Влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и теоретически обосновать влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение подростков; разработать методические рекомендации родителям по решению проблемы. Объект исследования: неблагополучная семья. Предмет исследования: девиантное поведение подростков. Задачи исследования:
- проанализировать научную литературу по теме исследования; -подобрать и реализовать методы исследования влияния неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка; - предложить рекомендации по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Неблагополучная семья, ее характеристика и влияние данной семьи на девиантное поведение подростков
§ 1. Неблагополучная семья и ее характеристика………………. 5
§ 2. Девиантное поведение подростков…………………………. 10
§ 3. Девиантное поведение подростков как результат влияния неблагополучной семьи………14
Глава 2. Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка

§ 1. Методы диагностики отклоняющего поведения подростка……18
§ 2.Рекомендация по работе с неблагополучными семьями во взаимоотношениях с детьми………20
Заключение………………………………………………………………… 23
Список литературы……………………………………………………….. 25
Приложение………………………………………………………………… 27

Работа содержит 1 файл

курсовая Гуденко.docx

— 52.75 Кб (Скачать)

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования 

«Ленинградский  социально-педагогический колледж»

Краснодарского  края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

Влияние неблагополучной семьи

на  девиантное поведение подростков

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Гуденко Анжелика Владимировна,

студентка 3 С группы социально-педагогического  отделения.

 

Научный руководитель:

Великоднева Ю.В., к.п.н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

Оглавление

 

Введение

 

3

Глава 1.

Неблагополучная семья, ее характеристика и влияние данной семьи на девиантное поведение подростков

 

§ 1.

Неблагополучная семья и ее характеристика……………….

5

         § 2.

Девиантное поведение подростков………………………….

10

§ 3.

Девиантное поведение подростков как результат влияния неблагополучной семьи……………………………………….

 

14

 

Глава 2.

Выявление влияния семьи  на отклоняющее поведение подростка

 

§ 1.

Методы диагностики отклоняющего поведения  подростка……………………………………………………… 

 

18

§ 2.

 

 

Рекомендация по работе  с неблагополучными семьями во      взаимоотношениях с детьми…………………………………

 

 

 

 

20

Заключение…………………………………………………………………

23

Список литературы………………………………………………………..

25


Приложение…………………………………………………………………    27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.

       В этой литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы. (1)

      Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных,  малозначительных факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости. Так должно быть. Но, увы, бывают досадные исключения. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены низменным человеческим страстям, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из положительного становится отрицательным фактором формирования личности. (2)

     К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей-они чаще всего формальны, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учёбу, будущее. Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы.

  Следует признать, что признаки кризиса действительно налицо. Нас же с точки зрения работы с семьей, влияния семейных отношений в различных типах неблагополучных семей на воспитание детей, интересуют следствия этого кризисного состояния, к которым с полным основанием отнесем следующие проявления: 1) резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей; 2) рост имущественных преступлений; 3) расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления; 4) рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки; 5) приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании; 6) распространение подростковой и юношеской проституции; 7) рост подросткового и юношеского суицида; 8) падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе и семье. Можно сказать, что это далеко не полный перечень тревожных  обстоятельств,  делающих проблему социально-педагогической помощи семье весьма актуальной.

Данной  проблемой занимаются многие ученые как В.В. Бодров, В.Е. Каган, Н.И. Козлов Г.И. Крайнев, Г.М. Миньковского, A.M. Полеева, Ю.П. Прокопенко, М.И. Рахмановой, Л.В. Чуйко, Б.Ю. Шапиро,  З.А. Янковой и др.

Все изложенное определило тему исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: в чем проявляется неблагополучие семьи? Как развивается девиантное поведение подростков? Что можно сделать, чтобы предотвратить влияние семьи на девиантное поведение подростков?

Цель исследования: изучить и теоретически обосновать влияние неблагополучной семьи на девиантное  поведение подростков; разработать методические рекомендации родителям по решению проблемы.

Объект исследования: неблагополучная семья.

Предмет исследования: девиантное поведение подростков.

Задачи исследования:

       - проанализировать научную литературу по теме исследования;

       -подобрать и реализовать методы исследования влияния неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка;

     - предложить рекомендации по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением.

Методы  исследования:

теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ литературы;

эмпирические:   использавание опросных методов.

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

Глава 1. Неблагополучная  семья,  ее характеристика и влияние  данной семьи на девиантное поведение  подростков

 

§ 1. Неблагополучная семья и ее характеристика

 

Неблоприятно-это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.

В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети». (8)

Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что  формы этого типа семей имеют  ярко выраженный характер, проявляющийся  одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности  семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что  приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и  эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная  забота о нем, неправильный уход и  питание, различные формы семейного  насилия, игнорирование его душевного  мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных  внутрисемейных факторов у ребенка  появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед  окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в  которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных  веществ, прежде всего алкоголя и  наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема. (6)

Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и  душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей.

Семьи с  алкогольной зависимостью.  Как  отмечают психологи (Б. С. Братусь,  В. Д. Москаленко, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.

Жизнь детей  в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. (3)

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и  приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане  уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость  и отсутствие безопасности, а так  же отчужденное поведение родителей  глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально – психологического травмирования  зачастую накладывают глубокий отпечаток  на всю дальнейшую жизнь. (7)

Среди явно неблагополучных семей большую  группу составляют семьи с нарушением детско – родительских отношений. В  них десоциализируются влияние  на детей проявляются не прямо  через образцы аморального поведения  родителей, как это бывает в «алкогольных»  семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.  (8)

«Конфликтными супружескими союзами, - отмечается в  одном из справочников по проблемам семьи - называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт – «хроническое состояние такой семьи». (14)

В конфликтных  семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной  особенностью конфликтных семей  является так же нарушение общения между ее членами. Как правило, за «затяжными», неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться.

Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагоприятный опыт в жизни. Негативные образы детства очень вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в зрелом возрасте. Поэтому, родители, не умеющие найти взаимопонимания друг с другом, обязаны всегда помнить о том, что даже при неудачном браке в семейные конфликты не должны втягиваться дети. О проблемах ребенка следует думать, по крайне мере, столько же, сколько о своих собственных. (14)

Своеобразным  индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается  поведение ребенка. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания, из–за служебной или личной занятости супругов.

Следствием  такого семейного воспитания детей  довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности  общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

 

§ 2. Девиантное поведение подростков.

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение)-вид отклоняющего поведения, при котором нарушаются правила и нормы установленные обществом. (8)

         Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. (7)

        Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.

Однако  подростки могут проявлять большую  делинквентную активность и тем  причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Информация о работе Влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение подростков