Адаптивная физическая культура

Дата добавления: 24 Ноября 2011 в 23:00
Автор: p**********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (85.73 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Адаптивная физическая культура. 29.03.11.doc

  —  253.00 Кб

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ 

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. ТАНКА» 
 

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

«Теория и методика физического воспитания»

 «Адаптивная физическая культура» 
 
 
 
 
 
 

                Студента 3 курса 33 группы

                факультета  физического воспитания

                дневной формы получения образования

                Агафонов  К.А. 

               Научный руководитель: Винник В. А. 
               
               

 

Минск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………..….3

Глава 1 Адаптивная физическая культура, ее интеграция в систему научных знаний и учебных дисциплин……………………………………………………….5

1.1 Понятие об  адаптивной физической культуре, ее цели и задачи, виды и  функции………………………………………………………………………………5

1.2 Адаптивная  физическая культура как научная  дисциплина………………...12

1.3 Адаптивная  физическая культура как учебная  дисциплина………………...14

Глава 2 Адаптивная физическая культура в формировании адаптированности организма, ее основные принципы и подходы к организации…………………..17

2.1 Особенности  адаптации организма в результате  применения адаптивной физической  культуры………………………………………………………………17

2.2 Основные принципы  адаптивной физической культуры…………………....23

2.3 Требования  к личности специалиста по адаптивной физической культуре……………………………………………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………………….32

Список использованной литературы……………………………………………...34

 

ВВЕДЕНИЕ 

       Адаптивная  физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [5].

       Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма [7].

       Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления  — методологический фундамент адаптивной физической культуры [10].

       У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;  способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности [23].

       Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является разработка методологических основ адаптивной физической культуры, фундаментализация образования в этой области, конкретизация объекта, цели, задач, содержания, видов адаптивной физической культуры, ее функций и принципов.

       Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по физической культуре, медицине, коррекционной педагогике и большому количеству перечисленных ранее учебных и научных дисциплин, а в создании, по существу, нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и дисциплин. Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно; преодолеть так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции, определяемые методами исследования конкретных наук [9, 25].

       Цель  исследования: изучить сущность, значение и особенности применения адаптивной физической культуры в современном обществе.

       Задачи  исследования:

       1. Дать понятие об адаптивной физической культуре, раскрыть ее цели и задачи, виды и функции.

       2. Рассмотреть особенности интеграции адаптивной физической культуры в систему научных знаний и учебных дисциплин.

       3. Описать механизмы влияния адаптивной физической культуры на организм, раскрыть основные принципы ее применения и требования к личности специалиста. 

       Методы  исследования: анализ научной литературы.

       Структура и объем курсовой работы.

       Курсовая  работа имеет следующие разделы:

       - введение;

       - две главы: глава 1 “Адаптивная физическая культура, ее интеграция в систему научных знаний и учебных дисциплин”, глава 2 “Адаптивная физическая культура в формировании адаптированности организма, ее основные принципы и подходы к организации”;

       - заключение;

       - список 29 литературных источников.

       Объем курсовой работы составляет 35 листов формата А4, 14 шрифта Times New Roman.

 

        ГЛАВА 1 АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМУ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 

1.1 Понятие об адаптивной  физической культуре, ее цели и задачи, виды и функции 

       Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем  определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма инвалида [13].

       Адаптивная  физическая культура представляет собой  емкий и широкий социальный феномен, основной целью которого является социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур [11].

       Цель  адаптивной физической культуры как  вида физической культуры может быть определена так: максимально возможное  развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта [26].

       Культурное бытие телесности, в том числе и инвалида, состоит не только в его использовании для достижения некоторой внешней цели (участия в том или ином виде деятельности), но и в наполнении ее внутренним содержанием, в осмыслении телесности как внешней формы внутреннего содержания, что создает предпосылки для формирования физической культуры личности, ее максимального самораскрытия и самореализации. Такой подход к адаптивной физической культуре на основе ее индивидуально-личностного осуществления, формирования потребности и способности личности гармонизировать имеющиеся у нее в наличии телесно-двигательные и духовные возможности снимает проблему физического совершенства как некоторого абсолютного идеала и позволяет говорить и о коммуникативном смысле телесности инвалида, т.е. ее способности быть посредником в общении, диалоге субъектов [28].

       Цель  адаптивной физической культуры позволяет  сформулировать основную установку деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста и др.).

       Максимальное  развитие с помощью средств и  методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие возможности и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и даже превышающих их [15].

       Рассмотрим  кратко содержание основных видов адаптивной физической культуры и их наиболее общие задачи (рисунок 1.1 [13])

Рисунок 1.1 - Виды адаптивной физической культуры 

       Адаптивное  физическое воспитание (образование). Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

       Основная  задача адаптивного физического воспитания состоите формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

       В содержание адаптивного физического воспитания (образования) включено также содержание адаптивной базовой (школьной) и адаптивной профессионально-прикладной физической культуры.

       Адаптивный  спорт. Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.

       Адаптивный  спорт в настоящее время развивается  преимущественно в рамках крупнейших международных Паралимпий-кого и Специального Олимпийского движений.

Страницы:123456следующая →
Описание работы
Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [5]
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..….3

Глава 1 Адаптивная физическая культура, ее интеграция в систему научных знаний и учебных дисциплин……………………………………………………….5

1.1 Понятие об адаптивной физической культуре, ее цели и задачи, виды и функции………………………………………………………………………………5

1.2 Адаптивная физическая культура как научная дисциплина………………...12

1.3 Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина………………...14

Глава 2 Адаптивная физическая культура в формировании адаптированности организма, ее основные принципы и подходы к организации…………………..17

2.1 Особенности адаптации организма в результате применения адаптивной физической культуры………………………………………………………………17

2.2 Основные принципы адаптивной физической культуры…………………....23

2.3 Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре……………………………………………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………………….32

Список использованной литературы……………………………………………...34