Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Задачи:

1.Изучить научно методическую литературу по теме исследования.
2.Дать характеристику средствам и методам физического воспитания детям дошкольного возраста.

Содержание

Введение

Глава. 1. Характеристика понятий

1.1 Определение понятий: «Физическая культура», «Физическое воспитание

1.2 Цель и задачи физического воспитание детей дошкольного, возраста

Глава. 2. Формы, средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста

2.1 Формы организаций физического воспитания детей дошкольного возраста

2.2 Средства физического воспитания детей дошкольного возраста

2.3 Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Физическое воспитание детей дошкольного возраста.docx

— 97.74 Кб (Скачать)

     Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или  их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему  освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального  состояния организма и психики  ребенка.

     Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

     В процессе игровых действий у детей  формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается  опыт поведения и ориентировки в  условиях действия коллектива.

     В младших группах при обучении детей движениям широко применяются  игровые приемы, способствующие эмоционально-образному  уточнению представлений о характере  движений (например, «Будете бегать легко и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»),

     Соревновательный  метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства.

     Этот  метод используется преимущественно  в старших группах детского сада в целях совершенствования уже  приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования — соответствие их физическим силам  детей, воспитание морально-волевых  качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей  на основе сознательного отношения  к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам  других, исключающих зависть и  недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может  возникнуть огорчение. В таких случаях  чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную  эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи.

     При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее  совершению двигательных навыков, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых чертличности.

     Итак, применяя указанные выше методы обучения детей различным движениям, мы опираемся  на их чувственные восприятие (первую сигнальную систему), на мыслительную деятельность (вторую сигнальную систему) и на практическую деятельность (выполнение конкретных упражнений).

     В практической работе с детьми методы обучения переплетаются.

     Учитывая  содержание упражнений, возрастные возможности  и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность  — восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о  другом — слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается  на уже имеющиеся у детей жизненный  опыт и конкретные представления  о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей — самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

     Таким образом, применение методов обучения строится на взаимодействии первой и  второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.

     Каждый  отдельный метод представляет собой  определенную систему специфических  приемов. В свою очередь система  выражается в совокупности таких  именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению,

     В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного  материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического  состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.

     В связи с этим приемы обучения комбинируются  в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие  на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой — сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

     При обучении детей движениям сочетание  приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно  наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.

     В таком случае воздействие но преимуществу только на органы внешних чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же время обедняет необходимее умственное напряжение, не упражняет его мысль, не способствует сознательному запоминанию в логической последовательности всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его произвольного выполнения в дальнейшем.

     Однако  и преимущественное использование  только слова без учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка  восприятия образности движений, наглядной  достоверности ощущений, процесса конкретно-образного  мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим  результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано  использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему  развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих  условиях.

     Наглядные методические приемы. При обучении Детей движениям используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации — показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий — кино, фотографий, картин и т. п. Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в Двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена. Кроме того, предметы дают возможность ребенку почувствовать и осознать сделанную им ошибку, в данном случае если он копятся носком ноги воротцев. Сохранение в сознании задания воспитателя «не задеть воротца связывается с кожно-мышечным ощущением при совершении ошибки, и ребенок сам определяет неправильность своего движения.

     Основой этого самоконтроля является взаимосвязанная  деятельность первой и второй сигнальных систем.

     Тактильно-мышечная наглядность выражается также в  непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса). Однако такая помощь воспитателя должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного динамического стереотипа. В дальнейшем навык закрепляется с помощью словесных указаний.

     Слуховая  наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.

     Выполнение  упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условнорефлекторных временных связей) содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку — способность уложить свои движения ко времени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения. Определенная метроритмическая пульсация вызывает согласованную реакцию всего организма, его единое дыхание и связанное с этим эмоционально-положительное, настроение. Ритм в любой: деятельности человека сохраняет его жизнеспособность, содействует экономии сил. Ритм выполнения физических упражнений служит выработке у детей экономных движений; воспитывает спокойную манеру держаться, ходить, действовать.

     Следует подчеркнуть, что выполнение движений с музыкальным сопровождением должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом  и окончанием его; изменять характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей. Только при соблюдении этих требований музыка сохраняет свое эстетическое значение. Нередко в детских садах в  целях регуляции темпа и ритма  движений воспитатель, не владеющий  музыкальным инструментом, пользуется бубном, что в достаточной степени  оправдано. Кроме того, для регуляции  движений могут служить народные прибаутки, стихотворения, («К нам на длинной тонкой ложке скачет дождик по дорожке...») и другие тексты, привлекающие детей своим шутливым содержанием  и ритмом.

     Итак, указанные наглядные приемы содействуют  правильному восприятию и представлению  ребенка о движении, большей широте чувственного познания, возникновению  самоконтроля при выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма  движений, развитию сенсорных способностей ребенка.

     Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п.; в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий пли проверки имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.

     Кроме того, словесные приемы заключаются  также и четкой, эмоциональной  и выразительной подаче различных  команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель  говорит: «Ноги прыжком па ширину плеч - ставь!» Или для окончания  движения: «На месте — стой'». «Paз, два, три — беги!» и т. д. Все это требует различной и интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.

     Заключение

     Физическое  воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и  творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный  рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается  база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

     Библиографический список

  1. Кенеман А.В. Теория методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1978. - 272с.
  2. Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1981.-160с.
  3. Матвеева А.П. и Мельникова С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. - М ., 1991.
  4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М., 1986. -304с.
  5. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет. — М., 1988.-143с.
  6. Спирина В.П. Закаливание детей. - М., 1978.
  7. Тонкова - Ямпольская Р.В. и Чертова Т.Я. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста. - М., 1987. - 224с.
  8. Уварова З.С., Спирина В.П., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1963.
  9. Фонарёва М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста. - М., 1973.
  10. Фонарёва М. И. Развития движений ребёнка - дошкольника. - М., 1975.-239с.
  11. Холодов Ж.К. и Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., 2000. - 480с.
  12. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1976.
  13. Щелованова Н.М. Развитие и воспитание ребёнка от рождения и до трёх лет. - М., 1969.
  14. Эльконина Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. - М., 1964.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста