Формирование здоровья глухих детей

Дата добавления: 10 Февраля 2012 в 18:59
Автор: u**********@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (30.29 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Формирование здоровья глухих детей.docx

  —  32.57 Кб

Формирование здоровья глухих детей 

Введение 

Здоровье — это  состояние полного социального, биологического и психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные  состояния и физические дефекты. 

Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя продолжительность  жизни. 

Здоровье населения  зависит от факторов: здоровый образ  жизни — 50%, влияние окружающей среды  — 18%, работа  — 14 – 18%. 

Физическое воспитание ребенка с недостатками слуха  также, как и слышащих, является составной  частью воспитания. Физическое воспитание служит задачей всестороннего развития детей. Человек должен быть развит не только в умственном, но и в физическом отношении. Чем более гармонично будет развиваться человек, тем  с большим успехом он будет  решать стоящие перед ним задачи. Огромную роль в укреплении здоровья детей играет физическое воспитание. 

Под физическим воспитанием  подразумевается система мероприятий, направленных на укрепление и развитие детского организма. Сюда относятся  создания необходимых санитарно-гигиенических  условий, занятия физической культурой  и спортом, и ряд других мероприятий, способствующих охране и укреплению здоровья детей. Физическое воспитание связано с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и политехническим  обучением. При проведении мероприятий  по физическому воспитанию глухих детей  необходимо иметь в виду, что почти  все они перенесли те или иные заболевания и в частности  мозговые, в результате чего имеют  глухоту. 

Очень важно знать, когда ребенок оглох: до появления  у него речи или после того как  овладел ею. Надо учитывать и степень  глухоты, то есть абсолютно ли глухой ребенок или имеет те или иные остатки слуха, которые могут  быть использованы в процессе обучения и воспитания. 

Учитывая ряд особенностей в развитии глухих детей, мы должны уделить особое внимание индивидуальному  подходу при изучении и обучении ребенка с недостатками слуха. Большая  часть ответственности ложится  на школу за воспитание таких детей  также и потому, что она интернатного типа и ученик находится в ее стенах 8 и более лет. Формирование здоровья глухих детей в режиме дня школы

Особенности физического  и функционального развития глухих детей 

У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует  в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и или даже при  наличии самого удобного сидения  испытывают значительное статическое  напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность  работы мышц живота, нижних и верхних  конечностей создают предпосылки  для развития застойных явлений  во внутренних органах, затруднение  крово- и лимфообращения в ногах  и руках. Застой крови в брюшной  полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней  и кислорода в головной мозг, что  снижает работоспособность нервных  клеток. 

В процессе учебных  занятий у школьников происходит снижение работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный  период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической  позы нарушается осанка. При этом у  школьников отличается тенденция к  увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника. Работоспособность у учащихся на протяжении урока не бывает постоянной. 

С целью предупреждения снижения работоспособности целесообразно  сократить периоды непрерывной  работы. Это позволит более рационально  организовать учебную деятельность и высвободить время для отдыха учащихся. 

Чередование учебных  занятий и активного отдыха, включающего  физические упражнения в разных формах, способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению  работоспособности учащихся. 

В первой половине учебного дня работоспособность школьников постепенно повышается, достигая наиболее высоких показателей к 10 – 11 часам. Проведение гимнастики до учебных занятий  способствует достижению оптимального сочетания возбудимости и функциональной подвижности нервной системы, благодаря  чему ускоряется «вхождение» организма  школьников в работу. Эффективным  активным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеобразовательных  уроках. Применение кратковременных  физических упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности, что в свою очередь  позволяет гораздо более эффективно продолжать занятия. 

Исследования показывают, что проведение физических упражнений и подвижных игр во время перемен  способствует повышению умственной работоспособности на следующих  уроках. 

Применение кратковременного отдыха в форме физкультурных  минут на уроках и физических упражнений на переменах оказывает эффективное  воздействие в периоды относительно высокого и устойчивого состояния  работоспособности. Во время ее существенного  снижения следует организовывать продолжительный  активный отдых на открытом воздухе. 

Установлено, что  с началом систематического обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50%, но потребность  в движениях еще удовлетворяется. По мере перехода из класса в класс  уровень двигательной активности резко  снижается. При этом 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится  в статическом положении. Произвольная двигательная активность у них составляет 16 – 19%, а на организованные формы  физического воспитания приходится лишь 1 – 3%. 

Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений — около 40% суточной потребности  или 11% недельной. И если школьник дополнительно  не будет заниматься физическими  упражнениями и спортом, это может  повлечь за собой задержу в  развитии моторики. 

Большое значение имеет  организация двигательной активности в режиме дня. В исследованиях  Н.Т. Лебедевой показано, что у  школьников, особенно у младших, наблюдается  практически ежечасная потребность  в движениях. Проведение кратковременных  физических упражнений в форме физкультурных  минут и игр на переменах позволяет  в определенной мере удовлетворить  эту потребность. Значительное повышение  двигательной активности в утренние часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и удовлетворяется  гимнастикой до учебных занятий, а также более продолжительными занятиями физическими упражнениями: активным отдыхом в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками на воздухе. 

Из рисунка 1 видно, что виды физкультурно-оздоровительной  работы — гимнастика до учебных  занятий, физкультурные минутки  на общеобразовательных уроках, физические упражнения и игры на переменах, спортивный час — равномерно распределяются в течение учебной недели и  вместе с уроками физической культуры составляют ежедневный стабильный двигательный режим, обязательный для всех школьников. 

При проведении занятий  физическими упражнениями в режиме учебного дня можно выделить два  направления: оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением  здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном  уровне умственной работоспособности, повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы и соответствующих ступеней комплекса ГТО. 

Исследования, проведенные  НИИ физиологии детей и подростков, показали, что комплексное применение всех видов физкультурно-оздоровительной  работы обеспечивает эффективность  двигательного режима при условии  использования рациональной методики проведения его компонентов. Применение всех форм физкультурно-оздоровительной  работы в режиме учебного и продленного  дня оказывает благоприятное  воздействие на динамику умственной работоспособности в течение  года, четверти, недели и учебного дня. При этом у школьников значительно  повышается двигательная активность, улучшается физическая работоспособность  и двигательная подготовленность. 

Глухие дети младшего школьного возраста имеют свои отличительные  особенности физического, функционального  и психического развития. Эти особенности  обуславливают специфику их физического  развития. Среди глухих детей встречаются  чаще нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоская грудная клетка, крыловидные  лопатки, плоскостопие. В этом же возрасте показатели физического развития глухих детей (рост, вес тела, окружность грудной  клетки, жизненная емкость легких, сила мышц спины, живота и клетки) также  имеют отличия от показателей  слышащих детей. 

Наиболее заметны  у глухих детей нарушения моторики. В технике выполнения циклических  движений имеются отклонения: при  ходьбе наблюдается шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при  очень малой амплитуде движений рук и незначительном наклоне  туловища. Движения сами по себе лишены пластичности, действия не точные. 

Развитие такого жизненно важного качества, как скорость движения у глухих детей, также отстает  от результатов слышащих, такого же возраста, особенно скорость двигательной реакции и одиночного движения. 

Также имеется ярко выраженное отставание развития двигательной памяти и уменьшение сохранить равновесие как статически, так и динамически. 

Недостатки в равновесии и деятельности вестибулярного анализатора  приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике. Имеются  в виду дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия, увеличение изогнутости  позвоночника. Степень сохранности  вестибулярного аппарата у школьников не всегда сопровождается устойчивостью  равновесия. Однако ведущим и решающим фактором в регуляции чувства  равновесия является лефуинциональное состояние вестибулярного аппарата или степень сохранности слуха, а мышечно-суставное чувство и  деятельность двигательного аппарата. 

В дыхательной системе  у глухих проявляются следующие  отклонения: диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность  жизненной емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи. 

В процессе физического  воспитания в школах для глухих детей  необходимо использовать устную речь. Включение речевого материала в  содержании уроков физической культуры положительно влияет на накопление и  осмысление словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков на развитие интеллекта глухого ребенка. Формы и методы физического воспитания 

За физическим воспитанием  в школе-интернате №11 отвечают в  первую очередь директор, школьный врач и учитель физической культуры. В штат школы входят врач-терапевт, врач-отоларинголог, медсестра. Они  следят за тем, чтобы не только лечить заболевшего ребенка, но и предостерегать других от заражения. 

Так, в школе имеется  оборудованный кабинет врача  и комната-изолятор, где проводят лечение и массаж детей. Когда  поступает ребенок в школу, на него заводят личное дело, в котором  описывается анализ, собранный врачом. Здесь регистрируются сведения о  развитии ребенка, о причинах глухоты, о заболеваниях, которые он перенес  в различные периоды жизни. Затем  производят антропометрию и исследуют  состояние внутренних органов. 

Особенно уделяют  большое внимание слуховому анализатору. Это обследование и лечение детей  проводит врач-отоларинголог. 

Также ведут контроль по охране зрения детей. Врач-окулист  через определенный промежуток времени  производит осмотр глаз. 

После того, как школьники  возвращаются с каникул в школу, врачи совместно с учителем физкультуры  проводят медицинский осмотр. После  чего дети допускаются к занятиям физической культуры и спортом. 

В школе-интернате  №11 всегда присутствует чистота, порядок  и уют, что благоприятно действует  на психику детей. Кроме того, каждый месяц здесь проводится санитарный день, в котором принимают участие  сами ученики этой школы. 

Для укрепления здоровья и предупреждения заболеваний необходимо составить организационный режим. При этом нужно учитывать возраст  детей. Для младших школьников это  будет один режим, а для старшеклассников – другой. Также должны сочетаться различные виды труда и отдыха. Особое внимание в режиме дня школы  уделяется деятельности во внеурочное время, где указываются часы проведения прогулок, игр и другое. Важную роль играет не только установить режим, но и убедить учащихся в необходимости  его выполнения. 

Страницы:123следующая →
Описание работы
Здоровье — это состояние полного социального, биологического и психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физические дефекты.
Содержание
содержание отсутствует