Адаптивная физическая культура

Дата добавления: 24 Ноября 2011 в 23:00
Автор: p**********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (85.73 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Адаптивная физическая культура. 29.03.11.doc

  —  253.00 Кб

       В социокультурном измерении именно адаптивный спорт, с обязательным участием инвалидов в учебно-тренировочном процессе и системе различных (включая международные) соревнований, создает наиболее подходящие условия именно для культурного бытия их телесности, важнейшим атрибутом которого является общение, участие в диалоге двух «Я».

       Основная  задача адаптивного спорта заключается  в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

       Адаптивная  двигательная рекреация. Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

       Наибольший  эффект от адаптивной двигательной рекреации, основная идея которой заключается  в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

       Основная  задача адаптивной физической рекреации  состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

       Адаптивная  физическая реабилитация. Содержание адаптивной физической реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.

       Основная  задача адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).

       Таким образом, кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению значимых результатов в жизни [13, 26].

       Одним из важнейших теоретических вопросов является определение функций адаптивной физической культуры (АФК). Их конкретизация позволит уточнить поле профессиональной деятельности специалиста-педагога в данной сфере, ее роль в жизни общества, определить возможные пути консолидации усилий ученых разных областей знаний.

       Представляется  логичным разделение функций АФК на две группы.

       Первая  представляет собой совокупность педагогических функций, которые характеризуют  процесс применения физических упражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в разных видах адаптивной физической культуры - адаптивном физическом воспитании, адаптивной двигательной рекреации, адаптивном спорте, физической реабилитации. Методологической основой их являются философско-медицинские категории целостности организма и взаимосвязи структуры и функции.

       Вторая  группа включает в себя функции, являющиеся сопутствующими, соподчиненными основным педагогическим. Их формирование обусловлено не только воздействием физических упражнений на организм и личность человека, но и влиянием объективно существующих других социальных явлений и процессов окружающей жизни, другими социальными институтами, которые образуют устойчивые функциональные связи. Эти связи формируют социальные функции АФК, представляющие собой самоценность для общества в целом и каждого человека, имеющего стойкие дефекты и ограниченные функциональные возможности. Эти функции также характерны для всех іидов адаптивной физической культуры.

       Понятие функция означает деятельность, обязанность, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений [1].

       АФК является особым видом как общей, так и физической культуры, поэтому  ей свойственны функции этих родовых  по отношению к ней явлений [17].

       Наиболее  удачно функции культуры раскрыты в  исследовании М.С. Кагана. На основе анализа этой проблемы в мировой литературе автор утверждает, что в культуре существуют лишь две основополагающие функции: внешняя и внутренняя. Внешняя направлена на обеспечение общества всем необходимым для успешного противоборства с природой, для его прогрессивного развития. Внутренняя - на обеспечение собственной мобильности, динамичности, продуктивности, эффективности всех своих механизмов, постоянного повышения коэффициента их полезного действия, т.е. безостановочного самосовершенствования. «Третьей функции, - утверждает автор, - нет и не может быть. Однако каждая из них представляет собой некий ансамбль частных функций».

       Именно  частные функции явились предметом  дискуссий в теории физической культуры, где они рассматриваются либо чрезмерно широко, либо отождествляются  с функциями физического воспитания, либо рассматриваются совместно с функциями спорта без различий между данными социальными явлениями.

       Правомерность таких подходов обусловлена тем, что все виды физической культуры, ориентированные на здорового человека, имеют свои конкретные цели, задачи, направления, формы и, следовательно, свои функции; при этом они имеют и общие функции, свойственные всем видам физической культуры [12].

       Нет однозначных суждений и о количестве функций.

       Так, Л.П. Матвеев [19] выделяет две группы функций физической культуры - группу общекультурных и группу специфических. К функциям первой группы он относит эстетическую, нормативную, информационную; к функциям второй - образовательную, прикладную, спортивную, рекреативную и оздоровительно-реабилитационную.

       В.М. Выдрин [7] в физической культуре выделяет три группы функций: группу общекультурных функций (образовательную, воспитательную и др.), группу специфических (физическую подготовку к жизни и труду, укрепление здоровья, развитие физических способностей, двигательных навыков и др.) и группу внутренних (функции компонентов физической культуры: физического воспитания, спорта, рекреации и реабилитации).

       И.И. Сулейманов выделяет четыре группы функций  физической культуры и спорта: материально-производственных, социальных, политических и духовных. В первую он включает функции производства и воспроизводства человеческой жизни (оздоровительную, рекреативную, лечебную) и профессионально-прикладную функцию. Во вторую - социализирующую, коммуникативную, интегративную, зрелищную, семейно-бытовую, воспитательную и образовательную. В третью группу - военно-прикладную, престижную, управленческую, функцию отвлечения и др. В четвертую - мировоззренческую, идеологическую, философскую, научную, нравственную, правовую, религиозную, творческую, ценностную, нормативную и др.

       Н.И. Пономарев только в сфере спорта выделяет ряд групп функций. Это группы творческих, коммуникативных, социальных, преобразовательно-созидательных, познавательных, ценностно-ориентационных, психологических, игровых функций. Внутри этих групп автор выделяет 37 функций спорта.

       Б.В. Евстафьев в функционировании физической культуры выделяет общее, особенное и единичное (специфическое). С этих позиций он подразделяет все функции на внутренние и внешние. К внутренним он относит совершенствование самой физической культуры, ее предметных и личностных ценностей; к внешним - обеспечение своими средствами и способами различных видов человеческой деятельности. Например, к внешним специфическим функциям автор относит функцию физического образования, профессионально-прикладной подготовки, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации.

       Рыжкин  Ю.Е. к функциям физической рекреации  относит следующие: оздоровительную, индивидуализирующую, творческую, гедонистическую, престижную, развлекательную, отвлечения, интеграции, прогностическую и зрелищную. Такая классификация не в полной мере соответствует логике суждений автора о необходимости деления функций физической рекреации на специфические, присущие только ей, и общекультурные, обусловленные многообразием связей с другими общественными явлениями, и, прежде всего, культурной. В предложенной классификации все функции объединены вместе, причем часть из них, прогностическая, зрелищная - не являются ведущими для физической рекреации. Индивидуализирующую функцию вряд ли; можно вообще назвать функцией. Индивидуализация - психопедагогический принцип, в соответствии с которым учитываются индивидуальные особенности занимающихся в сфере физического воспитания, спорта, в том числе и в физической рекреации [26].

       В структуре АФК все виды, ее составляющие (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация), находятся в неразрывной взаимосвязи, подвижны, дополняют друг друга и проявляются в единстве. Единство структурных элементов АФК определяется, прежде всего, применением физических упражнений как основного средства и метода достижения цели. Они выступают как системообразующий фактор и основная структурная единица АФК. Названное единство структурных элементов служит основанием, чтобы считать адаптивную физическую культуру целостной функциональной системой, где, исходя из философской категории взаимосвязи структуры и функции, каждому структурному элементу присуща конкретная функция. По аналогии с функциями физической культуры их может быть много. Чтобы верно ориентироваться в большом многообразии функций АФК, нужно четко различать ее специфические педагогические функции, свойственные только ей как особому явлению в жизни человека и личности, выделяя социальные функции как результат осуществления связей с теми или иными общественными явлениями и процессами.

       Таким образом, речь идет об использовании  физических упражнений в самых различных целях. Было бы ошибкой думать, что все положительные эффекты, влияющие на личность и межличностные отношения инвалидов, есть собственные функции АФК. Социализация инвалидов определяется комплексом социальных факторов; условиями, системой социальных отношений, участием других социальных институтов в этом процессе, хотя, несомненно, в социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья огромная роль принадлежит АФК [3].

       Все функции АФК реализуются через деятельность (движение -> двигательные действия (физические упражнения) - двигательная активность -> двигательная деятельность), в основе которой лежат деятельностные способности занимающихся, полученные ими от природы в соответствии с генетической программой, но ограниченные влиянием конкретной патологии.

       Сама  деятельность в сфере АФК столь  разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий  физическими упражнениями и вступает в различные социальные отношения, формирующие личность инвалида в соответствии с принципами и нормами человеческой морали. Таким образом, формируется большой блок социальных функций, под которыми подразумеваются различные проявления многогранной роли АФК в жизни каждого индивида и всего общества. К числу таких функциональных связей относятся: социализирующая, коммуникативная, гуманистическая, интегративная, ценностно-ориентационная, престижная, эмоционально-зрелищная, психорегулирующая, эстетическая и др., в которых аккумулируется множественность функциональных свойств АФК (рисунок 1.2 [13]).

Рисунок 1.2 -  Педагогические и социальные функции адаптивной двигательной рекреации 
 

1.2 Адаптивная физическая культура как научная дисциплина 

       Адаптивная  физическая культура представляет собой компонент системы научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармоничного развития людей, в том числе имеющих отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность [2].

       Включение адаптивной физической культуры в проблемное научное поле специальности, традиционной для физической культуры, безусловно, расширяет возможности проведения и оформления результатов своих научных исследований представителям адаптивной физической культуры [4].

Описание работы
Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [5]
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..….3

Глава 1 Адаптивная физическая культура, ее интеграция в систему научных знаний и учебных дисциплин……………………………………………………….5

1.1 Понятие об адаптивной физической культуре, ее цели и задачи, виды и функции………………………………………………………………………………5

1.2 Адаптивная физическая культура как научная дисциплина………………...12

1.3 Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина………………...14

Глава 2 Адаптивная физическая культура в формировании адаптированности организма, ее основные принципы и подходы к организации…………………..17

2.1 Особенности адаптации организма в результате применения адаптивной физической культуры………………………………………………………………17

2.2 Основные принципы адаптивной физической культуры…………………....23

2.3 Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре……………………………………………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………………….32

Список использованной литературы……………………………………………...34