Внутриорганизационные конфликты и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – выявить основные особенности управления конфликтом в организации.
Основными задачами работы являются:
- выявление специфические особенности, причины и виды внутриорганизационных конфликтов;
- анализ конфликтов на предприятии;
- определение путей снижения конфликтности на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конфликты в организации и управление ими…………..…………...5
1.1. Сущность и виды внутриорганизационных конфликтов………….………5
1.2. Причины конфликтов, их функциональные и деструктивные последствия………………………………………………………………………..9
1.3. Методы выявления и разрешения конфликтов…………………...……….13
Глава 2. Анализ конфликтов и управления ими на предприятии НП «Добровский ИКЦ»……………………………………………………..……….17
2.1. Характеристика предприятия НП «Добровский ИКЦ»…………………..17
2.2. Оценка общего уровня конфликтности на предприятии НП «Добровский ИКЦ»………………………………………………………………………..……24
2.3.Анализ внутриорганизационных конфликтов в НП «Добровский ИКЦ»…………………………………………………………………………..…27
Глава 3. Выводы, сделанные на основе анализа предприятия НП «Добровкий ИКЦ»………………………………………………………………..……………29
3.1.Общие выводы относительно уровня и характера внутриорганизационной конфликтности……………………………………………………..…………...29
3.2. Пути снижения конфликтности в НП «Добровский ИКЦ» и совершенствование системы управления конфликтами……………………...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

     Переплетение  внутриорганизационных отношений  на практике приводит к тому, что  многие конфликты являются смешанными, содержащими в себе различные элементы.

     По  сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с выполнением  человеком должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие его  неофициальные отношения.

     1.2. Причины конфликтов, их функциональные  деструктивные последствия

     В общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две стороны - объективную и субъективную. Объективное начало в возникновении конфликтов связано со сложной, противоречивой ситуацией, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности - такого рода проблемы относятся к числу потенциально конфликтогенных, т.е. объективно являются той возможной почвой, на которой легко возникают напряженные ситуации. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроя, характеров, сложившихся в коллективе отношений и наших призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Так, например, в одной организации мы столкнулись с недостаточной определенностью прав сотрудников отделов технического контроля ряда цехов. Это приводило к хронической напряженности в отношениях между рабочими цехов и работниками, на которых оказывалось систематическое давление. Примечательно, что неотрегулированность их взаимоотношений тянулась годами, столь же затяжными были и конфликты. Объективность этой конфликтной ситуации лишний раз подтверждалась тем, что работники отдела технического контроля, как и рабочие в цехах, за эти годы менялись, а конфликт оставался. Независимо от конкретных особенностей людей, в него втянутых, суть конфликта целиком определялась той противоречивой ситуацией, в которой оказались его участники. Следует сказать, что ситуаций, где отчетливо проступает объективное происхождение конфликтов, в реальной производственной практике возникает не так уж мало. Недостаточно гласно осуществляется распределение отпусков, нарушается график их распределения - и возникают конфликты. [1, с.17]

     Устранение  конфликтов, вызванных такими причинами, может быть достигнуто только изменением объективной ситуации. В этих случаях конфликты выполняют своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.

     Проблема  конфликта в организации осложняется, как правило, тем, что сама позиция  руководителя или лидера организации оказывается весьма сложной и в какой-то мере неопределенной, противоречивой. С одной стороны, она выступает как важное преимущество и как показатель жизненного успеха, но, с другой стороны, она же является и позицией, подчиненной следующим, более высоким инстанциям в системе управления данной организацией. Это означает, что руководитель обязан как бы интегрировать все внутренние импульсы и проблемы данной организации, знать ее сильные и слабые стороны, располагать постоянно всей информацией о положении дел в наиболее напряженных ее точках, и, в то же время, он должен в каждый момент представлять интересы этой организации перед своим начальством, советом директоров или перед внешними структурами. Естественно, что в глазах подчиненных руководитель, даже самый демократичный, имеет один образ, а в глазах своего начальства - иной. Это объясняется не нравственным дефектом личности или ее лицемерием, а разными функциями, которые выполняет руководитель в иерархии управления. Требования, которые предъявляются ему сверху, не совпадают с требованиями, которые предъявляются снизу. [4, с.125]

     Один  из наиболее важных аспектов в деятельности любой организации заключается  в соотношении формальной, официальной  структуры этой организации и неформальных, нигде не зафиксированных, реальных отношений между людьми в той же самой организации. В ходе совместной работы происходит стихийное распределение авторитетов и уважения друг к другу, которое имеет огромное значение с точки зрения эффективности организации.

     Вступив в конфликт, как правило, каждая сторона  делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель, и  мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление взаимодействием в конфликте. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными.

     Функциональными последствиями конфликта считаются: решение проблемы способом, приемлемым для всех сторон; укрепление взаимопонимания, сплочённости, сотрудничества; уменьшение антагонизма, единомыслия, покорности. Люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что уменьшит трудности в реализации решения.

     В то же время конфликты могут иметь и дисфункциональные (негативные) последствия: вызывать неудовлетворенность, ухудшение морально-психологического климата в коллективе, сворачивание сотрудничества, рост текучести кадров, снижение производительности, активности в будущем, нарастание враждебности и формирование образа врага и стремление к победам, а не решению проблем. [7, с.41]

     Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.

     Распределение ресурсов. Даже в самых крупных  и богатых организациях ресурсы  всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.

     Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или  группы) в выполнении задачи. Например, руководитель производственного подразделения может объяснить низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно чинить оборудование. Руководитель ремонтной службы может, в свою очередь, винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждаются ремонтники.

     Различия  в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается изготовлением простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других.

     Различия  в способах достижения целей. У руководителей  и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, т.е. при отсутствии противоречивых интересов. Даже если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной - о том, как это сделать, люди могут иметь самые разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее.

     Неудовлетворительная  коммуникация. Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительностью  коммуникации. Неполная или неточная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще является не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами.

     Различия  в психологических особенностях. Это еще одна причина возникновения конфликтов. Как уже говорилось, не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый нормальный человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т.д. Каждый человек своеобразен и уникален. [10, с.67] 
 
 

     1.3. Методы выявления и разрешения конфликтов

 
 

     Для решения конфликта важно знать  все его скрытые и явные  причины, провести анализ различных  позиций и интересов сторон и  сконцентрировать внимание именно на интересах, т.к. в них решение проблемы. Здесь важно справедливое отношение к инициатору конфликта, сокращение числа претензий, осознание и контроль руководителем своих действий.

     Безусловно, нет универсальных способов преодоления конфликта. Для его «решения» единственно возможным является полное вовлечение в ситуацию. Только «вжившись» в сложившуюся на фирме ситуацию можно изучить проблему конфликта и дать рекомендации относительно оптимальной стратегии поведения и методов его преодоления, которые необходимо знать руководителю. [2, с.42]

     Разрешение  конфликта начинается с того, что  конфликтующие стороны перестают, по возможности, видеть в оппоненте противника. Для этого проводится анализ собственных позиций и действий. Признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента, а также оппоненты стараются понять интересы другого – это расширяет представление об оппоненте, делает его более объективным. Выделяются конструктивные начала в поведении и намерениях оппонента. В каждом человеке есть что-то положительное, на что можно опереться при разрешении конфликта. Потом сотрудники уменьшают негативные эмоции противоположной стороны следующими приемами:

    • готовностью идти на сближение позиций;
    • положительная оценка некоторых действий другой стороны;
    • критично отнестись к самому себе и уравновесить поведение.

     После этого выбирается оптимальная стратегия  разрешения конфликтной ситуации: уход от конфликта, силовые методы, сотрудничество, стремление войти в положение другой стороны, стремление к компромиссу:

     1) Конкуренция или соперничество – этот метод наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. Его можно использовать, если делается большая ставка на свое решение возникшей проблемы, поскольку исход конфликта очень важен для вас:

    • вы обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
    • чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
    • должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;

     Следует сказать, что эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле. Кроме того, тот, кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества.

     Многие считают данный метод ущербным для решения проблем, так как он не представляет возможности оппоненту реализовать свои интересы. Однако жизнь дает много примеров, когда соперничество оказывается эффективным, например в разрешении конфликтов между руководителем и подчиненными. [5, с.133]

     2) Приспособление означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. В таком случае вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Но это не означает, что вы должны отказаться от своих интересов, вы просто должны как бы отставить их на некоторое время.

     Принять такую стратегию оппонента вынуждают  разные мотивы:

    • осознание своей неправоты;
    • необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом;
    • сильная зависимость от него;
    • незначительность проблемы.

     Кроме того, к такому выходу из конфликта  приводит:

    • значительный ущерб, полученный в ходе борьбы;
    • угроза еще более серьезных негативных последствий;
    • отсутствие шансов на другой исход;
    • давление третьей стороны.

     3) Компромисс – суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. Этот метод наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же. При использовании этого метода акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, с которым каждый мог бы согласиться.

       Компромисс состоит в желании  оппонентов завершить конфликт  частичными уступками. Он характеризуется:

    • отказом от части ранее выдвигавшихся требований;
    • готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными;
    • готовностью простить.

     Компромисс  эффективен в случаях:

    • понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями;
    • наличия взаимоисключающих интересов;
    • удовлетворения временным решением;
    • угрозы потерять все.

     4) Уклонение – реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои интересы. [14, с.67]

     Уход  от решения проблемы или избегание  является попыткой уйти из конфликта  при минимуме затрат. Отличается от аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Здесь разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремления выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, либо нежелании решать проблему вообще.

     5) Сотрудничество – наиболее трудный из всех методов, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество его в том, что находится наиболее приемлемое для обеих сторон решение и из оппонентов делаются партнеры. Такой метод требует умения объяснить свои решения, выслушать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным. [8, с.35]

Информация о работе Внутриорганизационные конфликты и пути их разрешения