Двигательные действия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:16, реферат

Описание работы

Отдельное двигательное действие (например, приседание) — основной элемент физического упражнения (процесса многократного выполнения двигательных действий, который может быть организован либо в виде многократного повторения какого-либо одного двигательного действия - прыжка, наклона и т. п., либо в форме разнообразной двигательной деятельности, включающей множество различных действий - подвижная игра, комплекс гимнастических движений и т. п.).

Содержание

Введение 3
Техника двигательного действия 5
Основы техники двигательного действия 14
Техника физических упражнений 15
Основные биомеханические характеристики 16
Критерии оценки эффективности техники 18
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

refer_xr_fizo.docx

— 43.44 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Техника двигательного  действия 5

Основы техники  двигательного действия 14

Техника физических упражнений 15

Основные  биомеханические характеристики 16

Критерии  оценки эффективности техники 18

Список используемой литературы 19

 

 

Введение

двигательный  действие уровень акт

Двигательные действия - это прижизненно приобретённые  формы двигательного поведения, специфичные для человеческой деятельности. Они отличаются от врождённых форм моторики - двигательных рефлексов  и инстинктов - тем, что причины  их происхождения и развития находятся  вне биологической организации  индивида, в сфере его взаимодействия с окружающей средой, опосредованного  различными видами и уровнями её внутренней, психологической репрезентации. Этим определяется двойственность природы двигательных действий человека: их функциональные свойства (не редуцированные, а рассматриваемые в полном своём объёме) преимущественно психологичны, в то время как их реализация обеспечивается работой анатомо-физиологических механизмов, имеющих свою, непсихологическую специфику. Двигательное действие, таким образом, - одна из высших форм психофизического единства, неисчерпаемого в своих конкретных проявлениях.

Отдельное двигательное действие (например, приседание) — основной элемент  физического упражнения (процесса многократного выполнения двигательных действий, который может быть организован либо в виде многократного повторения какого-либо одного двигательного действия - прыжка, наклона и т. п., либо в форме разнообразной двигательной деятельности, включающей множество различных действий - подвижная игра, комплекс гимнастических движений и т. п.).

В качестве физических упражнений используются различные по сложности, двигательному составу и структуре  движения и двигательные действия:

  • простые движения и их сочетания (аналитические). Составляют основу упражнений, избирательно направленных на воспитание различных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), на обучение сложным двигательным действиям, а также воздействующих на организм в целях развития, поддержания и восстановления его функций. В качестве физических упражнений широко используются также целостные естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и т. д.)
  • другие действия, имеющие прикладное значение для жизни, спорта и военной подготовки.

Двигательная деятельность может быть направлена на:

  • защиту организма
  • поиски пищи
  • (у человека) - двигательные акты, связанные с бытовой, трудовой, спортивной деятельностью и пр.)

 

 

 

Техника двигательного  действия

 

Двигательные умения и  двигательный навык являются последовательными  ситуациями на пути формирования двигательного  действия. В результате неоднократного повторения двигательное умение автоматизируется и превращается в двигательный навык.

Двигательный навык —  одна из форм двигательных действий ребенка. На основе знаний и опыта он приобретает умение выполнять то или иное двигательное действие, научается практическим способам и приемам его применения. При неоднократных повторениях умение переходит в навык. Двигательный навык представляет собой такие формы двигательных действий ребенка, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в результате обучения или жизненной практики. Таким образом, двигательный навык — автоматизированная форма приобретенного двигательного действия. Автоматизированное действие — «осознанно по слову» (А. И. Пуни), т.е. ребенок должен объяснить последовательность выполняемого упражнения. Эту способность он приобретает при правильном методическом обучении в старшем дошкольном возрасте. Навык возникает на основе умения и вместе с тем сам является основой для возникновения новых умений.

Значительный вклад в  понимание формирования двигательных навыков в процессе обучения внесли теоретические исследования Н. А. Бернштейна. Он доказал: под воздействием двигательных действий организм делается сильнее, выносливее, ловчее, искуснее. Это свойство организма  назвали упражняемостью. Повторения двигательных упражнений нужны для того, чтобы раз за разом, каждый раз все удачнее, решать поставленную двигательную задачу и тем самым доискиваться наилучших способов ее решения. Повторные решения этой задачи нужны еще и потому, что в естественных условиях внешние обстоятельства не бывают в точности одинаковыми, так же как и сам ход решения двигательной задачи не повторяется дважды подряд одинаково. Всякое повторение движения, по мнению Н. А. Бернштейна, «есть повторение без повторения». Ребенку необходимо набраться опыта по разнообразно видоизмененной двигательной задаче, поставленной перед ним, и ее внешнему окружению, и, прежде всего, по всему разнообразию тех впечатлений, с помощью которых совершаются сенсорные коррекции данного движения. Это необходимо для того, чтобы приспособиться даже к незначительному и неожиданному изменению обстановки или самой двигательной задачи. В становлении двигательного навыка важнейшую роль играет нервная система. Для выработки двигательного навыка мозг нуждается в довольно долгом упражнении.

Из-за огромного избытка  степеней свободы движений ребенка  никакие двигательные импульсы к  мышцам, как бы точны они ни были, не могут сами по себе обеспечить правильного  движения согласно его желанию. Изменение  условий выполнения движения возможно только при включении механизма  сенсорной коррекции. Чтобы испытать все ощущения, которые лягут в  основу изучаемого движения, и подготовить  основу для сенсорной коррекции, необходимо неоднократное повторение двигательного действия.

Построение навыка — это  смысловое цепное действие, в котором  нельзя пропускать ни одного звена. Формирование двигательного навыка находится под контролем нервной системы и представлены в ней многоуровневой системой управления двигательным действием. Любой двигательный акт может быть построен только благодаря строгой иерархии уровней мозга. Всего насчитывается пять уровней: «А», «В», «С», «Д», «Е». Каждый из уровней имеет собственную обслуживающую бригаду органов чувств (эфферентов).

Уровень первый — «А»: «Вы  в тонусе». Уровень «А» — самый первый и самый нижний. Деятельность каждого уровня связана с определенными отделами нервной системы. Для уровня «А» — это часть спинного мозга, самые нижние отделы мозжечка и все располагающиеся там нервные центры — ядра. Уровень «А» регулирует мышечный тонус (готовность мышц и нервов, снабжающих их, принять и эффективно исполнить команду-импульс из центра), что важно для формирования поддержания тела. На этом уровне осуществляются непроизвольные действия дрожательных движений — дрожь от холода или при повышении температуры; нервная дрожь от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука, луча света и т.д.

Уровень «А» руководит  построением и некоторых произвольных действий: вибрационно-ритмические  действия (например, обмахивание веером); принятие и удержание определенной позы, в том числе осанки ребенка. При красивой осанке — голова приподнята, корпус выпрямлен, движения свободны. Регулировка пластического мышечного  тонуса, осуществляемая уровнем «А», во многом зависит от шейно-тонического  рефлекса (положения головы и шеи).

Уровень второй — «В»: движения-штамп. Это уровень содружественных движений и стандартных штампов. Он очень важен, так как руководит «локомоторным» механизмом, оснащенным четырьмя конечностями-движителями. Анатомически уровень «В» обеспечивается самыми крупными подкорковыми ядрами. Этот уровень перерабатывает и посылает в мозг информацию о величине суставных углов, о скорости перемещения в суставах, о силе и направлении давления на мышцы и глубокие ткани конечностей и туловища.

Уровень «В» обеспечивает точность воспроизведения движения. Ритмичное, качательное движение, например движение руки при ходьбе, точно  повторяет предыдущее, в результате как бы штампуются одинаковые действия. Поэтому уровень «В» называется уровнем штампов, настолько точны  повторяемые на этом уровне движения.

Уровень «В» определяет три  важнейших качества, необходимых  для построения движений:

  1. вовлечение в работу десятков мышц, осуществляющих движение;
  2. способность стройно и налажено вести движение во времени;
  3. вытекающее из предыдущего — способность к чеканной повторяемости движений не только по времени, но и по рисунку действия.

Человеку необходимо «штамповать» движения, иначе все огромное богатство  мышечных действий пришло бы в хаотическое, неуправляемое состояние. Движения-штампы необходимы еще и потому, что они  осуществляются без участия сознания, тем самым освобождая мозговые системы  для разнообразной деятельности.

Уровень «В» самостоятельно руководит немногими действиями, не связанными с окружающим пространством. Он получает в основном сведения о  действиях своего собственного тела: это непроизвольное движение потягивания  после сна, двигательные проявления эмоций, в том числе гримасы  на лице (по выражению лица, некоторым  движениям корпуса, рук, плеч можно  определить эмоциональное состояние  ребенка), наклоны, изгибы тела, разнообразные  ритмические движения, в том числе  и некоторые танцевальные.

Поскольку уровень «В»  не связан с вестибулярной системой (с органами равновесия, мозжечком) и имеет слабые связи со зрением  и обонянием, он с готовностью  берет на себя всю внутреннюю, «черновую» проработку сложного движения, осуществляемую в глубинах человеческого организма. Он как бы ведет внутреннюю координационную подготовку ходьбы, бега, оформляя все действия этого множества содружественных движений: готовит рисунок ходьбы, основу движения рук и ног, без которой передвижение по любой плоскости — гладкой или неровной — будет невозможным. Но делается это в отвлеченном виде, вне конкретной обстановки, хотя наша ходьба и совершается куда-то, по какой-то поверхности, мимо каких-то препятствий, по неровностям, ступенькам, поворотам и т.д. И, тем не менее, эти обстоятельства недоступны уровню «В». Их учитывает при ходьбе и преодолевает следующий уровень — уровень «С».

Уровень третий — «С»: человек  и пространство. Этот уровень Н.А.Бернштейн называл уровнем пространственного поля и считал одним из самых ответственных в построении движений. В отличие от предыдущих уровней уровень «С» имеет ряд важнейших отличительных черт.

Во-первых, он связан с внешним  миром. Теснейшие взаимоотношения  с ним — важнейшее качество уровня «С».

Во-вторых, на уровень «С»  уже работают и телерецепторы, и в первую очередь зрение, которое безгранично расширяет и увеличивает объем и качество поступающей в организм информации.

Третьей особенностью пространственного  поля является его несдвигаемость. Благодаря качественно переработанной информации, в которой отражается прошлый опыт (а малыш его приобретает  уже в колыбели), ребенок воспринимает неподвижность окружающего мира. Движения, совершаемые под руководством уровня «С», не содержат элементов повторяемости  или чередования.

Еще одним важнейшим свойством  пространственного поля является его  метричность и геометричность. Тщательная оценка расстояний, размеров и форм предметов определяет важнейшее  качество таких действий ребенка, как  меткость, точность, без чего неточные его действия не достигли бы цели.

Благодаря этим качествам  уровень «С» руководит особо  важными движениями человеческого  тела. Эти движения всегда «ведут откуда-то, куда-то и зачем-то». Они «несут, давят, тянут, берут, рвут, перебрасывают. Они  имеют начало и конец, приступ  и достижение, замах и бросок», т.е. движения этого уровня имеют  переместительный характер и обязательно  приспосабливаются к пространству, в котором они протекают. Это  качество — одно из важнейших для  движений этого уровня, который поэтому  и называется «пространственным».

Н.А. Бернштейн отмечает, что предыдущий уровень «В» конструирует ходьбу — сложнейший двигательный акт, в котором принимают участие  десятки мышц и сочленений. Но эта  ходьба остается отвлеченным, как бы «выставочным», макетом, с которым  можно познакомиться и даже полюбоваться им. Но целесообразным действием ходьба станет только после того, когда в ее осуществление включится уровень «С». Тогда нога, шагающая по земле, «учтет» и приспособится ко всем неровностям и сложностям дороги, определится оптимальная длина шага и частота движений, которые будут наиболее экономичны для пешехода. Если это будет ходьба по лестнице, то стопа будет наступать на край или середину ступеньки, а длина шага приспособится точно к расстоянию между двумя ступеньками. Если ступеньки окажутся неровными, выщербленными, то нога «постарается» обойти эти неровности или приспособиться к ним с наименьшим ущербом для шагающего человека.

Для уровня «С» характерна возможность варьировать действия без ущерба для точности движения. При этом обязательно достигается  конечный результат. Для этого уровня характерна также вариативность  и взаимозаменяемость двигательных компонентов, а также переключаемость  движения с одного органа на другой

Информация о работе Двигательные действия