Влияние национальных традиций на развитие современной семьи

Дата добавления: 08 Февраля 2011 в 23:55
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (16.36 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Влияние.doc

  —  59.50 Кб

Статья посвящена изучению факторов формирования этнической идентичности подростков из национально-смешанных семей (этнических маргиналов). 

Практически во всех исследованиях в области детской  психологии подчеркивается решающее влияние  семьи на общее развитие личности ребенка, так как это влияние ребенок испытывает раньше всего, и тогда, когда он наиболее восприимчив. Роль родителей в период взросления можно считать основной; родители существенным образом воздействуют на усвоение детьми общественных, религиозных, политических и национальных ценностей, помогают им понять происходящее. 

Наше этнопсихологическое  исследование посвящено изучению факторов формирования этнической идентичности подростков из национально-смешанных  семей (этнических маргиналов). Нами было выдвинуто предположение, что положительное отношение подростков-маргиналов к национальным традициям является опосредующим звеном между позитивными взаимоотношениями подростков с родителями и их этнической идентификацией. То есть, на основе хороших, доверительных межличностных отношений подростка с родителями происходит успешное усвоение им национальных обычаев, традиций, культуры, а затем идентификация с народом, которому эта культура принадлежит.  

В нашем исследовании приняли участие 180 подростков из национально-смешанных (60) и национально-гомогенных (120) семей. Исследуемые подростки были объединены в 2 группы: 1 группу (экспериментальную) – 60 человек – составили выходцы из национально-смешанных (русско-армянских) семей; 2 группу (контрольную), состоящую из 2 подгрупп, составили потомки русских (60 человек) и потомки армян (60 человек). Подростки обеих подгрупп – это выходцы из национально-гомогенных семей. Число лиц мужского и женского пола во всех группах одинаково, т.е. в каждой группе по 30 человек.  

Характер взаимоотношений  подростков с родителями, а также  отношение подростков к национальным традициям в исследовании определяли с помощью методов опроса (интервью, анкетирование) и проективной методики «Незаконченные предложения» (МНП). Метод  семантического дифференциала («Полярные профили») был использован для выявления этнической идентичности подростков. 

На основе полученных результатов сделан вывод, что характер межличностных отношений подростков с родителями отражает их отношение  к национальным традициям. В группах подростков из национально-гомогенных (русских и армянских) семей отношение к национальным традициям связано с характером взаимоотношений подростка с родителем того же пола. В группах подростков из национально-смешанных семей положительное отношение к национальным традициям связано с позитивными взаимоотношениями с отцом. Для подростков-маргиналов значимыми в этом смысле являются взаимоотношения с отцом армянской национальности. Результаты нашего исследования подтвердили данные о том, что более уважительное отношение к национальным традициям и обычаям имеют родители армянской национальности; на последнем месте родители русской национальности, а родители подростков-маргиналов, состоящие в национально-смешанном браке, занимают промежуточное положение по анализируемому признаку.  

Заключение. Позитивное отношение подростков к национальным традициям связано с хорошими взаимоотношениями в семье и  может играть значительную роль в  процессе формирования их этнической идентичности. 
 
 
 
 

 Список литературы 

Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.  

Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988.  

Джандильдин Н. Природа  национальной психологии. Казахстан, 1971.  

Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и  социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. №5. С.5 – 23.  

Коротеева В.В. Этнические символы и символическая природа  этничности: концепции Дж. Армстронга, Э.Смита и Э. Хобсбаума. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭА РАН. 1994. С.37 – 55.  

Косвин М.О. Этнография и история Кавказа: исследования и материалы. М.: Изд-во восточной  литературы, 1964.  

Платонов Ю.В., Почебут  Л.Г. Этническая социальная психология. СПб., 1993. 

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 

Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. 

Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.

Страницы:← предыдущая12
Описание работы
Семейные традиции -это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи. Семейные законы являются неписанными законами семейной жизни и воспитания.
Содержание
содержание отсутствует