Адаптивное физическое воспитание – содержание, цель, задачи и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 06:02, реферат

Описание работы

Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования.

Содержание

Введение.
1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
2. Смысл терминов «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
3. Структура реабилитации инвалидов. Направления реабилитации, существующие в настоящее время.
4. Цель адаптивной физической культуры.
5.Приоритетные задачи адаптивной физической культуры. Их взаимосвязь с традиционными задачами физической культуры.
6. Роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Адаптивное воспитание.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Адаптивное  физическое воспитание – содержание, цель, задачи и особенности. 

План.

Введение.

1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура» 

2. Смысл терминов «реабилитация», «социальная интеграция»,  «образ жизни»

3. Структура реабилитации инвалидов. Направления реабилитации, существующие в настоящее время.

4. Цель адаптивной физической культуры.

5.Приоритетные задачи адаптивной физической культуры. Их взаимосвязь с традиционными задачами физической культуры.

6. Роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

Заключение. 

Введение.

Рост  инвалидности населения в большинстве  стран мира, что связано с усложнением  производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования. Так, в соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам Госкомвуза России от 13.06.96 была открыта и внесена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новая специальность N 022500 - "Физическая  культура  для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная  физическая  культура )" (приказ № 1309 от 24.07.96).  

Решению данного вопроса предшествовало открытие в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта новой специализации - "Физическая  культура  для инвалидов" (1993) и новой кафедры - "Теория и методика  адаптивной  физической культуры" (1995).  

Все это  требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - " адаптивная  физическая  культура ".  

1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура» 

Перечисленные понятия являются широкими, собирательными и многогранными и имеют большое количество различных определений, трактовок. Начнём с понятия «культура».

Термин  «культура», который появился в период возникновения человеческого общества и был связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «развитие», «почитание». М.В. Выдрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории физической культуры определения культуры:

- культура  – это мера и способ развития  человека;

- культура  – это качественная характеристика  деятельности человека и общества;

- культура  – это процесс и результат хранения, освоения, развития

и распространения  материальных и духовных ценностей.

Каждое  из перечисленных определений может  быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура».

Культура  неразрывно связана с деятельностью  и потребностями.

Деятельность  – это различные виды и способы  процесса освоения

мира, его  преобразования, изменения для удовлетворения потребностей

человека  и общества.

Потребность – это нужда в чем-либо, жизненная  или бытовая необходимость, важнейшие  источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей. В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали такие виды деятельности, которые специально направлены на совершенствование самого себя, на преобразование собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.

Сферу физической культуры характеризует  ряд присущих только ей признаков, которые принято объединять в 3 группы:

активная двигательная деятельность человека. Причем, не любая, а только организованная таким образом, чтобы формировались жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось совершенствование природных свойств организма, повышалась физическая работоспособность, укреплялось здоровье. Основным средством решения этих задач являются физические упражнения.

положительные изменения в физическом состоянии человека - повышение его работоспособности, уровня развития морфофункциональных свойств организма, количества и качества освоенных жизненно важных умений и навыков выполнения упражнений. улучшения показателей здоровья. Результатом полноценного использования физической культуры является достижение людьми физического совершенства.

комплекс материальных и духовных ценностей, созданных в обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенствовании физических возможностей человека. К таким ценностям следует отнести различные виды гимнастики, спортивные игры, комплексы

упражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, материально-технические  условия и др.

Таким образом, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид культуры человека и общества. Это деятельность и социально значимые результаты по созданию физической готовности людей к жизни; это, с одной стороны,

специфический прогресс, а с другой, - результат  человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенства

(В.М.Выдрин, 1999).

Для примера  можно привести еще несколько  определений данного понятия: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей (Б.А. Ашмарин, 1999).

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА – часть общей культуры общества.

Отражает  способы физкультурной деятельности, результаты, условия,

необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности. (В.И. Ильинич, 2001)

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА – это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная, систематическая деятельная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма (В.П.Лукьяненко, 2003).

Итак, физическую культуру следует рассматривать  как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение.

Физическая   культура  -  органическая   часть  общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем, это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического и духовного совершенствования личности.

 В  своей основе физическая культура  имеет целесообразную двигательную  деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Однако  в отличие от  физической культуры объект познания и преобразования в  адаптивной  физической культуре - не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды,  та категория населения, которая утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие ампутацию конечностей, удаление пораженного органа и др.).  Все   это   требует   значительной ,  а   иногда   принципиальной   трансформации  (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - "адаптивная физическая культура".

Таким образом, адаптивная   физическая   культура  (АФК) –  это   вид  общей  физической   культуры  для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это деятельность  и её социально и её социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно–средовых и гигиенических факторов. 

2. Смысл  терминов «реабилитация», «социальная  интеграция»,  «образ жизни»

Термин  реабилитация происходит  от лат. rehabilitate – восстановление способности.

В Энциклопедическом  словаре медицинских терминов(1984) она определяется как «комплекс  медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов».

В настоящее  время в качестве цели реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, рассматривается социальная интеграция, которая понимается  во-первых, в статическом плане как некоторое  состояние  достигнутого  и  зафиксированного положения  инвалида  в обществе  и, во-вторых, применительно к отдельно взятому инвалиду (т.е. только в индивидуальной плоскости).

  Социальная   интеграция  представляет собой двусторонний процесс взаимного сближения, встречного движения двух  социальных  субъектов, в нашем случае – лиц   с   отклонениями   в   состоянии   здоровья   и   инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развивающихся людей,  и  самих этих людей, которые должны создать благоприятные условия для такого включения. Поэтому  в   качестве   цели   социальной   реабилитации  предлагается использовать понятие “образ жизни”. Будучи одним из ключевых понятий социологии, оно обозначает реально существующие, устоявшиеся  и  типичные для конкретных общественно-исторических условий формы индивидуальной  и  групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения  и  практики.

Таким образом,  цель   реабилитации   инвалидов  состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей.  
 

3. Структура  реабилитации инвалидов. Направления  реабилитации, существующие в настоящее  время. 

Рассмотрение реабилитации в качестве специфического направления социальной политики, предстаставляет её не как одномерное, а как многомерное явление.

Во-первых, четко обнаруживается ее видовое (морфологическое) измерение: поскольку социальная политика как таковая охватывает все основные сферы жизнедеятельности людей, а именно сферы труда, быта и культуры, поскольку и реабилитация инвалидов как явление социальной политики тоже должна охватывать данные три сферы жизнедеятельности лиц с нарушением в развитии. Тем самым определяются три объективно необходимых содержательных направления реабилитации инвалидов:

Информация о работе Адаптивное физическое воспитание – содержание, цель, задачи и особенности