Двигательные действия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:16, реферат

Описание работы

Отдельное двигательное действие (например, приседание) — основной элемент физического упражнения (процесса многократного выполнения двигательных действий, который может быть организован либо в виде многократного повторения какого-либо одного двигательного действия - прыжка, наклона и т. п., либо в форме разнообразной двигательной деятельности, включающей множество различных действий - подвижная игра, комплекс гимнастических движений и т. п.).

Содержание

Введение 3
Техника двигательного действия 5
Основы техники двигательного действия 14
Техника физических упражнений 15
Основные биомеханические характеристики 16
Критерии оценки эффективности техники 18
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

refer_xr_fizo.docx

— 43.44 Кб (Скачать)

Уровню «С» присуще  еще одно очень важное качество: способность к модификации движений, т.е. поиск ребенком новых путей  и возможностей в осуществлении  незнакомых действий. Это качество незаменимо в процессе обучения, в  процессе создания нового двигательного  навыка, нового умения.

Какие же самостоятельные  движения осуществляются на уровне «С»? Количество их настолько велико, что  перечислить невозможно. Н.А. Бернштейн  выделяет лишь основные группы этих движений:

  1. перемещение, передвижение всего тела в пространстве — ходьба, бег, лазание, ползание, плавание, ходьба по канату, на лыжах, на коньках, езда на велосипеде, гребля, прыжки вверх, в длину, в глубину;
  2. «нелокомоторные» передвижения всего тела в пространстве — различные упражнения на гимнастических снарядах, акробатика;
  3. движения — манипулирование с пространством — отдельных частей тела, чаще всего рук: прикосновения, указывающие жесты;
  4. перемещение вещей в пространстве — схватывание, ловля движущегося предмета, перекладывание его, перенос, наматывание, подъем тяжести и т.д.;
  5. все баллистические движения — метание, игра в теннис и городки;
  6. движения прицеливания — установочно-выжидательные движения вратаря в футболе и хоккее;
  7. подражательные и копирующие движения — срисовывание, изображение предмета или действия жестами, т.е. изобразительная пантомима.

Уровень «С» играет важную роль в спортивных, акробатических видах движений. В нем мало трудовых движений, которые требуют осмысления действий. Трудовые действия совершаются  на более высоких уровнях «Д»  и «Е». Таким образом, уровень  «С» — это связующее звено  между действиями, движениями и тем  пространством, в котором живет  и действует ребенок.

Уровень четвертый — «Д»: регулирует действия, которые присущи исключительно человеку. Эти действия обеспечиваются областью больших полушарий головного мозга.

Сложность уровня «Д» настолько  велика, а знания о нем настолько  малы, что до настоящего времени  выяснить все функции этого уровня не представляется возможным. В выполнении движений уровня «Д» главное —  смысловая сторона действия с  предметом. (Переносит этот навык и на левую руку). Органы чувств (зрение, осязание и т.п.) получают и передают в мозг все сведения о предмете и помогают определить, что именно и в какой последовательности можно и нужно делать с этим предметом. Важно, что уровнем «Д» оценивается не его размер, вес, цвет, а его топология — схема, объясняющая качественные соотношения отдельных частей предмета.


Принцип топологичности относится  не только к самим предметам, но и  к действиям, совершаемым на уровне «Д». Их осуществление происходит по единой схеме (снять, завязать и т.д., хотя выполнение этих действий предполагает множество способов). Здесь важна  не только очередность каждого из элементов действия, но и определенное время, затрачиваемое на отдельную  операцию. Получающийся таким образом  цепной процесс и обеспечивает смысловое действие, например: надеть и застегнуть пальто, смазать лыжи мазью и т.п.

Именно уровень «Д»  обеспечивает не просто перемещение  предмета, а смысловое использование  его с целью изменить окружающую действительность, максимально приблизить ее к той модели «желаемого будущего», которую ребенок создает мысленно перед началом каждого действия. Отличительное качество всех действий этого уровня — их высокий автоматизм, т.е. они выполняются без активного контроля сознания, что, конечно, возможно лишь после многократных упражнений и тренировок.

Другая важная особенность  этого уровня связана с различием  в действиях правой и левой  рук. На всех уже перечисленных ранее  уровнях эта разница была практически  незаметной. И во время ходьбы и  при захватах любого предмета обе  руки действуют одинаково, и левая рука легко заменяет правую. И только на уровне смысловых действий («Д») эта разница становится решающей: письмо пишется правой рукой, ложка тянется в рот правой рукой. Переучиться на работу левой рукой возможно, но очень и очень не просто и уж заведомо не быстро (у человека-левши — наоборот).

Теперь перечислим основные группы действий, определяемые столь  высоким уровнем:

  • первая группа объединяет движения с малым количеством автоматических действий: ощупывание, сравнивание и выбирание предмета, любые смысловые действия ребенка;
  • вторая группа содержит действия, значительно подкрепленные уровнем «С», смысловые действия, протекающие в пространстве; действия с участием уровня «В»; упражнения в ловкости рук;
  • третья группа объединяет действия всех предыдущих групп, прежде всего это письмо и речь — движение губ и языка.

Наконец преобладание уровня «Д» проявляется при движении рук во время массажа и самомассажа. Таким образом, нет таких осмысленных  действий, которыми бы не руководил  уровень «Д».

Уровень пятый — «Е», находящийся еще выше предыдущего, создает мотив для двигательного акта и осуществляет его основную смысловую коррекцию. Он окончательно приводит результат движения в соответствие с намерением, с той самой моделью, которую ребенок создал мысленно перед началом своего действия. Этот уровень помимо речи и письма руководит богатейшим арсеналом хореографических, импровизационных и других смысловых действий, изучение и описание которых еще до конца не раскрыто, но представляет собой увлекательнейшую область исследования. Понимание многоуровневой системы регуляции движений позволяет не только формировать, но и корректировать двигательные навыки, выявлять нарушения и заболевания мозга, что ведет к решению важнейшей задачи оздоровления ребенка.Однако управление движениями редко представлено каким-то одним уровнем. Чаще всего в двигательном действии участвуют 3—4 уровня.В конечном итоге теория уровней построения движений может быть представлена следующим образом:

  • уровень «А» — самый низкий и филогенетически очень важный;
  • «В» — уровень синергии (лишних движений). В нем перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Он участвует в организации движений более высокого уровня: мимика, потягивание, ритмика и т.д.;
  • «С» — уровень пространственного поля. Он отвечает за переместительные движения: ходьбу, бег, лазание и т.д.;
  • «Д» — уровень предметных действий. Это церебрально-корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами; являясь монопольным человеческим уровнем, он отражает не столько движения, сколько действия;

• «Е» — уровень интеллектуальных двигательных действий.

Основы техники  двигательного действия

 

Н. А. Бернштейн в работе «О ловкости и ее развитии», анализируя социально-биологические основы формирования двигательных действий, пишет, что «...каждый значимый акт представляет собой  решение (или попытку решения) определенной задачи действия». Он утверждает, что  организм не просто реагирует на ситуацию, а сталкивается с ситуацией динамически  переменчивой, ставящей его перед  необходимостью вероятного провоза, а  затем выбора, т.е. «...реакцией организма  и его верховных Управляющих  систем на ситуацию является не действие, а принятие решения о действии». Говоря о принятии решения в Условиях дефицита времени, физиолог указывает  на возможность Формирования срочных  тактических решений на низовых  уровнях Управления без «согласования» с верхними центрами. В этой связи объясняет значение подстройки нервно-мышечной периферии, вторая обеспечивает готовность к экспертному действию.

Таким образом, мы видим, насколько  велика роль нервной системы, а точнее деятельности ее высших отделов в  осуществлении ловкого движения, т.е. ловкость в действительной мере является именно психофизическим качеством, где деятельность и мышц, и мозга  значимы в равной степени. Поскольку  ловкость является психофизическим  качеством, то она должна обладать свойством  упражняемости. Н.А.Бернштейн отмечает: «...ловкость — не навык и не совокупность каких-нибудь навыков. Ловкость — это  качество или способность, которая  определяет отношение нашей нервной  системы к навыкам. От степени  двигательной ловкости зависит, насколько  быстро и успешно может соорудиться  у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть. И упражняемость, и ловкость, несомненно, представляют собой упражняемые качества, но как  та, так и другая сторона стоят  над всеми навыками, подчиняя их себе и определяя их существенные свойства».

 

Техника физических упражнений

 

Техника физических упражнений —  это способ выполнения движения, с  помощью которого решается двигательная задача*. Например, выполнять бег  можно с разной скоростью, разными  способами (на носках, с высоким подниманием  бедра, спиной вперед и т.д.). Выбор  способа передвижения влияет на результативность использования его в различных  жизненных ситуациях. 
Техника физических упражнений совершенствуется под воздействием систематических тренировок. Критерием оценки эффективности техники движения являются качественные и количественные результаты выполнения двигательной задачи. Совершенствованию техники движения способствует применение спортивного инвентаря, учет биомеханических закономерностей. 
В технике физических упражнений выделяют основу, определяющее звено и детали.

Основа техники — главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. Отсутствие отдельных элементов основ техники приводит к невозможности выполнения упражнения. 
Определяющее звено техники — наиболее важная и решающая часть данного движения (например: для прыжка в длину с места — это будет отталкивание двумя ногами).

Детали техники — второстепенные особенности упражнения, которые могут изменяться, не нарушая техники. Они зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей человека и условий, в которых упражнение выполняется. При анализе техники физических упражнений во внимание принимается ряд признаков, характеризующих рациональное выполнение движения. В методике физического воспитания важное место отводится кинематическим характеристикам двигательных действий. К ним относятся пространственные, пространственно-временные, временные и ритмические характеристики.

Основные  биомеханические характеристики

 

Характерная черта дошкольного  возраста — интенсивный рост ребенка. С этим связаны значительные перестройки  не только органов и систем, но и  техники основных движений, что отражается на развитии психофизических качеств. Это происходит вследствие того, что  вместе с увеличением длины тела и конечностей изменяются биомеханические  структуры ходьбы, бега, прыжков, метания, плавания, других движений. В первую очередь нарушаются координационные  механизмы (согласованность и соразмерность  движений, которые становятся неэкономичными), препятствующие проявлению и развитию выносливости. Постепенно вырабатывается новая координация, налаживается биомеханика  движений, в конечном счете, это улучшает технику выполнения упражнений, способствует положительным сдвигам в развитии психофизических качеств.

Необходимо отметить существенную зависимость общей выносливости от функциональных возможностей организма  детей, от подготовленности к мышечной работе различных органов и систем (особенно центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной и  мышечного аппарата), от степени  владения техникой движений, экономного их выполнения.

По мнению В. М. Зациорского, выносливость человека во многом определяется свойствами и деятельностью центральной  нервной системы. Работа по развитию выносливости у детей предполагает обязательный учет воспитателем особенностей высшей нервной деятельности каждого  ребенка. В этой связи отметим  исследование Л.Б.Ященко, в котором  на большом экспериментальном материале  показано влияние мышечных нагрузок на функциональное состояние центральной  нервной системы дошкольников с  разными типами высшей нервной деятельности. Была выявлена следующая закономерность: уравновешенные дети демонстрируют высокую работоспособность в длительной работе умеренной интенсивности, а дети возбудимые успешнее и охотнее, но им довольно трудно дается работа, требующая проявления выносливости.

У детей со слабой нервной  системой работоспособность снижена. Мышечная деятельность быстро утомляет их, поэтому особенно важно давать им посильную нагрузку умеренной  интенсивности, в противном случае это может повлечь за собой  перенапряжение организма.

Говоря об особенностях в  развитии выносливости старших дошкольников, следует отметить, что длительное выполнение физической нагрузки, даже небольшой и средней интенсивности, неизбежно приводит к постепенному нарастанию утомления. Ю.И.Данько и другие авторы характеризуют его как естественное физиологическое состояние организма, которое проявляется во временном снижении работоспособности. Как известно, показателем общей выносливости является продолжительность стандартной работы (например, мощностью 60% от максимальной) без снижения ее интенсивности. Эту работу можно разделить на две фазы: Iфаза — работа до появления чувства усталости, которое свидетельствует о наступлении утомления, но не всегда ему соответствует как по времени, так и по силе выражения; и IIфаза — работа на фоне усталости до тех пор, пока ребенок может за счет волевого дополнительного усилия поддерживать необходимую интенсивность

 

 

Критерии оценки эффективности  техники

 

Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель  может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.

Информация о работе Двигательные действия