Двигательная активность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:55, реферат

Описание работы

Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека.
Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия?
Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности - занятия физической культурой и спортом.

Содержание

І.Введение
1.Двигательная активность
2.Влияние оздоровительной физической культуры на организм
3.Методика проведения подвижных игр
4.Заключение
5.Литература

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 34.91 Кб (Скачать)

Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической тренировки для больных ИКС, так  как по мере роста тренированности  и снижения потребности миокарда в кислороде повышается уровень  пороговой нагрузки, которую испытуемый может выполнить без угрозы ишемии миокарда и приступа стенокардии. Наиболее выражено повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при напряженной  мышечной деятельности: увеличение максимальной частоты сердечных сокращений, систолического и минутного объема крови, артериовенозной  разницы по кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления (ОППС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его производительность. Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75% ДМПК. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их (100% ДМПК и более, или 3 Вт/кг и более). Адаптация периферического звена кровообращения сводится к увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100 раз), артериовенозной разницы по кислороду, плотности капиллярного русла в работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышению активности окислительных ферментов. Защитную роль в профилактике сердечнососудистых заболеваний играет также повышение фибринолитической активности крови при оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз) и снижение тонуса симпатической нервной системы. В результате снижается реакция на нейрогормоны в условиях эмоционального напряжения, т.е. повышается устойчивость организма к стрессорным воздействиям. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечнососудистых заболеваний. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска НЕС - содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела. Б.А. Пирогова (1985) в своих наблюдениях показала: по мере роста УФС содержание холестерина в крови снизилось с 280 до 210 мг, а триглицеридов со 168 до 150 мг%.

В любом  возрасте с помощью тренировки можно  повысить аэробные возможности и  уровень выносливости - показатели биологического возраста организма  и его жизнеспособности. Например, у хорошо тренированных бегунов  среднего возраста максимально возможная  ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Такие  физические упражнения, как ходьба, бег (по 3 ч. в неделю), уже через 10-12 недель приводят к увеличению МПК  на 10-15%. Таким образом, оздоровительный  эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с  повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении  факторов риска сердечнососудистых заболеваний: снижением веса тела и  жировой массы, содержания холестерина  и триглицеридов в крови, уменьшением  ЛИП и увеличением ЛВП, снижением  артериального давления и частоты  сердечных сокращений. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет  в значительной степени затормозить  развитие возрастных инволюционных  изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений  различных органов и систем (включая  задержку и обратное развитие атеросклероза). В этом отношении не является исключением  и костно-мышечная система. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная  двигательная активность. Последние  годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная  двигательная активность, обусловливающая  появление гипокинезии, которая  может вызвать ряд серьёзных  изменений в организме школьника.

Исследования  гигиенистов свидетельствуют, что  до 82-85% дневного времени большинство  учащихся находится в статическом  положении (сидя). Даже у младших  школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу  падает почти на 50%, снижаясь от младших  классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9-10 классе меньше, чем в 6-7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Школьникам  не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую  позу, сидя за партой или учебным  столом.

Мало  подвижное положение за партой или  рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание  становится менее глубоким обмен  веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что  ведёт к снижению работоспособности  всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется  память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляется  так же сопротивляемости молодого организма  «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию слабого, не тренированного сердца и  связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечнососудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

У малоподвижных  детей очень слабые мышцы. Они  не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них  развивается плохая осанка, образуется сутулость.

При систематических  занятиях физической культурой и  спортом происходит непрерывное  совершенствование органов и  систем организме человека. В этом главным образом и заключается  положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей  работоспособностью.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное  развитие всех отделов центральной  нервной системы. При этом важно, что физ. Нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы  поступают сигналы от органов  чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физические  упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы  как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая  умственная деятельность невозможна без  движения.

Достаточная двигательная активность является необходимым  условием гармонического развития личности.

Физические  упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию  и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и  развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается  частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные  сосуды. Постоянная тренировка системы  кровообращения ведёт к её функциональному  совершенствованию. Кроме того, во время  работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии  не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы  крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровотворение.

Физические  упражнения вызывают повышенную потребность  организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, улучшается подвижность грудной  клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления  в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных  заболеваний.

Лёгкие  при систематических занятиях физическими  упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое  значение для вентиляции лёгких.

Занятие физическими упражнениями также  вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому  становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

3. Методика проведения  подвижных игр

Подвижные игры следует добирать такие, что  воспитывают у учеников высокие  морально волевые качества и, укрепляют  здоровья, оказывают содействие правильному  физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных привычек и умений. Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, допускать грубость. Таким образом, подвижные игры сыграют большую  роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая есть непременным  условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит  от того, как дети усвоили ее правила, которое есть из проявлений сознательной дисциплины).

В процессе игр у детей формируются понятие  о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит польза только тогда, если учитель хорошо осведомлен с педагогическими задачами (воспитательным, оздоровительным и  образовательными), которые решаются во время игры, с анатомо-физическими  и психологическими особенностями  учеников, с методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий. Большинство подвижных игр имеет  широкий вековой диапазон: они  доступные детям разных вековых  групп. Наибольшая близость той или  другой игры определенному веку предопределяется степенью ее доступности.

Важное  условие успешности игровой деятельности - понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить  показом отдельных приемов и  действий. Обучение детей целесообразно  начинать из простых, некомандных игр, потом перейти к переходных и  завершить сложными - командными. К  более сложным играм следует  переходить своевременно, пока ученики  не утратили заинтересованности к изученных  раньше. Это поможет закрепить привычки и умения. Для решения определенных задач, поставленных перед игрой, необходимо провести подготовку.

Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой  она оказывает содействие, учитывая состав участников, их вековые особенности, развитие и физическую подготовленность.

При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила  постепенного перехода от легкого к  сложных. Для этого, чтобы определить степень сложности той или  другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бежал, прыжки, метание и т.п.). Игры, которые состоят из меньшего количества элементов и в которых нет  распределения на команды, считаются  более легкими.

Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием  у колоны и шеренги, а также  те, в которых игроки принимают  участие поочередно. В большом  зале или на площадке - игры большой  подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких  мячей, с элементами спортивных игр  и т.п. При отборе игры следует  помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый  инвентарь, они теряют интерес к  игре, которая приводит к нарушению  дисциплины.

Информация о работе Двигательная активность