Выборочный метод в прикладной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 09:06, реферат

Описание работы

В последнее время значительно возросла потребность в знании прикладной социологии. Чтобы выявить предпочтения населения необходимо сначала провести социологический опрос или анкетирование, потом провести анализ собранной информации. Предпочтения людей необходимо знать прежде всего для того, чтобы понять, какую продукцию производить, какой политической программы придерживаться, своевременно удовлетворять потребности общества. Поэтому данная проблема представляется важной и требует более детального рассмотрения. Рассмотрим ниже методы получения и обработки социологической информации. Для начала рассмотрим, что такое прикладная социология и определим ее место в структуре социологического знания.

Содержание

1 Введение 3

2 Опрос и анкетирование, их виды 4

3 Метод анализа информации и метод экспертной оценки 13

4 Заключение 20


5 Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

Прикладная социология 1.doc

— 112.50 Кб (Скачать)
 

Калининградский Государственный Технический Университет 

Кафедра социологии, педагогики и права 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Тема: Выборочный метод в прикладной социологии

По дисциплине: Социология

 
 
 
 
 
 
 

                  Работу  выполнил

                  Студент  группы 02-ТМ

                  Подборнов А.С. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Калининград 2005

Содержание 

1 Введение                                                                                                 3

2 Опрос  и анкетирование, их виды                                                         4

3 Метод  анализа информации и метод экспертной оценки                 13

4 Заключение                                                                                            20

                                                                                      

5 Список  используемой литературы                                                      21                      

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Введение

В последнее  время значительно возросла потребность  в знании  прикладной социологии. Чтобы выявить предпочтения населения  необходимо сначала провести социологический опрос или анкетирование, потом провести анализ собранной информации. Предпочтения людей необходимо знать прежде всего для того, чтобы понять, какую продукцию производить, какой политической программы придерживаться, своевременно удовлетворять потребности общества. Поэтому данная проблема представляется важной и требует более детального рассмотрения. Рассмотрим ниже методы получения и обработки социологической информации. Для начала рассмотрим, что такое прикладная социология и определим ее место в структуре социологического знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Опрос  и анкетирование, их виды

Прикладная  социология в структуре социологического знания.

Предметом социологии является изучение общества или его отдельных фрагментов через призму их социальной организации, социальных связей и отношений. В организационной структуре социологии как науки существует три независимых уровня: 1.уровень фундаментальных исследований (приращение научного знания путем построения теорий); 2.уровень прикладных исследований (изучение актуальных проблем на основе фундаментальных знаний); 3. социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний. Во всех этих исследованиях социология выступает как научная система, т.к. основной целью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельных его фрагментах. Социология, развиваясь, усложнялась. Возникло разделение на теоретическую и эмпирическую. Возникают понятие прикладной социологии (относится к 1 уровню). ПС - это наука, которая: проводит конкретные соц. исследования; разрабатывает теоретические вопросы, категории, методику исследований; изучает, открывает, формулирует законы функционирования конкретных процессов, институтов, соц. структур, организаций и их компонентов. Прикладная социология исследует не общие социологические проблемы, а специфические, например, в прикладных исследованиях не строиться общая социологическая теория семьи, а может исследоваться специфические проблемы молодой семьи. Кроме того осуществляется сбор оперативной информации по тем или иным вопросам текущей жизни (политики, экономики, культуры и т.д.). Таким образом, прикладная социология представляет собой сложную систему знания, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и способах его оформления. ПС - это область практических применений научных знаний социологии. Ее основная функция - научное обеспечение решения задач социологии на практике (разрешение проблем в различных сферах общественной жизни. Различают 3 уровня решаемых ПС задач: 1.Глобальный уровень - подготовка, анализ и осуществление соц. программ в области соц. политики всего общества; 2 уровень - разработка соц. показателей как критериев, и анализ тенденций соц. процессов на уровне регионов; 3 уровень - решение практических соц. проблем на уровне отдельных коллективов.  
 
 

Этапы социологического исследования.

Соц. исследование - это комплекс мероприятий направленных на практическое решение соц. проблем. В ПС можно выделить 4 основных этапа  соц. исследования: 1. Подготовительный (разработка программы исследования); 2. Основной или полевые исследования (проведение эмпирического исследования). 3. Подготовка первичной информации (обработка данных на ЭВМ) 4.Анализ данных, формирование выводов и рекомендаций. Каждый из этапов включает в себя ряд важных процедур.

В ходе 1 этапа разрабатывается программа и план социального исследования, формируется и готовится группа сбора первичной информации, проводятся пробные исследования, разрабатываются инструментальная база, готовится смета материальных затрат. В ходе этого этапа определяют объект и предмет соц. исследования, установить те их стороны и черты, которые требуют особого внимания. Исследование объекта основываются на построение гипотез - обоснованное предположение о структуре социального объекта, о характере связей между элементами, о факторах, которые определяют связи. Правила, предъявляемое к гипотезам: 1.Гипотеза не должна содержать не проверенных понятий. 2. Гипотеза не должна противоречить известным научным фактам. 3. Гипотеза не должна быть излишне сложной. Т.е. на 1 этапе определены объект и предмет соц. исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания, подготовлена вся методологическая и материальная база социологического исследования.

На 2 этапе встаёт задача выявления количественных параметров, т.е. сбора соц. информации. Могут применяться разные методы, определенные на 1 этапе.

3 этап -соц. данные сами по себе не позволяют сделать обобщённые выводы, выявить тенденции, проверить гипотезы. Необходимо данные (полученных на предыдущем этапе) путём обработки превратить в соответствующий вид. Обработка больших объемов проводится на ЭВМ.

4 этап- обобщить, проанализировать и научно  проинтерпретировать, дать выводы  и рекомендации.

Виды  социологического исследования.

Социологическое исследование - это комплекс мероприятий  направленных на практическое решение  соц. проб В зависимости от глубины  анализа различают 3 основных вида социологических  исследований: пилотажное (разведывательное); описательное; аналитическое. Пилотажное исследование - это исследование выполняется в виде предварительного, когда предмет исследования мало изучен. Такие исследования применяются для уточнения гипотез и задач, отработки методик исследования. Проводится без заранее готового плана. Описательные исследования - более сложный вид исследования, его цель получить эмпирические сведения и описательные характеристики об исследуемом предмете. Оно проводится по полной программе на базе определенных методик. Аналитическое исследование - самый сложный вид. Большая подготовка (программа и план). Цель- получить не только получить описательные характеристики объекта исследования, но и выяснить причинно-следственную связь элементов, характеристик объекта.

В зависимости от других критериев различают:

сплошные  и выборочные исследования в зависимости  от величины выборки. В случае выборочного  социологического исследования изучается  часть совокупности и результаты распространяются на всю совокупность;

точечное (разовое) и повторное исследование. Точечные исследования дают информацию о состоянии объекта в момент изучения, повторные направлены на изучение объекта в динамике, т.е. проводится несколько исследований через промежутки времени.

Повторные в свою очередь делятся на:

  • панельные, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие какой-то совокупности через разные промежутки времени,
  • кагортные когда изучаются более специфические совокупности в течение определенного времени (например, группа людей одного поколения или одного года рождения)
  • трендовые, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие какой-то совокупности через равные промежутки;
  • лонгитюдные, когда изучаются определенные объекты принадлежащие какой-то совокупности через определенные промежутки в процессе развития (обычно молодежь в процессе развития)

Программа и план исследования

Программа - этап первый обязательный этап социологического исследования. Все программы можно  подразделить в зависимости от:

  • цели: предметные(вызванные столкновением интересов в той или иной группе) и гносеологические (программы вызванные недостатком информации об объекте исследования)
  • от носителя: программы могут затрагивать интересы наций, полит партий, возрастных групп.
  • масштаба распространения (общегосударственные, региональные, городские проблемы
  • времени действия
  • глубины противоречия: одноплановые - затрагивающие одну сторону отношений, системные - вносящие дисбаланс во всю систему

Программа соц. исследования обычно включает разделы: 1. Методологический 2. Методический. План исследования определяет порядок исследования, сроки, распределение людских и финансовых ресурсов и т.д.) Программа социологического исследования нужна, для того чтобы: ясно представить цели и задачи исследования; определить объект исследования; найти методику и методы решения практических задач.

Методологическая  часть:

  • анализирует проблему социологического исследования. Проблема - есть противоречие в общественных отношениях, противоречие между ожидаемым и реальностью;
  • определяет объект и предмет соц. исследования. Объект исследования - это носители проблемы. Предмет исследования - область социальной жизни, содержащая противоречия.
  • определяет цель и задачу. Цель исследования - это общая направленность - ожидаемый конечный результат. Задачами исследования является конкретизация цели
  • формирует гипотезу. Гипотеза - это обоснованное предположение о структуре социального объекта, о характере связей между элементами, о факторах, которые определяют связи. Правила, предъявляемое к гипотезам: 1.Гипотеза не должна содержать не проверенных понятий. 2. Гипотеза не должна противоречить известным научным фактам. 3. Гипотеза не должна быть излишне сложно.
  • дает основные понятия, приводит их интерпретацию и операционализацию. (1, с 37-38)

Методическая  часть определяет методы сбора информации, инструменты, методы логической обработки данных и их анализа. Она определяет методику и технику проведения социологического. исследования. Определяет генеральную совокупность исследования - объекты, которые территориально и во времени локализованы и на которые будут распространяться выводы, тип и способы выборки. Выборочная совокупность - это часть генеральной выборки по строго заданным правилам. Элементы выборки - единицы анализа (могут быть и индивиды и группы). Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов. Описание способов обработки и анализа информации предполагает указание каким образом это будет производиться (с использованием каких программ для ЭВМ)

План. Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: "Что наблюдать?", "Как наблюдать?" и "Как вести записи?". На первый вопрос отвечает методологическая часть программы исследования. На остальные - методическая. План определяет кто и в какие сроки выполняет соц. исследования.

Интерпретации и операциональное определение  основного понятия.

Все социологические  исследования проводятся по разработанной  программе. Программа социологического исследования обычно включает разделы: 1. Методологический 2. Методический. Методологическая часть: анализирует проблему соц. исследования; определяет объект и предмет; определяет цель и задачу; формирует гипотезу. В заключении методологическая часть дает основные понятия, приводит их интерпретацию и операционализацию. Таким образом методологическая часть определяет те стороны и черты объекта, которые требуют особого внимания, и формулирует основные понятия. Для следующего 2 этапа социологческого исследования (самих измерений) невозможно использовать эти основные понятия, их необходимо преобразовать. Последний раздел методологической части программы называется “Основные понятия, их интерпретация и операционализация”. Основные понятия - это абстрактные понятия используемые при анализе, например “дисциплина труда”. Измерить ее невозможно, необходимо через ряд процедур детализировать основное понятие до такого уровня, чтобы можно было проверить гипотезу эмпирически. Эти процедуры проводятся в 2 этапа:

Информация о работе Выборочный метод в прикладной социологии