Языки в России и в мире: государственные, официальные, титульные

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

По данным Международного института сравнительного языкового права, который исследовал законодательство 147 суверенных государств, конституционные положения, касающиеся языков, содержатся в законодательстве 110 из них, включая 18 из 22 федеральных государств. Принимая законодательные акты, государства так или иначе решают проблемы развития национальных языков, языкового суверенитета, языковых прав человека, проявлений неравенства между различными языками в едином географическом пространстве, регулируют отношения между группами языкового большинства и меньшинства.

Содержание

1 Теоретический вопрос
2 Дискурсный анализ
3 Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

К.Р. по социолингвистике - 2010.docx

— 31.94 Кб (Скачать)

     2 Дискурсный анализ текста

     Проблема  четвертого измерения

     Человек может обманывать себя, может думать, что его знания растут, углубляются, что он знает и понимает больше, нежели знал и понимал прежде; однако иногда он становится искренним с самим собой и видит, что по отношению к основным проблемам существования он так же беспомощен, как дикарь или ребенок, хотя и изобрел множество умных машин и инструментов, усложнивших его жизнь, но не сделавших ее понятнее. Поэтому необходимы более тонкие методы познания окружающего мира, более действенные средства.

     Один  из путей, по которому можно прийти к расширению нашего понятия о  мире, указывает идея четвертого измерения, идея многомерного пространства. Сама эта идея возникла, вероятно, в тесной связи с математикой, родившись из предположения, что кроме трех известных нам измерений пространства: длины, ширины и высоты, - может существовать еще четвертое измерение, недоступное нашему восприятию. Геометрически это значит следующее. Можно представить себе три взаимно перпендикулярные друг другу линии. Этими тремя линиями мы измеряем наше пространство, которое поэтому называется трехмерным. Если существует "область четвертого измерения", лежащая вне нашего пространства, значит, кроме трех известных нам перпендикуляров, определяющих длину, ширину и высоту предметов, должен существовать четвертый перпендикуляр, определяющий какое-то непостижимое нам, новое протяжение. Пространство, измеряемое четырьмя этими перпендикулярами, и будет четырехмерным. Но геометрически доказать существование подобного пространства мы можем лишь в том случае, если определим направление неизвестной линии, идущей из любой точки нашего пространства в область четвертого измерения, то есть найдем способ построения четвертого перпендикуляра. Но ни определить геометрически, ни представить себе этот четвертый перпендикуляр мы не можем, и четвертое измерение продолжает оставаться крайне загадочным.

     Попробуем подойти к этой проблеме, используя  метод аналогии.

     Вообразим двухмерный мир, мир плоских существ, имеющих всего два измерения: длину и ширину - и населяющих плоскую поверхность. Двигаться  эти существа могут только в двух направлениях, оставаясь на плоскости. Подняться над плоскостью или  отойти от нее они не в состоянии. Точно так же они не могут видеть или ощущать что-либо, лежащее  вне их плоскости. Если одно из подобных существ поднимется над плоскостью, оно совершенно покинет свой мир, скроется, исчезнет для своих собратьев  в неизвестном им направлении.

     Если  к плоскости, населенной подобными  существами, приложить куб, то он предстанет им в виде четырех линий, которые  ограничивают квадрат, соприкасающийся  с их плоскостью. Из всего куба для  них существует один этот квадрат. Всего  куба они даже не в состоянии себе представить. Куб не будет для  них существовать. Естественно, представления  о реальном мире у подобных существ  будут сильно искажены. Почему же они  не ощущают третьего измерения? Возможно, потому, что их собственная протяженность в нем очень невелика и, по сути дела, равна одному атому.

     Так не находимся ли и мы к чему-нибудь неизвестному в таком же отношении, как существо из воображенного нами двухмерного мира к третьему измерению? Может быть, мы не воспринимаем четвертого измерения потому, что наша протяженность в нем тоже очень мала? В таком случае вопрос об этой неизведанной области будет связан у нас с проблемой малых величин.

     Существует  и другая точка зрения, указывающая  путь к четвертому измерению. Она исходит из наблюдений в окружающем нас мире таких вещей и явлений, для которых измерения длины, ширины и высоты оказываются недостаточными или которые вообще ускользают от измерений, ибо есть вещи и явления, существование которых не вызывает сомнений, но которые невозможно выразить в терминах каких-либо измерений. Таковы, например, различные проявления жизненных и психических процессов; таковы все идеи, все образы и воспоминания, таковы сновидения. Рассматривая их как реально, объективно существующие, мы можем допустить, что они имеют какое-то еще измерение кроме тех, которые нам доступны, какую-то неизмеримую для нас протяженность.

     Таким образом, проблема четвертого измерения  по-прежнему продолжает волновать человечество, маня его теми широкими горизонтами  неизведанного, которое, при нахождении верного пути к этой загадочной области, обязательно откроется. Но может  быть, это неведомое заключено  в нас самих, в нас самих  лежит путь к нему, тот самый  таинственный четвертый перпендикуляр, и проблема исследования четвертого измерения в конечном итоге оказывается  проблемой исследования человека.

     (По  П. Успенскому) 

     Центральной проблемой, вокруг которой строится анализируемый нами текст, является проблема расширения нашего понятия о мире, путем отыскания «области четвертого измерения», лежащего вне нашего пространства.

     Перед нами текст публицистического стиля, в котором автор рассуждает на научную тему, ставя своей основной целью заставить читателя задуматься над вопросом поисков четвертого измерения.

     Ключевые  понятия текста: пространство, четвертый  перпендикуляр, четвертое измерение, и именно на них автор делает особый акцент, который помогает ему донести  их до сознания читателей.

     Примечательной  является вопросно-ответная форма повествования, благодаря которой автор, безусловно, добивается эффекта диалога с  читателем, наталкивает его на рассуждения, заставляет волноваться.  Также данное абрамление помогает и самому автору строить текст, логично переходя от вопроса к ответу, что, несомненно, является достоинством.

     В своем общении с читателями автор  открыто демонстрирует инициативу  рассказать о том, что продолжает волновать человечество, он делится  с публикой своим видением решения  данного вопроса, предполагая, что  проблема исследования четвертого измерения  в конечном итоге окажется проблемой  исследования человека. По-видимому, это  ещё один прием, при помощи которого автор пытается вызвать у читателей  чувство доверия, ведь когда человек  делится с нами своим мнением, наше доверие к нему растет.

     Данный  текст построен грамотно, без каких-либо речевых ошибок и нарушений этикетных  норм. Автор демонстрирует прекрасную манеру общения с читателями, характерную  для данного стиля.

     Из  стилистических фигур особое внимание вызывает прием сравнения или  аналогии (как пишет автор), который позволяет читателям провести линии сравнения в своем воображении, как это сделал автор. И это ещё один удачный способ расположить к себе читательскую публику.

     В итоге хотелось бы отметить, что  умелое построение текста (как в  данном случае) всегда помогает автору добиться поставленных целей, завоевать  внимание читателей, построив с ними грамотный и результативный диалог. 

     3 Список использованных  источников 

  1. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика-М., 2007г.
  2. 15. Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М., 1994г.
  3. Арутюнова Н.Д. Дискурс. – Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990г.

Информация о работе Языки в России и в мире: государственные, официальные, титульные