Введение в социологию

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

1.Заполнить рисунок 1.1 – Объект социологии.
2.Выделить предмет социологии и дать ему краткую характеристику

Работа содержит 1 файл

Тема 1.doc

— 138.00 Кб (Скачать)
"justify">     2. Общество - это реальность особого  рода, не сводимая к другим  ее видам.

     3. Онтологическая сторона не сводится, однако, к признанию основательности  и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

     Социальные  факты, по Дюркгейму, обладают двумя  характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно - объект всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более богатую и более реальность, чем индивид, оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.

     Дюркгейм  признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

     Методологический  аспект тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

     1. Поскольку общество - часть природы,  постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о  природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.

     2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

     3. Дюркгейм выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его теорией общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др. 
 

12. Заполните  таблицу 1.7, обозначив основное  содержание органической и механической  солидарности.

Таблица 1.7 – Механическая и органическая солидарность Э. Дюркгейма.

Механическая  солидарность Органическая  солидарность
Механическая  солидарность встречается, согласно Дюркгейму, в неразвитых первобытных обществах. В таких обществах практически отсутствуют разделение труда и все люди исполняют сходные функции, при этом поведение людей жестко регулируется коллективными представлениями, обычаями, традициями, религиозными идеями. Органическая  солидарность получает наибольшее развитие в условиях индустриального общества. Согласно Дюркгейму, преобладание органической солидарности связано с расширением общественного разделения труда, в результате чего люди начинают специализироваться на различных видах деятельности, а взаимосвязь между этими людьми устанавливается главным образом за счет экономического обмена. При этом влияние коллективных представлений на человеческое поведение значительно ослабевает.
 

Согласно Дюркгейму, механическая и органическая солидарности представляют собой две противоположных теоретические модели и в любом человеческом обществе присутствуют, хотя и в разных сочетаниях, элементы как механической, так и органической солидарности. Как уже в первобытном обществе возникают простейшие элементы разделения труда, а в развитом индустриальном обществе сохраняются определенные коллективные представления. 
 

13.Назвать  основные типы социальных действий  по М. Веберу, выделить их характеристики и привести примеры (Таблица 1.8.). 

Таблица 1.8 – Типы социальных действий по М. Веберу.

Типы  социальных действий Характеристика социальных действий Примеры
Целерациональное — Когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики. Продвижение товаров на рынок.
Ценностно-рациональное  Определяется  осознанной верой в ценность определённого  действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий. Капитан последним  покидает тонущий корабль.
Традиционное  Определяется  традицией или привычкой. Индивид  просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими. Обрядование.
Аффективное — Будучи кратковременным  эмоциональным состоянием, аффективное  поведение не 
ориентировано на поведение других или сознательный выбор цели. Состояние 
растерянности перед неожиданным событием, душевный подъем и энтузиазм, 
раздражение на окружающих, подавленное состояние и меланхолия – все это 
аффективные формы поведения.
Битьё посуды ,  пощёчина,суицид.
 
 

14. Выделить  основные учения социологических  построений М. Вебера:

    М. Вебер утверждал, что в процессе развития мировой цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма явилось главной темой его основной работы "Протестантская этика и дух капитализма". В этой работе он показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-исторические предпосылки, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской религиозной этике, внушающей человеку ценности бережливого и рачительного труда.

    Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства: харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и бюрократический, которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному.

М. Вебер заложил  основы современной теории социальной стратификации, которая является попыткой преодолеть ограниченность марксистской концепции экономической стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, вследствие чего она становится многомерной. 

Информация о работе Введение в социологию