Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:19, контрольная работа
В контексте нашей работы мы остановимся на рассмотрении особенностей физического развития детей раннего возраста, на основных формах их двигательной деятельности, на организации физкультурных игр и занятий, проводимых как взрослыми, так и самими детьми посредством самостоятельной двигательной деятельности.
Гимнастика представляет собой самую напряженную форму двигательной активности детей, направленной на развитие качества статистических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности в широком значении (в смысле пластичности и экономии энергии), обеспечивающих меньшую утомляемость.
Для того чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, то есть соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка, во-вторых, сама методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, также должна соответствовать возрасту.
Основными задачами гимнастики в раннем возрасте являются:
1) научить ребенка правильно ходить. Годовалый ребенок еще теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом, чтобы не упасть, причем полноценные самостоятельные шаги у ребенка появляются после развития координации в движениях рук. Для воспитания правильной ходьбы нужно приучать детей ходить, сближая ноги и ставя их параллельно, для этого, нужно учить детей передвигаться по ограниченной по бокам поверхности - это ходьба по скамейке, доске, дорожкам, шириной от 30-25 см. до 15-10 см.
2) воспитать чувство равновесия. Для этого надо учить детей ходить по ограниченной поверхности, приподнятой на определенную высоту (от 1,5-2 см в начале 2 года до 15-20 см – в конце), причем, чем выше поверхность, тем она должна быть шире.
3) профилактика плоскостопия – привлечение ребенка к ходьбе босиком по неровной поверхности (песок, гравий, трава, ворсистый ковер, массажный коврик или специальное пособие – ребристая доска, которая используется в ДОУ).
4) формировать правильную осанку – предложение ребенку упражнений, связанных с пролезанием под скамейками, палками, веревкой, обручем, (поверхность должна быть высотой 25-30 см, так, чтобы свободно проходила голова ребенка).
5) воспитать координацию движений - упражнения в сложной ходьбе, вхождение и схождение с одного предмета на другой, перешагивание через предметы, небольшие препятствия.
Кроме того, проводя гимнастические упражнения с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:
- стараться включать в работу все группы мышц (спинки, животика, плечевого пояса, ручек, ножек);
- чередовать упражнения и отдых;
- менять исходное положение ребенка (стоя, сидя, лежа на животике, на спинке), [4].
Под массажем понимается совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела ребенка, как руками, так и специальными аппаратами. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц ребенка, также стимулирует деятельность нервных центров, механизмы терморегуляции, улучшает тканевый и общий обмен веществ.
У детей раннего возраста применяют следующие виды массажа:
1) поглаживание (плавное скольжение ладони взрослого по коже ребенка с различной силой давления по ходу кровотока и лимфотока) – содействует расширению сосудов, улучшает циркуляцию крови и лимфы в коже, оказывает успокаивающее действие на ЦНС, снимает болевые ощущения, нормализует функцию дыхания и сердечно-сосудистой системы. Под воздействием поглаживания мышцы расслабляются, и их работоспособность восстанавливается быстрее;
2) растирание (растирание кожи в различных направлениях кончиками пальцев) – улучшает питание сухожилий, повышает сократительную способность мышц;
3) разминание (проводится короткими движениями рук, но с большим давлением, чем при растирании) – повышает тонус и эластичность мышц, улучшает их сократительную способность;
4) поколачивание (выполняется тыльной поверхностью вначале одного пальца, потом двух, а затем трех и четырех пальцем, поочередно обеих рук короткими, ритмичными ударами) – улучшает кровообращение, усиливает питание глубоколежащих мышц, повышает деятельность внутренних органов;
6) вибрация – применяется для стимулирования деятельности нервно-мышечного аппарата, усиления обменных процессов.
Помимо гимнастики и массажа, также одной из основных форм двигательной деятельности детей раннего возраста выступает подвижная игра, основной задачей которой, для данного возраста, является воспитание умений действовать в движении одновременно с другими детьми, проявление активности в разных играх, и умений сочетать движение со словом. На более подробном изучении особенностей подвижной игры в раннем возрасте остановимся в 5 вопросе нашей работы [4,6].
Обобщая
все вышесказанное, следует подчеркнуть,
что данные формы двигательной деятельности
детей раннего возраста такие, как гимнастика,
массаж и подвижные игры способствуют
оптимизации двигательной активности
и правильному психофизическому развитию
ребенка.
4. Организация физкультурных занятий. Требования, гигиенические условия, структура, подбор упражнений, пособия, методика проведения
Физкультурное занятие условно можно разделить на три части (вводно-подготовительная, основная и заключительная), хотя оно представляет собой тесно связанное между собой единое целое [6]. Каждая часть физкультурного занятия имеет свои конкретные задачи и определенное содержание.
1. Вводно-подготовителыная часть физкультурного занятия представляет собой организацию детей, концентрирование их внимания, повышение их активности и заинтересованности, а также функциональную подготовку опорно-двигательного аппарата и всех внутренних органов и систем к предстоящей повышенной физической нагрузке в основной части занятия. Вводно-подготовительная часть занимает до 20 процентов времени от общей продолжительности занятия.
Для детей первого года жизни в этой части занятия проводится массаж мелких и средних мышечных групп и упражнений для них. Для детей второго и третьего года жизни — ходьба и различные ее виды, построение, перестроения, общеукрепляющие упражнения для всех мышечных групп, выполняемых в следующем порядке: для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, туловища и нижних конечностей.
Упражнения должны выполняться в форме простых игр. Физическая нагрузка увеличивается постепенно.
2. Основная часть включает в себя развитие и совершенствование двигательных навыков и умений, а также воспитание физических качеств. Во время занятий физической культурой необходимо стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее востребованы для детей в данном возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни необходимо развивать двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже — навыки в ползании. У детей от одного года и старше - развивать и совершенствовать двигательные навыки в основных видах движения: в ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании и прыжках.
В этой части занятия для детей первого года жизни проводится массаж крупных мышечных групп и упражнения для них, для детей более старшего возраста - упражнения в основных видах движения. После этих упражнений необходимо включать простую подвижную игру. Кроме того, следует отметить, что именно в основной части физкультурного занятия дети получают наибольшую физическую нагрузку на все органы и системы организма, становятся возбужденными, особенно после правильно организованной подвижной игры. Под влиянием физической нагрузки усиливается деятельность органов кровообращения, дыхания и др.
III.
Заключительная часть
Деление физкультурного занятия на части соответствует закономерностям включения организма в работу и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей раннего возраста.
Количество частей в занятии, их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах, и в то же время продолжительность каждой части, ее содержание изменяются в зависимости от возраста, состояния здоровья, физического развития детей [1,6].
Для
детей раннего возраста рекомендуется
проводить физкультурные
Для
организации занятий
Таким
образом, условное деление физкультурного
занятия на несколько частей, учет гигиенических
требований к его проведению, подбор соответствующих
пособий и упражнений способствует физическому
развитию и воспитанию детей раннего
возраста.
5. Особенности организации подвижных игр с детьми раннего возраста
Подвижная игра представляет собой активную деятельность ребенка, характеризующуюся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По мнению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
Специфика
подвижной игры состоит в молниеносной,
мгновенной ответной реакции ребенка
на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!», и
выступает незаменимым
Игры подвижного характера широко используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Известно, что с помощью игр и игровых ситуаций повышается заинтересованность ребенка в совместных действиях, активизируется речь, стимулируются волевые усилия. Также, благодаря умелому использованию игр и игровых заданий, связанных с движениями, увеличивается двигательная активность детей
Эффективность игр подвижного характера зависит от меры доступности детям игровых ситуаций и активного участия в игре воспитателя. Игры удобны тем, что воспитатель может в них включить любое двигательное упражнение, в котором в данный момент нужно потренироваться детям [3]. Самих малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. К примеру, катание и ловля мяча: у ската стоит воспитатель с куклой и ребенок, второго ребенка просят взобраться на горку и скатить мяч кукле, первый ребенок ловит мяч вместе с куклой, затем они меняются мячами.
Успех проведения подвижной игры в младшей группе зависит от воспитателя, так как ему нужно заинтересовать детей, дать им образцы поведения. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку [6].
В
играх-упражнениях воспитатель
Информация о работе Физическое воспитание детей раннего возраста