Власть и эффективность работы фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описание системы «власть и фирма», охарактеризовать цели деятельности фирм с учетом того, как фирма должна приспосабливаться к внешней власти и поддерживать исполнительскую дисциплину за счет рычагов власти внутри фирмы. Также понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. проанализировать проблемы его развития.

Содержание

Введение.

А. Общий обзор концепции власти . . . . . . . . . . . . . . 3

Б. Специфические особенности властных отношений в фирме. . . . 7

Глава 1. Источники и формы власти. Их плюсы и минусы . . . . . . . 11

1.1. Власть, от принуждения (экономического, внеэкономического) 11

1.2. Власть, основанная на вознаграждении . . . . . . . . . . . 14

1.3. Экспертная власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

1.4. Эталонная власть (власть примера) . . . . . . . . . . . . 16

1.5. Законная власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Глава 2. Критерии эффективности власти . . . . . . . . . . . . . . 22

2.1. Адекватность принимаемых управленческих решений. . . . 22

2.2. Эффективность исполнения решений подчинёнными. . . . . 23

2.3. Методы реализации властных решений. . . . . . . . . . . 25

2.3.1 Убеждение и участие. . . . . . . . . . . . . . . 25

2.3.2.Необходимость власти в управлении. . . . . . . . . 29

2.3.3. Баланс власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

2.3.4. Власть подчиненных. . . . . . . . . . . . . . . . 32

2.3.5.«Власть коллег» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

2.3.6. Оценка эффективности решений и ее коррекции. . . . 33

Глава 3. Влияние управленческих решений в фирме на эффективность ее деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

3.1. Контроль эффективности принятия и исполнения решений. . . 36

3.2. Анализ » форм и типов власти, применяемых в фирме «ЮНИЛЭНД-ЕКАТЕРИНБУРГ и в ее Пермском филиале. . 38

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Список литературы. . . . . .

Работа содержит 1 файл

Курсовая-Власть и фирма.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

       Стараясь оказывать влияние на  других, люди занимаются, выражаясь  фигурально, "продажей", хотя и  не так явно, как при продаже  страховых полисов. Это особенно  верно для организаций, в частности,  когда у человека нет формальной власти над другими или когда он не может предложить никаких вознаграждений. Способность влиять путем убеждения зависит от ряда факторов. Руководитель должен заслуживать доверия. Его аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень слушателя: она не должна быть слишком сложной, но и не должна быть упрощенной. Цель которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей его слушателей.

       Дело только выиграло бы, если  бы черты характера и поведение  руководителя нравилось бы его подчиненным. Многие аргументы и попытки "продать" что-то потерпели крах только потому, что потенциальному покупателю не понравилось именно личность продающего, а не его товар или услуга. Самая слабая сторона такого влияния медленное воздействие и неопределенность. Чтобы убедить кого-либо в чем-либо, требуется, очевидно, больше времени и усилий, чем издать приказ, подкрепленный властью, основанной на принуждении, традиции или харизме. Не имеет значения, сколько вложено усилий все равно никогда нельзя быть уверенным, что слушатель воспримет влияние.

       Кроме того, в отличие от других  форм, влияние путем убеждения  имеет одноразовое действие. Руководитель, предпочитающий метод убеждения,  каждый раз, когда он хочет  повлиять на кого-либо, должен  начинать все сначала, что увеличивает время, затраченное на процесс убеждения. Прежде всего, использование убеждения не означает отказа от других имеющихся инструментов влияния. Например, харизма только способствует убеждению, помогая слушателю отождествлять себя с руководителем. Влияние с помощью традиции и положительного вознаграждения усиливает убеждение, увеличивая доверие к руководителю.

       Если исполнитель знает, что  руководитель имеет возможность  принудить его, но старается  избегать этого, сила убеждения может быть значительно умножена подкреплением потребности в уважении.

       Если убеждение не помогает, руководитель, имеющий другие средства влияния,  может прибегнуть к ним. А  когда убеждение достигает цели, возможность руководителя влиять  через разумную или слепую веру возрастает. Фактически, как часто и бывает во взаимоотношениях линейного и штабного персонала, постоянный успех метода убеждения может дать человеку способность влиять через разумную веру. Самое большое преимущество в использовании убеждения в организациях заключается в том, что выполнение работы человеком, на которого влияют, не нужно будет проверять, и он, по всей вероятности, постарается выполнить больше, чем минимальные требования, потому что он считает, что эти действия помогут удовлетворить его личные потребности на многих уровнях. Человек, получивший приказ, подкрепленный принуждением, обычно выполняет его, но по минимуму. Иногда кажется, что методика принуждения эффективна, но связанные с ней проблемы могут возникнуть несколькими неделями или месяцами позже на стадии выполнения. Влияние через участие идет даже дальше, чем убеждение в признании власти и способностей исполнителя. Руководитель не делает никаких усилий, чтобы навязать исполнитель свою волю или даже мнение. Вместо того чтобы убеждать исполнителя принять сформулированную руководителем цель, руководитель просто направляет его усилия и способствует свободному обмену информацией. Экспертная власть как руководителя, так и исполнителя может быть объединена в единую позицию, в которую оба будут искренне верить.

       Влияние имеет успех потому, что  люди, вдохновленные потребностями  высокого уровня, как правило,  работают усерднее всего на  ту цель, которая была сформулирована  с их участием. Однако, решимость,  основанная на единстве, может  так же воздействовать на руководителя, как и на исполнителя. Участие в принятии решений совершенно явно апеллирует к потребностям более высокого уровня власти, компетентности, успехе или самовыражении. Поэтому этот подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами и при условии, что можно положиться на то, что исполнитель будет работать на цели, которые он сам выбрал.

     Страх, вознаграждение,  традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие  в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, аппелируя к его потребностям. Но даже то редкий руководитель, который имеет в своем арсенале все эти механизмы, должен принимать во внимание и другие факторы. Недостаточно иметь власть: она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе предпочтительно вдохновленной направленной на достижение целей организации. Наиболее сильным влияние будет тогда, когда исполнитель высоко ценит ту потребность, к которой апеллируют, считает важным ее удовлетворение или неудовлетворение и думает, что его усилия обязательно оправдают ожидания руководителя. И наоборот, если какой-нибудь из этих компонентов отсутствует, то власть влияющего руководителя уменьшается или исчезает вовсе.

     2.3.2.Необходимость  власти в управлении.

     В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, т.к. он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне  ее. Джон П. Коттер подчеркивает это, когда  утверждает, что руководителю необходимо развивать власть, «потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им подчинены, и, во-вторых, потому что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его или ее приказов только потому, что он или она – начальник».

     В различных подразделениях организации  руководитель зависит от своего непосредственного  начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации: поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов.

     В идеальном варианте все эти люди и силы будут охотно сотрудничать с руководителем и предоставлять  все необходимое для выполнения работы и достижения целей организации. К сожалению, реальный мир делает эту работу несколько сложнее.

     Даже  в том случае, когда руководитель обладает четко определенными полномочиями направлять усилия подчиненных, это  не всегда оказывается возможным. Подчиненные  могут отказаться выполнить просьбу  руководителя, тем самым сводя  на нет все его полномочия. Современные рабочие обычно гораздо более образованы и меньше согласны смириться с традиционной властью, чем их предшественники. Даже если такой проблемы не возникает, руководитель часто зависит от людей, которые ему формально не подчинены. Например, по части информации и услуг, линейный управляющий теперь все больше зависит от штабного управленческого персонала, над которым у него нет никакого контроля. В некоторых ситуациях у штабного персонала есть только совещательные полномочия и в осуществлении своих рекомендаций аппаратчики зависят от линейных руководителей.

     Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудности, которую испытывает руководящий  персонал. Однако страдают не только чувства. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными “неуправляемыми” силами, он или она не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность, как индивидуального трудового вклада, так и деятельность всей организации.

     Власть  и влияние, инструменты лидерства  являются фактически единственными  средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной  способностью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он или она не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Т.о. власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации. Как утверждает социолог Р. Бирстед, “власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка”.

         2.3.3. Баланс власти

     Концепция зависимости также подтверждает несостоятельность еще одного распространенного мнения о власти.

     Многим  людям кажется, что обладание  властью подразумевает навязывать свою волю, независимо от чувств, желаний  и способностей другого лица. Если бы это было так, то назначенные руководители организаций всегда имели бы власть для оказания влияния, по крайней мере, на своих собственных подчиненных. Однако сейчас повсеместно признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается это влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, т.к. никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.

     В условиях организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или  иной человек, в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить следующей формулой: уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б равно степени зависимости лица Б от лица А.

         2.3.4. Власть подчиненных.

     Обычно  руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят  от него в таких вопросах, как  повышение зарплаты, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий и т.п. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, т.к. последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег и способность подчиненных выполнять задания. Ярким примером власти подчиненных над руководителем является исключительно благоприятные контракты, которые могут получить известные артисты и спортсмены. Их начальство, конечно, предпочло бы не выплачивать никому большие деньги, т.е. сумму, намного превышающую их собственный заработок. Однако у них почти нет выбора, т.к. их организация и, следовательно, они сами в большей степени зависят от этих лиц в достижении своих целей, а конкуренция популярных видов спорта очень велика.

     Руководитель  должен сознавать, что поскольку  подчиненные часто тоже обладают властью, использование им или ею в одностороннем порядке своей  властью в полном объеме может  вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать свою собственную власть. А это, в свою очередь, может привести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти: достаточный для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и, отсюда, непокорность. 
 

         2.3.5.«Власть  коллег»

     Кроме подчиненных, над руководителем  могут иметь власть его коллеги. Например, если руководитель по финансовым или производственным вопросам зависит от услуг отдела по обработке данных, начальник этого отдела будет иметь над ним некоторую власть. Возросшее значение компьютеров в организациях привело к тому, что возросла власть персонала отделов обработки данных. Чем больше необходимой информации, ресурсов или услуг один руководитель дает другому, тем больше его или ее власть над этим другим руководителем. Поскольку секретари начальника, как правило, знают, с кем нужно общаться, чтобы получить конкретную информацию, то они также держат в руках значительную долю власти.

     Руководитель  может увеличить свою власть, дав  другим возможность увидеть, что  они зависят от него в вопросах ресурсов, необходимых для их работы. Эти ресурсы могут означать доступ к данным персонам, информации, услугам, деньгам, нужным собраниям и т.д.

     Дейвид  Мак Клеланд, чьи исследования показывают, что эффективный руководитель имеет  большую потребность во власти, также  отмечает, что эффективный руководитель никогда не будет проявлять свою власть в приказной, ожидающей подчиненных манере. Наоборот, позитивное или социализированное лицо, осуществляющее власть, скорее заботится о реализации групповых целей, помощи группе в их определении, обеспечивая группу средствами их достижения, оказывая членам группы поддержку, утверждая для каждого объем его компетенции.

     Последний пункт подводит нас ко второй составляющей эффективной системы управления - эффективности исполнения принятых решений подчинёнными.

         2.3.6. Оценка эффективность  решений и ее коррекции.

     Степень эффективности, принимаемых руководителем  решений зависит от его компетенции  и опыта, всестороннего информационного  обеспечения, а так же высокой  личной мотивации принятия наиболее эффективных для предприятия  решений.

     Будем считать, что руководитель, поставленный управлять предприятием, обладает необходимыми знаниями и руководящими навыками. Это, своего рода, необходимое, но не достаточное условие принятия наиболее эффективных управленческих решений. Топ-менеджер должен обладать также всей полнотой актуальной, детальной информации относительно всех аспектов решаемой задачи. Но это не значит, что руководитель должен лично пытаться объять необъятное и досконально изучать все тонкости, на это может уйти много времени, а оно у топ менеджеров чрезвычайно дорогое. Но даже если управленец досконально разбирается во всех мелочах, он всего лишь человек и не застрахован от ошибок, субъективности мышления и консервативности идей и подходов. Для решения этой проблемы к принятию важных управленческих решений возможно привлечение наиболее квалифицированного в области решаемой задачи персонала: руководителей и специалистов. При этом роль привлекаемых сотрудников может не ограничиваться чисто совещательной функцией. В дальнейшем они же могут стать исполнителями некоторых подзадач в рамках общей стратегии в пределах своей компетенции. Назовём этот управленческий феномен – «партнёрством». При этом, предоставив подчинённым определённую свободу действий в формулировании и решении этих подзадач, делегировав им необходимые полномочия и возложив соответствующую ответственность, топ менеджер решает сразу несколько проблем:

Информация о работе Власть и эффективность работы фирмы