Влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и теоретически обосновать влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение подростков; разработать методические рекомендации родителям по решению проблемы. Объект исследования: неблагополучная семья. Предмет исследования: девиантное поведение подростков. Задачи исследования:
- проанализировать научную литературу по теме исследования; -подобрать и реализовать методы исследования влияния неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка; - предложить рекомендации по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Неблагополучная семья, ее характеристика и влияние данной семьи на девиантное поведение подростков
§ 1. Неблагополучная семья и ее характеристика………………. 5
§ 2. Девиантное поведение подростков…………………………. 10
§ 3. Девиантное поведение подростков как результат влияния неблагополучной семьи………14
Глава 2. Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка

§ 1. Методы диагностики отклоняющего поведения подростка……18
§ 2.Рекомендация по работе с неблагополучными семьями во взаимоотношениях с детьми………20
Заключение………………………………………………………………… 23
Список литературы……………………………………………………….. 25
Приложение………………………………………………………………… 27

Работа содержит 1 файл

курсовая Гуденко.docx

— 52.75 Кб (Скачать)

На основании  материалов опросников  был разработан вариант профессионального социального паспорта-карты социального педагога, в котором систематизируются данные о клиенте.

На каждого  подростка был заведен социальный паспорт, где указывались личные данные подростка, данные родителей, их место работы, жилищные условия. (приложение 2). Предварительный замысел разработчиков и опыт работы с опросниками и социальными паспортами показал, что получаемые в качестве положительных ответы на пункты 11-17 паспорта проявляют некоторые признаки неблагополучия ребенка, которые должны быть подвергнуты более тщательному исследованию.

Сложность задачи состояла в том, что необходимо было точно развести детей из обычных подростков и подростков из неблагополучных семей. В качестве эмпирической базы выступили 24 учащихся 8 «Б» класса МОУ СОШ № 2 ст. Ленинградской в ходе нашего исследования среди 24 опрошенных детей к группе риска были отнесены 6  детей. 

На основе исследования была составлена таблица №1

Имя

Возраст

Причины

1

Александр Б.

1996г.

Неблагополучная семья: родители нигде не работают, алкоголики. Подросток предоставлен сам себе, относится к группе беспризорных .

2

Владислав Т.

1996г.

Неблагополучная семья: отец болен туберкулезом, мать – постоянно работает. Мальчик должного воспитания не получает.

3

Евгений Б.

1995г.

Мать  воспитывает сына одна. Целый день находится на работе, так как совмещает  две работы. Подросток  предоставлен сам себе, относится к группе беспризорных .

4

Елена Г.

1996г.

В данной мать Елены является матерью –  одиночкой. Воспитанием дочери не занимается .Елена  часто пропускает занятия  без уважительных причин.

5

Данил Г.

1996г.

Родителей нет. Опекун – бабушка – пенсионерка. Должного влияния на внука не имеет.

6

Татьяна Г.

1995 г.

Мать  воспитывает дочь одна, работает на двух работах. Должного внимания дочь не получает.




 

Таблица №1

Итак, мы выяснили что у большинства подростков с отклоняющим поведением обстановка в семьях критическая. Здесь неблагополучные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя или из-за собственной занятости детьми никто не занимается. Влияние такой семьи пагубно — оно является причиной девиантного поведения подростков.

§2.  Рекомендация по работе  с неблагополучными семьями во      взаимоотношениях с детьми

 

 

Членам неблагополучных  семей бывает тяжело принимать информацию, выражаемую вербально. Поэтому диалог с ними часто преобразуется в "псевдодиалог", когда психолог и члены семьи молвят в параллельных монологах, в то время как предполагается, что они обмениваются информацией. Некие психологи склонны расценивать  это как сопротивление, хотя имеет  место непонимание. К примеру, испытывая  массивную атаку со стороны членов семьи, психолог меняет свое место и  садится посреди членов семьи. Он говорит: "Это совсем тяжело находиться тут, будучи атакуемым Вами. Я ощущал, что выпадаю из Вашей среды". Язык движения завлекает каждого, а  слово может остаться незамеченным. Другой метод инактивного формулирования -помещение одного из членов семьи  за зеркало одностороннего видения. К примеру, немолодая дама, которая  жаловалась на неспособность собственной  взрослой дочери управляться с малеханькими детьми, была помещена за зеркало одностороннего видения, откуда обязана была следить  за тем, как её дочь управляется с  детьми. Выяснилось, что при отсутствии материнской гиперопеки дочь достаточно скоро научилась с ними управляться. Дама сообразила, что она сама собственной  неуемной активностью мешает формированию адекватной родительской позиции у  дочери.(19)

Редуцирование шума, фиксирование на правилах разговора, высвобождение содержания из посланий, касающихся взаимоот-ношений:

          Каждому члену семьи предлагается отбирать себе человека, которому он говорит, ориентировать его на себя и требовать, чтоб этот человек отвечал.

          Социальный педагог смотрит, чтоб содержательные послания и послания, касающиеся отношений, были более отличимы друг от друга, акцентуирует внимание на содержании. Примером того, как упор на отношениях может уводить в сторону от содержания послания, может служить следующая фраза, прозвучавшая на одной из сессий работы с семьей: «Я не могу слышать тебя, потому что ты постоянно кричишь на меня, и в итоге я перестаю слушать».

        Педагог останавливает прерывания, которые разрезают коммуникацию меж членами семьи. Показывает на необходимость ожидать, пока другой член семьи окончит свои мысли и получит на них ответ.

         Он фокусируется на диалоге вокруг одной темы и помогает довести её до некого уровня законченности.

        Смена доминирующих, интерпретирующих тем в семье на более близкие к эффективному функционированию. К примеру, тема воровства сменяется темой заботы.(21)

         Вмешательства, которые меняют границы и иерархию внутри неблагополучных семей:

         I. Физическое отделение супругов от детей, поочередное стимулирование супругов поначалу играться роль супругов, а позже родителей. Это делается для того чтоб установить четкие границы меж супружеской и родительской субсистемами.

        2. Демонстрация способности разных ролевых позиций взрослого в качестве родителя (контроль) и в качестве благожелательного старшего сиблинга, что делает границы меж родительской и детской субсистемами более проницаемыми. Переходя из одной субсистемы в другую, изменяются роли, чем показывает упругость ролевого поведения:

         а. «Осаживает» материнское функционирование и возрождает генетическую систему поддержания домашней структуры.

          в. Способствует возрождению эффективной коммуникации меж папой и отпрыском.

          с. Способствует возрождению коммуникации супруги с мужем конкретно как с мужем, а не как с опекаемым.(20)

          Можно сделать вывод, о том, что рекомендация по работе с семьями обязана быть ориентирована на то, что позиция старшеклассника в семье во многом определяется господствующей атмосферой . Если ребенок ощущает любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то этот сложный период взросления пройдет у дитя, быстрее всего, гладко, без срывов. И напротив, если ребенок чувствует заброшенность, ненужность, то возникает черствость, эгоизм, злость по отношению к иным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Семья –  важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.

Семья –  сложная система взаимосвязанных  процессов. Внутрисемейные взаимоотношения  – один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.

Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический  микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.

 

В результате исследования мы достигли цели работы, доказав, что неблагоприятные отношения  в семье между родителями и  детьми, влекут за собой отклоняющее  поведение подростка. А также  были выполнены задачи :

- были  подобраны и реализованы методы  исследования влияния неблагополучной  семьи на  отклоняющее поведение  подростка, 

- предложены  рекомендации по работе с неблагополучными  семьями и подростками с отклоняющим  поведением.

 И  на основе исследований сделаны  следующие выводы:

Неадекватное  отношение родителей к подростку  обуславливает его тревожное  состояние, эмоциональный психологический  дискомфорт и как следствие –  отклоняющее поведение ребенка.

Уровень развития личности подростка  зависит  и от создания условий родителями.

Негативные  взаимоотношения между взрослыми  и подростком  формируются при  неблагоприятном климате в семье, и подросток, протестуя  против таких  отношений, может до конца не осознавая  свои поступки идет на крайние меры, иногда в виде девиантного поведения.

В неблагополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста.Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто заняты или уделяют должного внимания детям, поэтому не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

Взрослые  должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а  от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.

 

Список литературы

 

  1.  Змановский Е.В. Девиатология: /Психология отклоняющегося            поведения/ Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений-М.: Издательский центр «Академия», 2003.-288 с.
  2. В.Г.Степанов «Психология трудного школьника» Учебн.пособие для учителей и родителей-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 1998.-320 с.
  3. Грищенко Л.А., Алзамилов Б.Н./ Психология отклоняющегося поведения и задачи пед. реабилит. трудновоспит. Уч-ся: Учебн.пособие.-Свердловск, 1987.-250 с.
  4. Захаров А.И. / Как предупредить отклоняющееся поведение ребенка. М., 1986.-260 с.
  5. Кон И.С. «Психология старшеклассника».-М.: Просвещение, 1980
  6. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И.Рожкова.- М.: Гуманит.   изд. центр                  «Владос», 2003.-240 с.
  7. Зюбин Л.М. «Трудные дети».-М.: Просвещение, 2000.-396 с.
  8. Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога».-М.: Вако, 2005.-208 с.
  9. Практическая психология образования / Под ред. И.А.Дубровиной: учебник для в высших и средних учебн. Заведен.-М.: ТЦ «Сфера», 1997.-528 с.
  10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М: Просвещение, 1968. - 240 с.
  11. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. - Ростов: Феникс, 2004. -        352 с.
  12. Василькова Ю.В, Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999. - 330 с.
  13. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М: Медицина, 1983. - 255 с.
  14. Арламов А.А. Влияние социума на развитие ребенка. //Педагогический вестник Кубани. – 2002. – № 2.– С. 45-47.
  15. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений, М., 2006г.
  16. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. //Дети с девиантным поведением// М., 2003г.
  17. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска, г. Волгоград, 2007г.
  18. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике, М., 2003г.
  19. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991г.
  20. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. //Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии// Хрестоматия С-Пб., 2001г.
  21. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии/ Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.-  СПб.: Питер, 2001 – 148с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Опросник по выявлению подростков с отклоняющим поведением:

1. С кем  проживает ребенок (мать, отец, приемные  родители, мачеха, отчим, бабушка, дедушка, опекун)?

2. Материальное  положение семьи (крайне низкое, ниже среднего, среднее, достаточно высокое, высокое).

3. Жилищные  условия семьи (отдельная квартира, коммунальная квартира, общежитие).

4. Условия  жизни ребенка (отдельная комната,  уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то).

5. Кто  из родственников бывает с  ребенком в течение дня (отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие родственники, соседи, няня).

6. Продолжительность рабочего дня  матери (с _ до __ ; не работает).

7. Продолжительность  рабочего дня отца (с _ до __ : не работает).

8. Посещает  ли ребенок секции, кружки, если да, то отводит ли его кто-нибудь или он делает это самостоятельно?

9. Если  ребенок заболел и ему необходимо  каждый день посещать поликлинику,  его кто-нибудь отводит или  он делает это самостоятельно?

10. Часто ли ребенок не ночует  дома?

11. Вредные привычки матери (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков).

12. Вредные  привычки отца (курение, употребление  алкоголя, употребление наркотиков).

13. Часто  ли в доме устраиваются праздники (1 раз в месяц. 1 раз в неделю, чаще чем 1 раз в неделю)?

14. Имеет  ли мать инвалидность, связанную  с ограничением передвижения?

15. Имеет  ли отец инвалидность, связанную с ограничением передвижения?

16. Употребляет ли подросток  спиртное?

17. Употребляет ли подросток  наркотики?

18. Состоит ли подросток на  учете у участкового инспектора?

19. Состоит ли подросток на  учете в КДН?

20. Часто ли подросток приходит  в школу без тетрадей?

21. Часто ли подросток приходит в школу грязный?

22. Приходит ли подросток в  школу с синяками?

23. Часто ли подросток дерется?

24. Пьет ли подросток в присутствии  родителей?

25. Употребляет  ли подросток наркотики в присутствии  родителей?

26. Занимается ли подросток попрошайничеством?

Информация о работе Влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение подростков