Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Задачи:

1.Изучить научно методическую литературу по теме исследования.
2.Дать характеристику средствам и методам физического воспитания детям дошкольного возраста.

Содержание

Введение

Глава. 1. Характеристика понятий

1.1 Определение понятий: «Физическая культура», «Физическое воспитание

1.2 Цель и задачи физического воспитание детей дошкольного, возраста

Глава. 2. Формы, средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста

2.1 Формы организаций физического воспитания детей дошкольного возраста

2.2 Средства физического воспитания детей дошкольного возраста

2.3 Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Физическое воспитание детей дошкольного возраста.docx

— 97.74 Кб (Скачать)

     В тесной связи с ними используются также средства нравственною, умственного, эстетического воспитания, направленные на гармоническое развитие личности.

     Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и т. д. вызывает у человека положительные эмоции, что в свою очередь улучшает деятельность всех органов, систем и повышает работоспособность.

     Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более  эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Несоблюдение чистоты помещений, а  также физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может  привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное  влияние физических упражнений на их физическое развитие.

     Естественные  силы природы (солнце, воздух, вола) являются важным средством укрепления здоровья, а также повышения работоспособности: вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют человека от заболевании; воздух садов, парков, лесов, содержащий особое вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом.

     Использование естественных сил природы в сочетании  с физическими упражнениями наиболее благоприятно для: детского организма.

     Солнце, воздух, вода используются и как  самостоятельные средства закаливания  организма человека Они вырабатывают приспособляемость организма к  повышенной и пониженной температуре  воздуха, воды, к резким и быстрым  изменениям метеорологических факторов. Для разностороннего закаливания  следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно  сочетая их.

     Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых качеств (смелости, выдержки и др.).

     Физические  упражнения — основное специфическое средство физического воспитания. Это двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные для решения задач физического воспитания. Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, характерным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека; к сложней двигательной деятельности относится подвижная игра.

     Понятие «упражнение» применяется и для  обозначения неоднократного выполнения двигательных действий.

     При правильной методике проведения физические упражнения способствуют осуществлению  физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, развитию всех психических процессов.

     Движения, входящие в различные виды деятельности (груд, лепка и др.), могут оказывать положительное влияние па физическое развитие ребенка.

     В дошкольных учреждениях труд используется при строгом дозировании нагрузки, с учетом особенностей возраста детей  состояния их здоровья, физического  развития и физической подготовленности.

     Эффективность использования средств физического  воспитания повышается при правильном сочетании их на разных возрастных этапах. Так, в первые месяцы жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы. В дальнейшем увеличивается роль физических упражнений, а также различных видов деятельности, включающих разнообразные движения.

     Классификация физических упражнений

     Классификация означает распределение физических упражнений по группам в соответствии с определенными признаками. Разные физические упражнения имеют много  общих признаков. Важно установить главный признак, по которому следует  разделить; упражнения на группы. Этот признак должен быть существенным в  педагогическом отношении. Классификации, составленные по разным признакам, помогают ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и соответствовать  отбору соответственно поставленным задачам.

     В настоящее время используется классификация  физических упражнений, в основу которой  положены исторически сложившиеся  системы средств физического  воспитания и методов их применения: гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое  значение и делится еще на более  редкие классификационные подгруппы.

     Гимнастика в советской системе физического воспитания занимает значительное место. Она подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения), спортивную (акробатика, художественная гимнастика, собственно спортивная на брусьях, кольцах и других снарядах, вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная, лечебная л др.).

     Специфической особенностью гимнастики является: избирательное  воздействие на различные части  тела, отдельные суставы, мышечные группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.); возможность точной дозировки  нагрузки; разнообразие упражнений; использование  предметов, снарядов; проведение упражнении под музыкальное сопровождение.

     Эти особенности гимнастики позволяют  использовать ее на занятиях людям  лее: возрастов с различной физической подготовленностью и разным состоянием здоровья.

     Для детей дошкольного возраста рекомендуется  главным образом отавная гимнастика и элементы художественной гимнастики.

     Подвижные игры отличаются от других физических упражнений особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действии (бег, прыжки и др.) В игре предоставляется возможность проявлять самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей (убегать от ловишки).

     Это помогает закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств  в постоянно изменяющихся условиях.

     Ярко  выраженная эмоциональность игровых  действий позволяет человеку с большим  удовольствием и более длительное время выполнять упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости и приводит к динамичности двигательных навыков.

     Между участниками игры возникает взаимная обусловленность поведения, что  содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.).

     Многообразие  способов достижения цели, внезапные  изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать физическую нагрузку.

     Игры  применяются тогда, когда движение освоено и требуется развить  умение применять двигательные навыки в различных ситуациях. Кроме  того, игры применяют для развития физических качеств, а также для  воспитания морально-волевых качеств.

     Спорт характеризуется достижением в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований.

     Спорт предъявляет высокие требования к физическим и духовным силам  человека, поэтому он доступен лишь с достижением определенного  этапа возрастного развития и  при условии соответствующей  физической подготовленности.

     С детьми дошкольного возраста используются лишь спортивные различные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др.). Формируя основы техники  этих наиболее простых спортивных видов  физических упражнений у детей дошкольного  возраста, решают главные задачи физического  воспитания с учетом возрастных особенностей.

     Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного организуются прогулки с использованием различным способов передвижения (пешком, на лыжах, велосипеде и др.). В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения (например, спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.). Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных условиях.

     В практической работе по физическому  воспитанию используется классификация  упражнении по признаку преимущественного  значения их для развития физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость и др.). Упражнения воздействуют одновременно на развитие всех физических качеств, но преимущественно (в большей степени) развивают  какое-либо одно. Например, бег на короткие дистанции преимущественно развивает  быстроту, бег на длинные дистанции  — выносливость.

     Упражнения  могут распределяться по использованию  снарядов и предметов (упражнения на гимнастической скамейке, бревне, стенке, упражнения с палками, мячами и т.д.).

     Упражнения  делятся на группы по анатомическому признаку (упражнения для мыши плечевого  пояса и рук, ног, туловища и др.).

     Применяется классификация, составленная по признаку особенностей форм физических упражнений (структурным признакам); циклического, ациклического и смешанного типа. Циклические движения (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжа, на коньках и др.) характеризуются закономерной последовательностью циклов и связью фаз движения и цикле, В ациклических движениях (металле, прыжки и др.} каждое упражнение является закопченным действием. В смешанных движениях (прыжки с разбега) соединяются циклические упражнения с ациклическими.

     В биомеханике делят упражнения на поступательные (прыжки в длину с  места с др.) и вращательные (метание  диска и др.) и т. д. В физиологии — упражнения различной мощности.

     Кроме того, упражнения делятся на естественные и абстрактные (отвлеченные, аналитические). Естественные (ходьба, бег, езда на велосипеде и др.) применяются в повседневной жизни и в некоторых отраслях труда. Абстрактные упражнения специально созданы для решения задач физического воспитания. К ним относятся упражнения для отдельных групп мышц, разных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (ходьбой, бег на месте и др.).

     С изучением физических упражнений уточняется и их классификация. Классификация  физических упражнений, принятая в  теории физического воспитания, используется и в физическом воспитании детей  дошкольного возраста. Так, в «Программе воспитания в детском саду» упражнения распределены по следующим группам: гимнастика, к которой отнесены строевые упражнения, основные движения, обще развивающие упражнения (для отдельных групп мышц); подвижные игры с различными видами физических упражнений; спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис); спортивные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание).

     Принятая  классификация физических упражнений применяется в учебных пособиях и позволяет быстро находить описание нужного упражнения.

     2.3 Приемы и методы  обучения детей  дошкольного возраста

     Методы, используемые при обучении детей  движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.

     Раскрытие закономерностей успешного обучения является основной проблемой советской  дидактики.

     Советская дидактика опирается на марксистско-ленинскую  теорию познания. Процесс учения рассматривается  дидактикой кик организованная познавательная деятельность, в которой осуществляется и постепенно расширяется процесс познания or его исходного момента — отсутствия знаний к все более точным, полным и совершенным знаниям. В этом процессе познании непременными компонентами являются: чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика.

     В связи с этим в обучении используются: наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей; словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях; практический метол, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, использованием элементов соревнования.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста