Физическое воспитание детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

В контексте нашей работы мы остановимся на рассмотрении особенностей физического развития детей раннего возраста, на основных формах их двигательной деятельности, на организации физкультурных игр и занятий, проводимых как взрослыми, так и самими детьми посредством самостоятельной двигательной деятельности.

Работа содержит 1 файл

К.Р. ранний возраст.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

   Гимнастика  представляет собой самую напряженную  форму двигательной активности детей, направленной на развитие качества статистических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности в широком значении (в смысле пластичности и экономии энергии), обеспечивающих меньшую утомляемость.

   Для того чтобы гимнастика доставляла детям  радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, то есть соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка, во-вторых, сама методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, также должна соответствовать возрасту.

   Основными задачами гимнастики в раннем возрасте являются:

   1) научить ребенка правильно ходить. Годовалый ребенок еще теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом, чтобы не упасть, причем полноценные самостоятельные шаги у ребенка появляются после развития координации в движениях рук. Для воспитания правильной ходьбы нужно приучать детей ходить, сближая ноги и ставя их параллельно, для этого, нужно учить детей передвигаться по ограниченной по бокам поверхности - это ходьба по скамейке, доске, дорожкам, шириной от 30-25 см. до 15-10 см.

   2) воспитать чувство равновесия. Для этого надо учить детей ходить по ограниченной поверхности, приподнятой на определенную высоту (от 1,5-2 см в начале 2 года до 15-20 см – в конце), причем, чем выше поверхность, тем она должна быть шире.

   3) профилактика плоскостопия – привлечение ребенка к ходьбе босиком по неровной поверхности (песок, гравий, трава, ворсистый ковер, массажный коврик или специальное пособие – ребристая доска, которая используется в ДОУ).

   4) формировать правильную осанку – предложение ребенку упражнений, связанных с пролезанием под скамейками, палками, веревкой, обручем, (поверхность должна быть высотой 25-30 см, так, чтобы свободно проходила голова ребенка).

   5) воспитать координацию движений - упражнения в сложной ходьбе, вхождение и схождение с одного предмета на другой, перешагивание через предметы, небольшие препятствия.

   Кроме того, проводя гимнастические упражнения с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:

-    стараться включать в работу все группы мышц (спинки, животика, плечевого пояса, ручек, ножек);

-    чередовать упражнения и отдых;

-    менять исходное положение ребенка (стоя, сидя, лежа на животике, на спинке), [4].

   Под массажем понимается совокупность приемов  механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела ребенка, как руками, так и специальными аппаратами. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц ребенка, также стимулирует деятельность нервных центров, механизмы терморегуляции, улучшает тканевый и общий обмен веществ.

   У детей раннего возраста применяют  следующие виды массажа:

   1)  поглаживание (плавное скольжение  ладони взрослого по коже ребенка с различной силой давления по ходу кровотока и лимфотока) – содействует расширению сосудов, улучшает циркуляцию крови и лимфы в коже, оказывает успокаивающее действие на ЦНС, снимает болевые ощущения, нормализует функцию дыхания и сердечно-сосудистой системы. Под воздействием поглаживания мышцы расслабляются, и их работоспособность восстанавливается быстрее;

   2) растирание (растирание кожи в различных направлениях кончиками пальцев) – улучшает питание сухожилий, повышает сократительную способность мышц;

   3) разминание (проводится короткими движениями рук, но с большим давлением, чем при растирании) – повышает тонус и эластичность мышц, улучшает их сократительную способность;

   4) поколачивание (выполняется тыльной поверхностью вначале одного пальца, потом двух, а затем трех и четырех пальцем, поочередно обеих рук короткими, ритмичными ударами) – улучшает кровообращение, усиливает питание глубоколежащих мышц, повышает деятельность внутренних органов;

   6) вибрация – применяется для стимулирования деятельности нервно-мышечного аппарата, усиления обменных процессов.

   Помимо гимнастики и массажа, также одной из основных форм двигательной деятельности детей раннего возраста выступает подвижная игра, основной задачей которой, для данного возраста, является воспитание умений действовать в движении одновременно с другими детьми, проявление активности в разных играх, и умений сочетать движение со словом. На более подробном изучении особенностей подвижной игры в раннем возрасте остановимся в 5 вопросе нашей работы [4,6].

   Обобщая все вышесказанное, следует подчеркнуть, что данные формы двигательной деятельности детей раннего возраста такие, как гимнастика, массаж и подвижные игры способствуют оптимизации двигательной активности и правильному психофизическому развитию ребенка. 

 

   

   4. Организация физкультурных  занятий. Требования, гигиенические условия, структура, подбор упражнений, пособия, методика проведения

   Физкультурное занятие условно можно разделить на три части (вводно-подготовительная, основная и заключительная), хотя оно представляет собой тесно связанное между собой единое целое [6]. Каждая часть физкультурного занятия имеет свои конкретные задачи и определенное содержание.

   1. Вводно-подготовителыная часть физкультурного занятия представляет собой организацию детей, концентрирование их внимания, повышение их активности и заинтересованности, а также функциональную подготовку опорно-двигательного аппарата и всех внутренних органов и систем к предстоящей повышенной физической нагрузке в основной части занятия. Вводно-подготовительная часть занимает до 20 процентов времени от общей продолжительности занятия.

   Для детей первого года жизни в  этой части занятия проводится массаж мелких и средних мышечных групп  и упражнений для них. Для детей второго и третьего года жизни — ходьба и различные ее виды, построение, перестроения, общеукрепляющие упражнения для всех мышечных групп, выполняемых в следующем порядке: для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, туловища и нижних конечностей.

   Упражнения  должны выполняться в форме простых  игр. Физическая нагрузка увеличивается  постепенно.

   2. Основная часть включает в себя развитие и совершенствование двигательных навыков и умений, а также воспитание физических качеств. Во время занятий физической культурой необходимо стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее востребованы для детей в данном возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни необходимо развивать двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже — навыки в ползании. У детей от одного года и старше - развивать и совершенствовать двигательные навыки в основных видах движения: в ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании и прыжках.

   В этой части занятия для детей  первого года жизни проводится массаж крупных мышечных групп и упражнения для них, для детей более старшего возраста - упражнения в основных видах движения. После этих упражнений необходимо включать простую подвижную игру. Кроме того, следует отметить, что именно в основной части физкультурного занятия дети получают наибольшую физическую нагрузку на все органы и системы организма, становятся возбужденными, особенно после правильно организованной подвижной игры. Под влиянием физической нагрузки усиливается деятельность органов кровообращения, дыхания и др.

   III. Заключительная часть физкультурного  занятия проводится с целью приведения организма в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение ребенка. Продолжительность ее составляет около 10 процентов времени, отведенного на занятие. Физическая нагрузка в этой части значительно снижается. Для детей первого года жизни занятие заканчивается упражнениями для средних и мелких мышечных групп, поглаживающим приемом массажа; для более старших — спокойной ходьбой или игрой малой подвижности и др.

   Деление физкультурного занятия на части  соответствует закономерностям включения организма в работу и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей раннего возраста.

   Количество  частей в занятии, их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах, и в то же время продолжительность каждой части, ее содержание изменяются в зависимости от возраста, состояния здоровья, физического развития детей [1,6].

   Для детей раннего возраста рекомендуется  проводить физкультурные занятия 2 раза в неделю преимущественно в групповой комнате, лишь к концу второго года жизни можно постепенно начинать проводить занятия в физкультурном зале. Перед занятием необходимо проветрить помещение, сделать влажную уборку. Температура воздуха должна быть 18-20 оС. В программе на занятие по физической культуре отводится 10-15 минут. Детей до 1 г.6 мес. – 1 г.8 мес. лучше делить на подгруппы по 2-5 человек, учитывая при этом состояние их двигательных умений, уровень контактности со сверстниками и воспитателем. Заниматься дети должны в облегченной одежде, и постепенно (с 1 г. 6 мес.) их следует приучать к физкультурной форме.

   Для организации занятий физическими  упражнениями и подвижными играми необходимы следующие пособия: короткие палки, ящики, мостики, доски, бревна, гимнастические наклонные лесенки, большие корзины, обручи, сетки, две деревянные палки, круглые или овальные обручи, воротца, доска ребристая, мячи резиновые, мешочки с песком, дорожки из клеенки и т.д., [4].

   Таким образом, условное деление физкультурного занятия на несколько частей, учет гигиенических требований к его проведению, подбор соответствующих пособий и упражнений способствует физическому развитию и воспитанию детей  раннего возраста.  

 

5. Особенности организации  подвижных игр  с детьми раннего  возраста

   Подвижная игра представляет собой активную деятельность ребенка, характеризующуюся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По мнению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

   Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка  на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!», и  выступает незаменимым средством  пополнения ребенком знаний и представлений  об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка, так как в процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

   Игры  подвижного характера широко используются как на занятиях, так и в самостоятельной  деятельности детей. Известно, что с помощью игр и игровых ситуаций повышается заинтересованность ребенка в совместных действиях, активизируется речь, стимулируются волевые усилия. Также, благодаря умелому использованию игр и игровых заданий, связанных с движениями, увеличивается двигательная активность детей

   Эффективность игр подвижного характера зависит  от меры доступности детям игровых  ситуаций и активного участия  в игре воспитателя. Игры удобны тем, что воспитатель может в них  включить любое двигательное упражнение, в котором в данный момент нужно потренироваться детям [3]. Самих малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. К примеру, катание и ловля мяча: у ската стоит воспитатель с куклой и ребенок, второго ребенка просят взобраться на горку и скатить мяч кукле, первый ребенок ловит мяч вместе с куклой, затем они меняются мячами.

   Успех проведения подвижной игры в младшей  группе зависит от воспитателя, так  как ему нужно заинтересовать детей, дать им образцы поведения. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку [6].

   В играх-упражнениях воспитатель имеет  возможность корректировать движения отдельных детей, так и целой  подгруппы, не выводя их из игровой  ситуации. Кроме того, в игре дети учатся действовать сообща, так как совместные действия, общие переживания приучают действовать в коллективе, помогать друг другу. У них формируется произвольное внимание и умение действовать по сигналу.

Информация о работе Физическое воспитание детей раннего возраста