Влияние хип-хоп культуры на общее развитие культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:Анализ форм и содержания хип-хоп субкультуры с последующим выявлением их структуры и взаимодействия с современным обществом и ее влияние на доминирующую культуру.
Задачи:
-Уточнить понятие молодежной субкультуры.
-Исследовать историю появления и развития молодежных субкультуры хип-хопа в российском обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….….….3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ В СОЦИОЛОГИИ…..….5
1.1.Возникновение субкультуры...………………………………. …….5
1.2. Элементы молодежной субкультуры…………………..…………..8
1.4. Хип-хоп культура в России………………………...……………...17
ГЛАВА 2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ХИП-ХОП КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИУМ 21
2.1. Положительные и негативные проявления хип-хоп
культуры ………………………………………………………………….……..21
2.2. Оценка влияния хип-хоп культуры на доминирующую
культуру…………………………………………………….…….….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..………30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……….………………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1.Диаграмма 1.Оценка влияния хип-хоп культуры на доминирующую культуру………………………………………………………………………….33
2.Диаграмма 2. Уровни развития хип-хоп культуры в России и за рубежом………...………………34
3. Схема 1. Составляющие субкультуры………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_po_sotsiologii.docx

— 95.72 Кб (Скачать)

 1) то, чему отдают предпочтение в наибольшей мере (акты поведения, приближающиеся к социальному идеалу; это то, чем восхищаются, но чего не всегда придерживаются);

2) то, что считается  нормальным, правильным (так поступают  в большинстве случаев);

3) то, что не одобряют, осуждают и — на крайнем  полюсе — считают аморальным. 
 
   К ценностям, которые будут характеризовать и будут выделять субкультуры как таковые, мы отнесем именно те ценности, которые присущи определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду в частности.  
 
 Стиль и образ жизни. Эта категория объединяет в себе такие компоненты, как стиль жизни, образ жизни, социальные роли и статусы. Стиль жизни будет пониматься как социально-психологическая категория, выражающая определенный тип поведения людей. Это понятие позволит сконцентрировать внимание на субъективной стороне человеческой деятельности, мотивах, формах поступков, повседневного поведения индивида. 
 
 Образ жизни, соответственно, будет охватывать совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, примаемого в совокупности с условиями жизни, которые ее определяют. Эта категория дает возможность комплексно, во взаимосвязи рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, общественную жизнь и культуру, выявлять причины их поведения, обусловленного укладом, уровнем и качеством жизни.  
 
 Социальные роли и статусы также относятся к стилю и образу жизни. Образ жизни индивида в культуре и субкультуре предполагает набор ролей, выполняемых индивидом в разных обстоятельств. Можно утверждать, что описать все возможные обстоятельства вряд ли удастся, однако среди них можно выделить классы стандартных обстоятельств, в которые индивид попадает регулярно. В каждом классе таких обстоятельств человек выполняет определенную роль. Инвариантный класс обстоятельств предполагает ограниченный набор ролей; выполняя их, различные личности реализуют одни и те же требования институтов, выработанные для данных классов обстоятельств и способные быть отражением своеобразности субкультуры.  
 
 К стилю и образу жизни, который будет характеризовать и отличать субкультуру как таковую, мы отнесем именно тот стиль и образ жизни (стиль жизни, условия жизни, роли и статусы), который присущ определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.  
 
 Социальные институты как системы норм. Понятие института мы понимаем как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, с помощью которых организуется жизнь общества, обеспечивается устойчивость связей и отношений в пределах его социальной организации.         Деятельность социального института определяется: во-первых, набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; во-вторых, его интеграцией в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иного социального института, осуществлять социальный контроль над институционными типами действий; в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля. В связи с этим социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как внешней, формальной (материальной) структуры, так и внутренней, то есть с позиции содержательного анализа их деятельности. Нас будет интересовать именно внутренний (содержательный) аспект их деятельности.  
 
 Из содержательного взгляда, социальный институт — это набор целесообразно ориентированных стандартов поведения лиц в типичных ситуациях. Эти стандарты поведения нормативно урегулированы. Они закреплены нормами права и другими социальными нормами. В границах социальной практики возникают виды социальной активности, причем правовые и социальные нормы, регулирующие эту деятельность, концентрируются, группируются в определенную систему, которая обеспечивает данный вид социальной деятельности. Это система-социальный институт.  
 
 Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение этой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института.  
 
 Различные субкультуры имеют свои способы упорядочения их жизни как субкультур. В пределах субкультур могут возникать определенные специфические для них институты.Эти институты обнаруживают присущую иерархию.  
  
 Институт, как мы уже отмечали, предполагает определенную систему норм, усваивающихся в процессе социализации. Одни из них осознаются (независимо от того, писаные они или нет), а другие не осознаются. Можно предположить, что субкультура держится как раз на несформулированных и несознаваемых нормах. Обучение таким нормам осуществляется на примерах, то есть в процессе реального поведения. Реальное поведение — это проявление определенной роли, предусмотренной в определенном институте, при соответствующем инвариантном классе обстоятельств.  
 
 Процедурное знание: навыки, умение, способы осуществления, методы. Сюда входит именно то знание, которое необходимо для выполнения набора ролей, предусмотренного для индивида определенной субкультурой.  
 
 Потребности и склонности. Потребности мы будем понимать как состояние нехватки из чего-либо, состояние, стимулирующее деятельность, направленную на компенсацию этой нехватки. Потребности лежат в основе образования ценностей. Человеческие потребности бывают неосознанными (их называют влечениями) и осознанными. Осознание потребностей служит формированию интереса, мотива, ориентации, установки, цели, решение, действия. По критерию происхождения потребности разделяют на естественные, или биогенные, то есть первичные (в самосохранении — пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и т.п.) и социогенные, вторичные (в самоутверждении, общении, различных достижениях, в дружбе, любви и т.п.; в знаниях, саморазвитии; в творчества, самовыражении). Первичные и вторичные потребности имеют социальный характер: они опосредствуются обществом, которое определяет конкретные формы их проявления и удовлетворения.  
 
 Нас будут интересовать, прежде всего, именно социальные потребности людей: потребности в общении, в самосохранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении; социогенез вторичных потребностей; особенности общественного формирования конкретных проявлений и способов удовлетворения таких потребностей.  
 
 Склонность мы будем понимать как устойчивую ориентированность человека на что-то, желание заниматься определенным видом деятельности. Склонность формируется и развивается под влиянием условий жизни, обучения. 
 
 К потребностям и склонностям, которые будут характеризовать и выделять субкультуры как таковые, мы отнесем потребности и склонности, присущие определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности и удовлетворяющиеся и реализовывающиеся в рамках определенной субкультуры, выбранной индивидом.  
 
          1.3 Хип-хоп культура в России.

  В России субкультуры получили свое развитие гораздо позже,чем в других странах. В 1986 году было официально признано существование неформальных группировок в СССР. По молчаливому согласию подростки стали «отгораживаться» от взрослых одеждой, атрибутикой, сленгом, манерами и моралью, за что и подвергались осуждению. Тогда-то подростковые группировки и начали делить на асоциальные, антисоциальные и т.д. Хип-хоп кульутура начала появляться с 1988 годов и продолжнает развитие и сейчас. Актуальность влияния развития именно этой культуры заключается в том, что на данный момент она оказывает явное влияние на некоторые сферы общество. Такие как музыкальная индустрия, телевидение и т. д. Внедрение собственных элементов в доминирующую культуру России,  тоесть в обычную, развивающуюся культуру быта оказывает как положительные,так и отрицательные черты.

  Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это — социальная и экономическая неустойчивость общества. Экономический подъем, наблюдавшийся в последние годы, принципиально картину не изменил. Проще говоря, нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения.

Среди российских подростковых сообществ группировка хип-хоперов появилась не так давно, но уже есть заметные ее проявления в обществе.

Когда кто-то начинает говорить о хип-хопе, сразу возникает ассоциация с английским словом «street» — улица. Считается, что это направление родилось на улицах кварталов США.

  Так же распростроняется среди подростков: «брейк-данс», «рэп», «граффити», «ди-джеинг» и даже «стритбол» (уличный футбол) и «роллинг» (катание на роликах). «Подгруппы» хип-хопа разнообразны, возможно, именно поэтому данная субкультура охватила довольно широкие круги молодежи в России.

 

  Сейчас направление поддерживается органами государственной власти и становится все более популярным и на сцене. Эта молодежная субкультура противопоставляется криминальным подростковым группировкам, т.к. «битвы» здесь пропагандируются исключительно с целью установить, кто лучше владеет техникой того или другого из танцевальных направлений.

  Среди поклонников этой субкультуры ценится ловкость, умение двигаться и только потом уже — сила, необходимая для акробатических движений. Особенно наглядно это можно наблюдать в брейке, или ломаном танце, который нашел много поклонников среди наших подростков.

  Появились и все большей популярностью пользуются хип-хоп-школы, а также проводимые фестивали, конкурсы, в том числе и граффити.

 

Выводы.

Молодежная субкультура  – это система определенных норм и ценностей, присущие определенной  части общества. Любая субкультура  включает в себя такие элементы, как культура, мода, цели и атрибуты. Хип-хоп культура включает в себя увлечения, которые беспредметны и  имеют щирокое развитие. В России субкультуры (хип-хоп культура и другие) появились позже, чем на Западе, проявляли особенное развитие в 1980 года, и продолжают развитие и сейчас.

Молодежные субкультуры  всегда играли важную роль в обществе. Много раз они были причиной фундаментальных социально-политических изменений. Находясь вне основных поведенческих групп, они рассматриваются как угроза политическому и экономическому статус-кво общества и поэтому подвергаются активным нападкам при помощи любых имеющихся в наличии средств, часто неэтичных и даже незаконных, с целью снижения их влияния на остальную часть населения. В результате таких атак лишь немногим субкультурам посчастливилось просуществовать достаточно долго. И если это удавалось, то зачастую субкультуры оказывали положительное воздействие на жизнь общества.

В настоящее время глобализация и практически неограниченные возможности  во многом определяют формирование и  эволюцию субкультур в обществе. Несмотря на то, что современные средства коммуникации за счет высокой скорости передачи информации способствуют более  быстрому распространению субкультур, они также облегчают процесс  контроля и манипуляции. Движению хип-хопа, например, потребовалось почти десятилетие, чтобы развиться и вырасти из группы в субкультуру, которая навсегда изменила американское общество. Сегодня субкультурам достаточно нескольких недель или месяцев, чтобы начать мгновенное воздействие на глобальном уровне. В то же самое время, используя исключительно средства массовой информации и он-лайн коммуникацию, они быстро попадают под прицел официального контроля и трансформирования. Возможно, по этой причине мы больше не наблюдали субкультур, аналогичных движению хип-хопа. Но все же хип-хоп получил распространение в обществе и на данный момент положительно влияет на него.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. 2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ХИП-ХОП КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИУМ.

        2.1. Положительные и негативные проявления хип-хоп культуры.

 Положительные  проявления.

Чаще хип-хоп  культура увлекает за собой именно молодое поколение, тоесть подростков и старше. Подростковый возраст характеризуется в как весьма сложный период. В этот период человек претерпевает кардинальные изменения. Развёртывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребёнке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют не только среди взрослых. 
 Социализация как «подготовка подростка к жизни в обществе, активное включение его в жизнь общества с целью приобретения им опыта и навыков воспроизводства общественных связей», как «социальная адаптация – приспособление индивида к условиям социальной среды, усвоения общественных норм и правил поведения, выбор личностью своей роли и позиции в общей системе социальных отношений и включение в эту систему черездеятельность. 
 Исследуя социализацию подростка посредством хип-хоп культуры, специалисты , изучающие хип-хоп, как феномен молодёжной субкультуры утверждают, что хип-хоп культура является действенным средством социализации подростков,как и любая другая субкультура. Она привлекательна для подростков тем, что основывается на музыке, объединяет группы неформальной молодежи, реализует соревновательное начало. 
 
 Хип-хоп культура при соответствующем подборе содержания, форм, методов способствует: осознанию подростка своей принадлежности группе, 
определяет его вкусы, интересы, потребности к личностному и творческому росту, воспитывает верность сообществу. Так же способствует личностному и творческому росту, развитию в мальчиках и юношах мужского начала,  
получению знаний, умений и навыков в сфере хип-хоп культуры и смежных областях. И стремлению к физическому совершенствованию (брейкданс). 
 
 Эти качества способствуют успешному вхождению подростков в общество. 
 Преверженники хип-хоп культуры обладают достаточным уровнем знаний, умений, чтобы принципиально, аргументировано и грамотно отстаивать свои позиции в беседах, дискуссиях, на форумах Интернет - порталов, по хип-хоп тематике, о чем говорят и результаты мониторинга качества обученности и воспитанности. Можно говорить и о результатах в воспитании: хорошем уровне толерантности (относительно возраста, интеллекта, национальности, внешности, гендерных особенностей и т.д.), более четко выражается гражданская позиция, стремление к самоанализу своей индивидуальности, осознанию своих права и обязанностей, профессиональному самоопределению (молодые люди в основном находят дальнейшую учебу, работу соответствующую своим интересам, способностям. 
 
 Таким образом, можно говорить и о социальная адаптация подростка в обществе сегодня через занятия «хип-хопом», а не только в будущем.  
 
 Тоесть приобщение к занятиям хип-хопом, приобщение к хип-хоп культуре, при соответствующем подборе содержания, форм, методов - действенный путь успешной социализации личности подростков.

Негативное отношение, негативная оценка хип-хоп культуры.

  В любой субкультуре, а тоесть в молодежной среде у подростка, формируется "мы-концепция". С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на "своих" и "чужих", причем взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны. Формирование "Мы-концепции" является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. Другая деятельность чаще всего перестает быть важной задачей. Ведущей деятельностью становится свое отношение к своей субкультуре. В рассматриваемом случае, к субкультуре хип-хопа.

  Так же отличительной чертой хип-хоп культуры является беспредметность. Последователям хип-хоп культуры не нужны определенные предметы для их рода увлечений, танцев,битбоксинга и т.д. И к сожалению, в молодежной среде, а особенно в среде хип-хопа, привыкли, что, принимать наркотики-модно, престижно и почти обязательно,так же и с алкоголем,табаком и т.д. Это ошибка, стереотип, не правда. Но анализ таких молодежных субкультур, как хип-хоп показывает, что употребление вредящих организму веществ  является в большей или меньшей степени значимым атрибутом данной субкультуры, который может выступать как: ритуал приобщения к субкультуре; способ идентификации с ее представителями; элемент символического мира субкультуры; особая форма коммуникации в сообществе; формой протеста по отношению к "взрослой" культуре. 
 Специфика массового самосознания подростков, молодежной хип-хоп субкультуры в целом базируется не только на противопоставлении миру взрослых по признаку "старые - молодые", но, прежде всего по признаку "современные - несовременные". Иначе говоря, одним из фундаментальных психологических атрибутов молодежной субкультуры помимо ценностных ориентации, традиций, поведенческих стереотипов, является особая укорененность в настоящем. Тенденции настоящего, молодым человеком воспринимается как нечто абсолютное. В этой связи в подростковой субкультуре наркотики, табак или алкоголь воспринимаются как особый атрибут современности, но все же, хип-хоп культура не является чем-то изолированным по отношению к культуре вообще и обществу в частности. Изменения, происходящие в обществе, активно ассимилируются и трансформируются хип-хоп культурой и влияет на доминирующую культуру. 
 В современных исследованиях молодежных субкультур особенное внимание уделяется экспериментам с телесностью и чувственностью: не только через одежду, (что характерно для предыдущих субкультур), но и через тело: бритье головы, татуировки, нанесение шрамов. В этом контексте употребление наркотиков, алкоголя или табака также рассматривается как эксперементирование..  
Таким образом, физиологические, социально-демографические,а так же психологические и педагогические особенности подросткового возраста являются факторами, образующих комплекс причин ведущих к наркомании, курению или принятию алкоголя человеком, участвующим в в культуре хип-хопа.

2.2 Оценка влияния хип-хоп культуры на доминирующую культуру.

   Внутри доминирующей культуры формируются субкульутры (в частности хип-хоп культура) на основе общих признаков, близости пространства, общей судьбы, принадлежности к одному уровню социума(например,люди,проживающие в одном районе). Обретая общую историю, часть общества создает свою культуру. Этот процесс в чем-то подобен процессу создания группы: на базе общего опыта и знаний вырабатываются общие модели мышления, отношений, представлений и ценностей. Без группы не может быть культуры, равно как без объединяющей культуры совокупность людей нельзя назвать группой.

 

Исходя из сказанного, можно  сделать вывод, что хип-хоп субкультура не монолитный феномен. Большинству членам общества присущи доминирующая культура или множество других субкультур в ее рамках.

Доминирующая культура выражает ключевые ценности, разделяемые большинством. В нее входят глобальные компоненты восприятия культуры, которые отличают одну культуру от другой.

Субкультуры распространены в обществе, в которых людям приходится приспосабливаться к специфике деятельности или местным условиям. Например, хип-хоп субкультура по стравнению с доминирующей культурой всего общества имеет свою специфику, свойственную обществу, которое занимается ее реализацией. В целом любое подразделение в обществе или, любая группа имеет свое «лицо», создает свою субкультуру. Таким образом, общие понятия доминирующей культуры сохраняют свое значение, но модифицируются в зависимости от конкретной ситуации.

Если бы ообщество не имело доминирующей культуры и состояло только из множества субкультур, ее значимость культуры как независимой составляющей организации была бы значительно меньше, потому что не было бы единого представления о поведенческой норме. Именно единое мнение, существующее в обществе, делает ее таким могучим средством управления поведением ее членов. Однако, подчеркивая роль доминирующей культуры, не следует пренебрегать значением субкультур, которые в не меньшей степени влияют на поведение членов организации.

Среди множества субкультур можно выделить по крайней мере три типа:

 

- субкультуру отдельной  части общества, в которой приверженность ключевым ценностям выражена более ярко, чем в остальной ее части;

- субкультуру, одновременно  воспринимающую как ценности  доминирующей культуры, так и  другие ценности, свойственные только  этой группе, но не вступающие  в противоречие с доминирующими;

- контркультуру, т. е.  субкультуру, ценности которой  вступают в конфликт, открыто  противоречат доминирующим.

Информация о работе Влияние хип-хоп культуры на общее развитие культур