Выборочный метод в прикладной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 09:06, реферат

Описание работы

В последнее время значительно возросла потребность в знании прикладной социологии. Чтобы выявить предпочтения населения необходимо сначала провести социологический опрос или анкетирование, потом провести анализ собранной информации. Предпочтения людей необходимо знать прежде всего для того, чтобы понять, какую продукцию производить, какой политической программы придерживаться, своевременно удовлетворять потребности общества. Поэтому данная проблема представляется важной и требует более детального рассмотрения. Рассмотрим ниже методы получения и обработки социологической информации. Для начала рассмотрим, что такое прикладная социология и определим ее место в структуре социологического знания.

Содержание

1 Введение 3

2 Опрос и анкетирование, их виды 4

3 Метод анализа информации и метод экспертной оценки 13

4 Заключение 20


5 Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

Прикладная социология 1.doc

— 112.50 Кб (Скачать)
  • произвести интерпретацию основных понятий - перевод общих терминов на язык подлежащий измерению, т.е. создать более точные, упрощенные понятия. Например, при социологическом исследовании производственных отношений определено основное понятие - дисциплины труда, но ее невозможно измерить. Поэтому нужно ее интерпретировать как: отношение к трудовым нормам; отношение к распорядку; прогул.
  • произвести операционализацию понятий.(т.е. разбить на операции). В случае если основное понятие представляет собой сложное явление необходимо произвести дробление понятий на составляющие. В аналитическом исследовании существует 2 вида операционализации: структурная (расчленение на составные элементы) и факторная (расчленение по предполагаемым причинам) (1,c 46-47)

Виды  анкетирования и виды вопросов.

Существуют  два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами. Анкетные опросы классифицируют, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс - опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы Наконец, при классификации анкет, используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д. Анкетирование может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.). При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором - он обращается индивидуально к каждому респонденту. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

Все вопросы  можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о  фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не альтернативные - нескольких вариантов ответов. Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы. Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.).

Композиция  и оформление анкеты. Логический контроль и апробация анкеты.

Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Композиция анкеты должна делать ее удобной для работы, в одной анкете желательно использовать одну шкалу. Необходимо соблюдать ряд правил и принципов конструирования анкет, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо логически проконтролировать композицию и оформление анкеты, содержание вопросов. А затем провести апробацию анкеты. Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

Композиция  анкеты включает в себя: титульный  лист, вводная часть, основная часть, социально-демографическая часть. Титульный  лист должен содержать наименование организации проводящей соц исc и тему, вводная часть - обращение к респонденту с необходимыми указаниями и условиями. Основная часть содержит вопросы соц исс, которые должны располагаться по определенному принципу: расположение вопросов - первая треть - это постепенное включение в опрос, втора часть - наиболее трудные вопросы, третья часть - наиболее интимные вопросы. Должна быть: разбивка вопросов по тематическим блокам; переключение внимания с помощью специальных обращений; не должно быть влияния предыдущих вопросов на последующие; не должно быть скопления однородных вопросов; использование специальной техники последовательности вопросов (дымовая техника). Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы. Социально-демографическая часть - это паспартичка (данные о респонденте с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и т.д.)

При проведении опросов не надо забывать, что с  их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение данных, связанное с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует проводить в сжатые сроки. Для того чтобы анкетный опрос был более эффективным, надо соблюдать ряд правил. В самом начале задаются простые вопросы. а не по логике исследователя содержащейся в программе, чтобы не обрушивать на отвечающего серьезные вопросы сразу, а дать ему освоиться с анкетой и постепенно переходить от простого к более сложному (правило воронки При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.). Опрос по анкете -этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).).

Эффект  излучения - когда все вопросы логически взаимосвязаны и логически сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них - такое влияние вопроса называют эффектом излучения или эффектом эха и проявляется оно в том, что предшествующий вопрос или вопросы направляют ход мыслей респондентов в определенное русло, создают некоторую мини-систему координат, в рамках которой формируется или выбирается вполне определенный ответ. Факт сопряженности ответов на разные вопросы учитывается при составлении анкеты. Для этого, например, вводятся буферные вопросы.

 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Метод  анализа документов и метод  экспертной оценки

Анализ  документов.

Анализ  документов(Д)- один из широко применяемых  и эффективных методов сбора  и анализа первичной информации. К Д относятся различного рода материалы, предназначенные для хранения и передачи информации. Существует ряд оснований для классификации Д. По статусу Д делятся на официальные и неофициальные; по форме изложения - письменные (более широко - вербальные) и статистические. По своим функциональным особенностям документы классифицируются на информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-воспитательные. Принципиальное значение для исследователя имеют официальные Д, - эти документы составляются и утверждаются государственными или иными органами, учреждениями и могут выступать в качестве юридического доказательства. Большое значение имеет изучение неофициальных Д. Среди них выделяются личные документы, такие как дневники, мемуары, личная переписка, записки профессионального характера. Неофициальные Д позволяют вскрыть глубинные социально-политические механизмы образования ценностных ориентаций, понять историческую обусловленность стереотипов поведения, найти основу для выделения социальных типов в обществе. Следует выделить ещё одно основание для типологии Д- их целевое назначение. Выделяют: Д созданные независимо от исследователя, и Д “целевые”, то есть подготовленные точно в соответствии с программой социологического исследования. К первой группе относятся те Д, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено социологическим исследованием.

Вторая  группа Д включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнения и поведение респондентов; справки официальных и иных организаций, выполненные по заказу исследователей; статистическую информацию, собранную и обобщённую в ориентации на определённое социологическое исследование. Информацию, содержащуюся в Д, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных субъектов социума. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер; в ней, как правило, отражены более глубоко скрытые социальные связи. Критерии отбора документов для изучения: В качестве средства проверки надёжности, достоверности информации и одновременно анализа их содержания является “внешнее” и “внутреннее” исследование Д.  

Виды  анализа документов.

Самостоятельные этапы анализа Д- отбор источников информации и комплектование выборочной совокупности подлежащих анализу материалов. Основой для этого служит программа исследований. Критерии отбора документов для изучения: В качестве средства проверки надёжности, достоверности информации и одновременно анализа их содержания является “внешнее” и “внутреннее” исследование Д. Внешний анализ - это изучение обстоятельств возникновения документа, его исторического и социального контекста. Внутренний анализ - это и есть собственно изучение содержания Д, всего того, о чём свидетельствует текст источника. Виды анализа документов - выделяют два основных вида: 1.качественный анализ (иногда его называют традиционным) и 2.формализованный, носящий ещё название контр-анализа. Два эти подхода хотя и различаются во многом, однако могут дополнять друг друга. Качественный анализ служит предпосылкой последующего формализованного изучения Д. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число всегда крайне мало и поэтому нет надобности в количественной обработке информации. Поэтому суть традиционного подхода заключается в углублённом логическом исследовании содержания документов. Стремление избежать субъективизма, потребность в обобщении большого объёма информации, использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к становлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов (контент-анализ). Содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нём сведений, оценок, объединённых в некую совокупность единой концепцией, замыслом.

1. Процедура  формализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счёта. Цель исследования - отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающие содержание текстовой информации. Плодотворным оказывается при анализе текстов деятельностный (проблемный) подход. В этом случае весь текст рассматривается как описание конкретной проблемной ситуации, в которой есть ряд субъектов и отношения между ними. При формализованном анализе документов всесторонне рассматривают саму деятельность, а также выделяют её субъекты, цели и мотивы поступков, совершаемых ими; обстоятельства, причины, породившие потребность в той или иной деятельности (бездеятельность - это тоже вид деятельности); объект её направления. Метод традиционный (научный) - это цепочка действий направленных на выявление сути: что представляет собой документ, кто его автор, каковы цели, какова достоверность, каков общественный резонанс, содержание документа, выводы о фактах содержащихся в документах?

Информация о работе Выборочный метод в прикладной социологии