровительной  работы школы. Ее цель — оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной  системы, воздействовать на все органы и системы организма. Наряду с  этим гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня. 

Организация проведения включает: определение мест каждому  классу и отдельному ученику на площадке и в помещении (но не в классе). Лучше всего проводить гимнастику не ниже +10 ° С или в хорошо проветренных коридорах. 

Проводят гимнастику по классам (1 – 3, 4 – 6, 7 – 8) или с  каждым классом отдельно. 

Основным положением методики являются составление комплекса, состоящего из 5 – 7 упражнений динамического  характера, воздействующего на все  группы мышц; правильное выполнение упражнений — с особым вниманием к осанке и дыханию, чего легче достичь, используя  наглядность. 

Комплексы должны постоянно  обновляться, их характер и интенсивность  выполнения соответствовать времени  года. Продолжительность не более 15 минут. Учитель, проводивший первый урок, должен находиться в это время  около класса, наблюдать за порядком, правильным выполнением упражнений и при необходимости оказывать  помощь. 

Цель этих двух форм — вернуть уставшему ребенку  работоспособность, внимание, снять  мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки. 

Организация включает подготовку помещения (открытие окон, форточек) и учащиеся для выполнения упражнений выходят из-за парт, ослабляют  пояса, воротники. 

В школе №11 проводятся физкультминутки в 1 – 8 классах, особенно уделяется большое внимание в  начальном звене, где на каждом уроке  при появлении признаков утомления  проводят также мероприятия. Время  начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок. 

В течение урока  в младших классах учителя  проводят 2 – 3 паузы. 

Требования при  проведении этих форм следующие: 

- упражнения не  должны быть трудными для изучения; 

- упражнения должны  быть комбинированными; 

- упражнения должны  легко дозироваться, не вызывать  утомления, не включать упражнения, требующие сильного напряжения  на силовую выносливость. 

- в основном используют  общеразвивающие упражнения; 

- при подборе упражнений  учитывать эффект наслоения; 

- необходимо правильно  чередовать упражнения для различных  мышечных групп; после упражнений  для рук, лучше использовать  упражнения для ног, однообразные  упражнения вызывают утомление  местного характера; 

- если даются два  упражнения для одной и той  же группы мышц, то второе упражнение  или вторая часть сложного  упражнения должна быть для  мышц антагонистом; 

- необходимо чередовать  характер физических усилий; 

- целесообразно менять  упражнения в комплексах не  все сразу, а постепенно заменяя  одно – два изученных и усвоенных  новыми, придерживаясь основной  схемы в течение 2 – 4 месяцев; 

- желательно использовать  метод слитного проведения. 

Подбор упражнений для физкультурной паузы осуществляют исходя из типовых рекомендаций: продолжительность 5 – 10 минут, 7 – 9 упражнений, количество повторений 5 – 8 раз. 

Различают укороченные  и полные физкультурные минутки, динамического и локального характера. Укороченная состоит из одного упражнения; 1 – 4 класс — 3 – 4 упражнения, в 5 классе и старше до 5 упражнений. Дозировка: 3 – 4 раза в младшем звене, а в  старшем 4 – 6 раз. В течение дня  проводят 2 – 3 раза. Комплекс включает упражнения для мышц рук, ног, спины. 

Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах  проводятся в качестве активного  отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной  деятельности и повышения умственной работоспособности. Они содействуют  формированию положительного отношения  к организованной коллективной деятельности, повышению объема умений и навыков  самостоятельных занятий физическими  упражнениями. 

Этот вид активного  отдыха проводится на большой перемене. Для успешного проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать  возрастные особенности детей и  подростков. Так, для учащихся 1 – 2 классов  используются групповые и простейшие командные подвижные игры, в 3 – 4 классах проводятся командные игры и эстафеты, эффективными являются сюжетные игры. Важно помнить, что  младшие школьники охотнее принимают  участие в играх с небольшим  количеством участников. При большом  количестве занимающихся интерес к  упражнениям и играм у них  быстро затухает. 

Интерес и физические возможности мальчиков и девочек 5 – 9 классов уже значительно  различаются. Поэтому наряду с совместными  рекомендуется проводить игры отдельно с мальчиками и девочками. 

Игры и физические упражнения на переменах следует  проводить на открытом воздухе. Игры подбираются простые или ранее  известные, средней и малой интенсивности. Рекомендуется использовать командные  игры, подходящие к спортивным, такие  например, как «Мяч ловцу», «Мяч среднему», «Передал – садись», «Пионерская  лапта», «В четыре стойки», а также  упражнения из спортивных игр и такие  спортивные игры, как например, настольный теннис, бадминтон, пионербол, волейбол, соревнования на точность броска мяча в кольцо. 

Этот вид активного  отдыха проводится под руководством учителей или воспитателей.

Самостоятельные занятия  физическими упражнениями 

Утренняя гимнастика — одно из основных средств оздоровления и повышения работоспособности. Исполнение этой формы должно быть сознательным и реально осуществимо. Утренняя гимнастика — ценное средство для повышения работоспособности, так как после сна организм находится в пониженной работоспособности, осуществляется в результате усиления проприорецептивной импульсации с  мышцами конечностей, другие органы одновременно нормализуется соотношение  силы возбуждения и торможения. Утренняя гимнастика создает в организме  рабочую обстановку, ликвидирует  неблагоприятные последствия гипокинезии  и подготавливает нервную систему, двигательный аппарат, внутренние органы к предстоящей деятельности. 

Задачи утренней гимнастики: 1) ликвидировать застойные  явления; 2) размять суставы и мышцы; 3) активизировать деятельность сердечной  и других систем. 

Действие Утренней гимнастики: ежедневное занятие улучшает физическое развитие, совершенствует осанку, координационные способности  и качества. После сна привести организм в состояние бодрствования, улучшить обменные процессы, подготовить  мышечную систему и двигательный аппарат к предстоящей деятельности. Утренняя гимнастика имеет значения, то есть восполнение до утомления, время 10 минут. В ней не должно быть сложных  упражнений, учитывается принцип  постепенности. 

Утренняя гимнастика обеспечивает настройку организма  на работу и создание условий дня  быстрого врабатывания, изменяется деятельность органов кровообращения и дыхания. 

В школе №11 утренняя гимнастика включена в режим дня  школьников. Контролирует это мероприятие  учитель физкультуры. 

После подъема все  ученики выполняют: младшие школьники  бег вокруг школы, а старшеклассники  — бегают в бору. Такая утренняя гимнастика проводится в течение  всего учебного года. 

В период, когда дети не заняты уроками, в режиме дня есть время, когда все учащиеся могут  самостоятельно заниматься тем, чем  им нравится. 

Находясь на практике в школе №11, я заметила, что  в свободное время, будь это перемены или после уроков, дети приходят в спортивный зал и играют в  теннис. Нужно заметить, что играют не только мальчики, но и девочки. Находясь в спортзале, они учат друг друга, старшие — младших держать  правильно теннисную ракетку  и передавать друг другу теннисный  мячик. В школе проводятся соревнования по этому виду между классами и  отдельными учащимися. 

В школе очень  заметно прогрессирует лыжный вид  спорта, так как в начале учебного года выдаются лыжные принадлежности детям, которые в свободное время  занимаются лыжным спортом. Бегают они  в бору. Эти дети принимают участие  в соревнованиях различного типа и занимают призовые места. 

В школе каждый ребенок  самостоятельно занимается какой-либо спортивной или физической деятельностью.

Внеурочные формы  физического воспитания 

Организуется для  школьников подготовительной медицинской  группы или имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. 

Основная задача ЛФК — укрепление здоровья занимающихся, повышение их физической кондиции с  целью перевода в основную группу. Занятия проводят методисты ЛФК  или учитель физкультуры. 

В школе №11 также  проводят занятия ЛФК. В основном задействованы дошкольники и  младшие школьники. На практике я  проводила занятия ЛФК в младших  классах. На каждом занятии присутствовало 7 человек. Работу проводила с методистом и одна. 

Занятия проводила  как в спортзале, так и на свежем воздухе, но решалась одна и та же задача: исправление осанки. На проведение ЛФК отводилось время с 15.00 до 16.00 часов. 

Детей с отклонением  в слухе, а тем более в таком  возрасте трудно организовать, но с  помощью методиста и интересных игр удавалось настроить на работу. 

ЛФК изучает особенности  влияния средств физического  воспитания на организм ребенка, темпы  роста, развитие при патологических состояниях, а также разрабатывает  методику лечебной физкультуры при  различных дефектах развития заболевания  и травмы у детей. 

Информация о работе Формирование здоровья глухих детей