Влияние национальных традиций на развитие современной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 23:55, реферат

Описание работы

Семейные традиции -это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи. Семейные законы являются неписанными законами семейной жизни и воспитания.

Работа содержит 1 файл

Влияние.doc

— 59.50 Кб (Скачать)
 

Семейные традиции -это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и  ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи. Семейные законы являются неписанными законами семейной жизни и воспитания.  

Необходимость воспитания уважительного отношения к семейным традициям продиктована изменениями  в социальной ситуации развития общества, семьи и ребенка: образование  ценностно-нормативного вакуума, снижение авторитета старшего поколения, забвение семейных традиций. Для определения критериальных показателей сформированности уважительного отношения к семье, необходимо выделить особенности развития современных семей. Ни одна семья не может быть изолированной клеткой в современных условиях. Семейную жизнь формируют экономические и географические условия, на нее оказывает влияние этническая культура, историческое развитие страны, установившаяся система ценностей и индивидуаьная осведомленность. Общественная микроструктура, которой является семья, создает основной элемент общественной локальной системы и становится элементом локальной системы воспитания. Локальная принадлежность семьи, определенная местом ее проживания, в значительной степени детерминирует качество социальных процессов, которые в ней происходят, выбор ценностей для семьи. Разные условия для развития семьи создают традиционная деревня и промышленный город, меньше -отличия между деревней, находящейся возле города и промышленным районом, малыми и средними городами.  

Типичными чертами  сельского общества являются: знание жителями друг друга, большая однородность взглядов, интересов, установившихся ценностей  и характера выполняемой работы. Соседство выполняет функцию  контроля в отношениях к воспитательной деятельности семьи, чем модифицирует форму ее деятельности, и в отношениях к поведению индивида, в отличие от города, где отношения имеют анонимный характер, а индивидуальный заменяет безличностный контроль социальных институтов. Город, в противоположность деревне, характеризует огромное количество различных институтов, люди имеют большую свободу выбора общественных ролей и принадлежности к группам. Природное окружение открывает больше возможностей для реализации сельской семьи, чем городской, где доминирует более богатое содержание культурных и семейных традиций. Спокойный, регулируемый изменениями в природе, ход жизни села отличается от быстрого, ритмичного темпа жизни и работы в городе. Город характеризует большое количество общественных групп, большой уровень подвижности, в то время как в деревне классово-условная структура является более однородной. В структуре и функционировании сельских и городских семей проявляется разница, которая отражается на формировании семейных традиций. Вместе с общественно-экономическими переменами, индустриализацией и урбанизацией возникает разница между общими типами локального общества. Локальная принадлежность семьи характеризуется созданием ее общественно-экономического статуса и влияет на бытовую ситуацию и культурные традиции семьи. Общественный статус семьи определяется типом работы, которую выполняют родители, их образованием, а экономический статус - количеством заработка семьи. Уровень и направленность образования родителей в значительной мере определяет стиль культурной жизни семьи и детерминирует не только объем интересов ее членов, но и умение детей учиться и формирование их планов на будущее. Чем выше уровень образования родителей и более урбанизировано окружение, в котором живет семья, тем более существенно влияние культурного содержания на развитие детей. Значительно влияние таких достижений культуры как кино, театр, средства массовой информации и др.  

Общественная позиция  родителей и их личная профессиональная и жизненная осведомленность, накопление семейных традиций определяют систему воспитательных методов и средств, которые направлены на детей. Высокий уровень образования родителей и их общественная позиция способствуют достижению высокого уровня подготовки к школьной жизни детей, получению ими высоких оценок, лучшей приспособленности к школьным условиям и жизни в обществе. Дети часто оценивают своих ровесников через призму общественной позиции, достигнутой родителями. Статусу семьи не детерминирует однозначно ее экономический уровень. Высокая образованность родителей и престижная профессия часто не имеют связи с количеством полученных доходов .  

Бытовая ситуация в  семье характеризуется в основном материальными и жилищными условиями. Бытовые условия семьи могут  воздействовать на детей прямо и  косвенно. Чаще обращают внимание на тот факт, что низкие доходы ограничивают возможность создания оптимальных условий развития и удовлетворения определенных потребностей детей, которые связаны с их позицией в группе. Значительным элементом бытовой ситуации в семье является факт владения квартирой, он не свидетельствует об эффективности воспитания детей в семье, но является условием для этого. Тяжелые материальные условия ведут к поиску дополнительного заработка, росту конфликтов между мужем и женой, могут вызвать рост агрессивных реакций по отношению к ребенку. Не удовлетворенные общественные потребности подрастающего поколения делают тяжелой адаптацию и общественное функционирование детей во внесемейном окружении. Таким образом, в структуре современной семьи можно выделить следующие составляющие, которые влияют на содержание и сохранение семейных традиций:  

- социальный состав  семьи;  

- количественный  состав семьи;  

- общественно-правовые  отношения, которые объединяют  членов семьи;  

- внутрисемейные  связи и отношения.  

На основе данного  взгляда на структуру современной  семьи можно выделить критерии сформированности и критериальные показатели уважительного  отношения к семейным традициям: осознанность; полнота представлений  о том, что семейные традиции являются культурными ценностями семьи и законами, которые необходимо соблюдать в целях сохранения единства семьи, уважения членов семьи друг к другу; сформированность эмоционально-мотивационного компонента, проявляющегося в сопричастности ребенка к семейным традициям, истории рода, в наличии положительных эмоциональных проявлений по отношению к членам семьи, в способности к сочувствию, сопереживанию, в готовности ребенка перевести существующие в семье традиции в персональную привычку личности, в проявлении уважительного отношения к традиции как в реальной, так и в вербальной ситуации; активность в решении проблемных ситуаций. 
 
 
 
 
 

Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника

Введение. 

Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. 

Патриотизм –  это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территория, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. 

Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не привязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. 

Родная культура, как отец и мать, должна стать  неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. 

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. 

В детских садах  разработаны программы по приобщению детей к народной культуре, как своего народа, так и России. Благодаря этому у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками. 

В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить  с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного  творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. 

Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались  как естественные проявления психофизических  возможностей человека, его природных  физиологических возможностей.  

Мелодический рисунок народных песен органично связан с рельефом выразительных интонаций человеческой речи, возгласов-кличей. В детских песнях особенно заметна эта непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны их, как правило, охватывают так называемые примарные тоны детского голоса и складываются из доступных каждому ребенку секундовых, терцовых и квартовых интонаций. «Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народного музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов… Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат…» (83, с.6). 

Все это справедливо  по отношению к детскому фольклору всех народов. Кроме того, язык народной музыки с его самобытной ладовой системой, разнообразными типами ритмической организации прекрасно подготавливает детей к восприятию современной музыки. Вот почему наиболее эффективные методы музыкального развития детей во всем мире основываются на народной песне. Она в «простой и доступной ребенку форме передает высокие ценности искусства и национальной культуры» (46, с.52). 

Педагогическая культура, ее сущность и содержание. 

Педагогическая культура народа – это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, в детском питании и правилах кормления детей, в детском фольклоре и во многих других элементах народной поэзии. 

С возникновением воспитательно-образовательных  учреждений и формированием науки  о воспитании, педагогическая культура включает в себя и государственную  систему народного образования, включая подготовку учителей, и педагогическое просвещение масс. 

В педагогической культуре получила отражение эволюция педагогических представлений народа с древнейших времен до настоящего времени. В педагогической культуре глубокой древности монопольная  роль принадлежала, бесспорно, матери. Уже самый процесс кормления первобытного младенца грудью – значительно более длительный, чем у животного, его тесная физическая близость к матери – были прообразом и началом контактов душевных, первых педагогических влияний. 

Не только предметы ухода за детьми, но и само отношение к воспитанию претерпевают постоянную эволюцию вместе со всем материальным и духовным прогрессом общества. Каждому человеку свойственна инстинктивная, безотчетная любовь к своим детям. Инстинктивность в свою очередь порождает стихийный элемент в воспитании. Процесс воспитания может стать управляемым только при условии, если регулируемо чувство любви к собственным детям, и если оно учитывает интересы других детей, подрастающего поколения народа и страны в целом. 

Любовь к детям  может рассматриваться не только как сугубо личное чувство, но также  как принадлежность большой и  малой семьи, рода, племени, народности, народа и страны. Понятие о народной педагогической культуре может быть вполне научным только при условии, если в воспитании подрастающего поколения учитываются интересы всего народа и речь ведется о народном воспитании. 

Любовь к детям  важнейший компонент педагогической культуры человечества, одновременно элемент педагогической культуры и  человека. Педагогическая культура отдельной личности в цивилизованном мире не может измеряться любовью только к собственном мире. Эгоистическая любовь исключительно к своим детям как порождение семейного эгоизма была чужда народному воспитанию. Эволюция общественной жизни расширяет общественный кругозор людей, что влечет за собой повышение уровня и педагогической культуры. Высокий уровень педагогической культуры непременно связан с общественными интересами, предполагает беспокойство за судьбы всего человечества, за его будущее. Поэтому разумная любовь к детям при высокой педагогической культуре всегда деятельная, требующая участия каждого и всех в воспитании и перевоспитании подрастающего поколения, а также самовоспитания. Санкт-Петербургский государственный университет  

Информация о работе Влияние национальных традиций на развитие современной семьи