Виды социального обслуживания. Дома престарелых и социальная помощь на дому

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 08:48, контрольная работа

Описание работы

В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и принципы социального обслуживания…………………..4-13
1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения……4-8
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности………………………....................................8-13
2. Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами……………………………………………………………….14-28
2.1. Технологии социальной работы в системе учреждений социального обслуживания………………………………………………………….14-19
2.2. Профессиональные навыки социального работника при проведении беседы с клиентом……………………………………………………..19-24
2.3. Оценочный анализ и ведение записей в социальной работе……....25-28
3. Содержание пожилых людей в домах-интернатах………………….29-36
3.1. Характеристика контингента проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов……………………………………………..33-35
3.2. Территориальный центр социального обслуживания пенсионеров и социальное обслуживание на дому…………………………………..35-36
Заключение…………………………………………………………………..37-38
Список литературы………...…………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

ИТОГ контрольная работа по соц. политике.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     Гипотетические  вопросы типа: «А что было бы, если ...?» могут еще более прояснить ситуацию, а вопросы, когда предлагается описать идеальное решение проблемы (с позиции клиента) могут предложить решение проблемы. Вопросы, ставящие проблему, предпочтительнее готовых ответов. У людей обычно свои взгляды на вещи и свои идеи.

     Хороший социальный работник обладает следующими шестью качествами:

     1. Симпатия или понимание - попытка  видеть мир глазами другого  человека.

     2. Уважение, реагирование на проблему  клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.

     3. Конкретность, четкость, чтобы тот,  кто консультируют максимально  четко понимал проблему.

     4. Знание самого себя и оказание  другим помощи в познании себя.

     5. Искренность, умение вести себя  естественно во взаимоотношениях с клиентом.

     6. Сиюминутность, иметь дело именно  с тем, что происходит в настоящий  момент встречи [8. с.340].

     Представляют  особую трудность для начинающих социальных работников умение определить, какие у них могут встретиться сложности в общении и, соответственно, какие навыки необходимо продолжать практиковать.

     Исходя  из этого, при работе с клиентами  социальному работнику можно  дать следующие рекомендации:

  • необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин поведения человека;
  • иметь навык межличностного общения;
  • умело задавать вопросы;
  • пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

     Обретение навыков посещения клиентов, понимания  специфики их жизни, навыки задавания  вопросов, решения проблем, планирования действий – все это далеко не просто. Чтобы стать опытным советчиком (консультантом) мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные приемы и методы работы.

2.3 Оценочный анализ  и ведение записей  в социальной работе

     Важной  чертой работы с отдельными клиентами, в частности с пожилыми людьми и инвалидами, является оценочный  анализ. Оценочный анализ – это  продолжительный процесс, целью  которого является понимание людей  во взаимосвязи с окружающей их средой: это основа планирования того, что необходимо сделать, чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние человека или окружающей его обстановки [7. с.334]. Навык проведения оценочного анализа, получения результатов зависит от административного таланта социального работника в совокупности с навыками человеческих взаимоотношений. Для такой работы нужен человек, который может организовать, систематизировать и проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко чувствовать обстановку и быть способным понять уникальность каждой конкретной ситуации. Основные данные, такие как факты, очень важны, но не менее важны мысли, чувства и интуиция социального работника.

     Иногда  начинающие путают термины «оценка» и «оценочный анализ». Разница между  ними заключается в том, что оценочный анализ представляет собой исследовательский процесс изучения, а не просто оценку, т.е. не составление досье на кого-то для представления в суд, а длительный процесс постоянного накопления данных, включающий анализ мыслей, чувств клиента для того, чтобы сформулировать план его «лечения».

     Традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей, разделяющие цели и  средства.

     Хорошие практические результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, ориентированного лишь на социальные услуги. Такой более широкий подход позволяет увидеть недостатки системы услуг и возможно, устранить их.

     Разумеется, анализ такого рода в отношении лиц  пожилого возраста и инвалидов может побудить к усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится. Иллюстрацией этому может быть такой пример: группа старых людей, которые пренебрегали едой оттого, что у них не было аппетита или они не могли готовить себе сами, или забывали поесть, стали собираться вместе в доме помощи по месту жительства, где им выдавались обеды, и эта служба была создана специально для них.

     В реальности, конечно, следование принципу удовлетворения потребностей невозможно, если не хватает ресурсов. В социальной работе мы всегда находимся в ситуации, когда потребности превышают средства, поэтому многие службы при оказании помощи придерживаются принципа приоритета.

     Исследования, касающиеся того, что должно быть выявлено в процессе оценочного анализа показывают, что, в зависимости от конкретных обстоятельств данного клиента, собирается большой объем информации социального, психологического, экономического, политического и духовного плана, характеризующей сущность индивида.

     Оценочный анализ – это процесс отбора, организации, разделения на категории  и синтезации данных. Он возможен в  результате систематического и тщательного  рассмотрения потребностей клиента, а  не просто оказания возможных услуг. Используемыми методами могут быть: вопросы, самооценка, ролевая игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.

     Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного отношения  социального работника. Чтобы избежать этого следует проводить перекрестные проверки данных.

     Исходя  из этого, можно рекомендовать:

     1. Развивать самоконтроль при рассмотрении  полученных данных;

     2. Быть способным противостоять  обладающим более высоким статусом  или властью и выступать против  их мнения, если это необходимо;

     3. Рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний.

Междисциплинарные оценочные анализы. Главной целью  обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он также ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода. В связи с этим, менеджер (тот, кто руководит работой с конкретным клиентом) организует и координирует проведение междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых людей, это может происходить на дому, в дневном центре или больнице.

     Ведение записей, ранее считавшееся рутинной обязанностью, отнимающей время от контрактов с клиентами, начинает признаваться как основное умение, причем в ведении записей, где возможно, принимают участие и клиенты. В записях фиксируются водные факты, свидетельства, чувства, решения, предпринятые и планировавшиеся действия, мониторинг, обзор, оценочный анализ и значимая информация. Они могут принимать форму детального отчета, обстоятельного обобщения каждого факта и контакта, форму для записей, в которой записывается закодированная информация, или могут включить в себя длинные социальные истории, программы индивидуальных планов.

     Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг.

     Одной из трудностей для начинающих социальных работников является определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться.

     Неопытность ведет к длинным отчетам, в  которых много лишнего и не хватает качественной информации.

     Как минимум в записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации; доступные  и необходимые источники и ресурсы; краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.

     Систематические записи ведутся по четырем отдельным  разделам: документ оценки, карта мониторинг, формы для периодических записей, информация о расходах. Документ оценки может быть создан для сохранения баланса между структурной заранее закодированной информацией и для записей личных характеристик каждого клиента пожилого возраста. Его шесть секций охватывают такие основные записи как: возраст, адрес, источник обращения, формальные и неформальные контакты, включая информацию от помощников по дому и государственных служб, жилищные и финансовые условия и также такие детали как отопление, канализация, выплаты; возможность справляться с основными ежедневными обязанностями: уход за собой, работа по дому; физическое и умственное здоровье отражается в пятом и в шестом разделах, сюда обычно относится и невозможность двигаться, головокружение, недержание, интеллектуальная неполноценность, отношение клиента к помощи, включая услуги неформальных помощников [7. с.250].

     Карта мониторинга состоит из одного листа, на котором изображена матрица – 7 дней недели. По вертикали – дни  недели, по горизонтали –критические периоды дня, такие как часы приема пищи, время сна.

     Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период кризиса или перемен. В них входят детали, касающиеся самих проблем и достигнутых изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные ресурсы.

     Четвертым документом является информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, «обед на колесах», дневной уход и уход в учреждениях. Эта информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей. Каждая страница охватывала стоимость содержания каждого клиента за квартал каждого года.

     Итак, оценочный анализ – это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных, а ведение записей начинает признаваться как основное умение, где возможно, принимают участие их клиенты. 
3. СОДЕРЖАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ДОМАХ – ИНТЕРНАТАХ.  
 
         Одним из проявлений заботы государства о престарелых гражданах является создание в стране специальных учреждений, предназначенных для жизни в них пожилых и нетрудоспособных людей. Называются они по-разному: дома для престарелых и инвалидов, дома-интернаты, пансионаты ветеранов труда и т.д. Престарелых людей, не создавших семью либо потерявших близких, много. Немало и тех, кто имеет родственников , но по различным причинам утратил с ними связь. По существу, и те и другие коротают старость одни и испытывают равные трудности , среди которых самая тяжелая - одиночество. Есть также часть пожилых людей, которые хотя и имеют семью, но по различным причинам не могут жить в ней, например вследствие болезни. Для таких граждан и созданы дома-интернаты. 
Дом-интернат - медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного пребывания в нем престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Сравнительно недавно стало практиковаться создание в домах-интернатах отделение для временного проживания старых и нетрудоспособных людей. Они могут проживать в этом учреждении от 2 до 6 месяцев в связи, например, с выездом их родственников в длительные командировки или продолжительной болезнью. Сюда же помещаются по направлению врача одинокие старые люди, которые прошли курс лучения в больнице, но ещё недостаточно окрепли и для полного выздоровления нуждаются в уходе и медицинском наблюдении. 
Все дома-интернаты в зависимости от контингента проживающих в них граждан подразделяются на три вида : дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома- интернаты для инвалидов и пансионаты для ветеранов труда. Особый вид - психоневрологический пансионат. В доме - интернате первого вида проживают как престарелые, так и инвалиды, не достигшие престарелого возраста, а в доме-интернате второго вида - только инвалиды в возрасте от 18 до 40 лет. Пансионат для ветеранов труда предназначен для проживания в нём граждан, длительное время трудившихся на производстве. В психоневрологическом интернате живут престарелые и инвалиды, страдающие определенными хроническими психическими заболеваниями. В дом-интернат для престарелых и инвалидов принимаются пожилые граждане, достигшие пенсионного возраста, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону содержать их. Отдельные престарелые и инвалиды, имеющие трудоспособных родственников, могут быть приняты в дома-интернаты в порядке исключения по решению руководящих органов социальной защиты населения. Приему подлежат престарелые и инвалиды, нуждающиеся по состоянию здоровья в бытовом обслуживании, уходе и медицинской помощи при отсутствии у них показаний к стационарному лечению в учреждениях здравоохранения. 
           Противопоказанием к направлению в учреждения данного типа являются психические заболевания, за исключением неврозов, неврозоподобных состояний при соматических заболеваниях, легкой степени дебильности, судорожных синдромов различной этиологии с редкими не более одного раза в 2 - 3 месяца припадками, без слабоумия и выраженных изменений личности. К общим противопоказаниям относятся также инфекции, онкологические заболевания, алкоголизм и наркомании.  
Прием в дом-интернат производится по путевке органов социальной защиты населения. Ее выдают на основании заявления о приеме в дом-интернат и медицинской карты, оформленной районным отделом соц. обеспечения и лечебно-профилактическим учреждением, справки ВТЭК. При наличии свободных мест престарелые и инвалиды могут быть приняты на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев на общих основаниях. Путевку выдают на основании тех же документов, которые предусмотрены для направления в дома-интернаты для постоянного проживания. В зависимости от конкретных условий лиц, принимаемых на временное проживание, размещают как в общих, так и в специально созданных для этих целей отделениях. В тех случаях, когда в интернат принимают супругов, им предоставляют отдельную комнату. В настоящее время в ряде городов организованы платные пансионаты для престарелых граждан, в которых стационарную специализированную медицинскую помощь оказывают лечебные учреждения органов здравоохранения. Расходы по содержанию престарелых граждан в пансионате покрывают за счет вносимой в установленном размере ежемесячной платы. Обычно финансирование осуществляют родственники или лица, обязанные по закону содержать их. В платные пансионаты не подлежат зачислению лица, страдающие психическими, инфекционными и онкологическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, а также с заразными формами кожных, венерических заболеваний и туберкулеза. 
Престарелые граждане, изъявившие желание проживать в платном стационаре, лично или через отдел социальной защиты населения предоставляют на рассмотрение комиссии следующие документы: личное заявление о зачислении в пансионат; личное обязательство, либо обязательство одного из детей или других лиц, обязанных по закону содержать его, о внесении платы в установленные сроки за содержанием в пансионате с указанием суммы ежемесячной платы и подписью, засвидетельствованной нотариусом; справку о прописке; справку лечебного учреждения о состоянии здоровья; справку отдела социальной защиты населения о размере получаемой пенсии или справку о заработке лица представившего обязательство о внесении платы в установленные сроки за содержание престарелого гражданина в пансионате.  В психоневрологический пансионат принимаются престарелые и инвалиды I - II групп, страдающие определенными психическими заболеваниями и нуждающиеся по состоянию здоровья вместе с этим в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи. Они помещаются в такой интернат независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их содержать, или нет. Обязанности дома-интерната определяются его задачами и функциями, которые установлены положением. Перечислим основные задачи дома-интерната: материально - бытовое обеспечение проживающих, создание для них благоприятных условий жизни, приближённых к домашним; организация ухода за проживающими, оказание им медицинской помощи, проведение культурно-массовой работы; осуществление мероприятий, связанных с социально-трудовой реабилитации инвалидов.  
Исходя из этих задач, проживающие в доме-интернате получают благоустроенное жильё с мебелью и инвентарём, постельные принадлежности, одежд, обувь; им предоставляется питание, в том числе диетическое; осуществляется диспансеризация и лечение; организуется консультативная медицинская помощь специалистов, а также госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактических учреждениях; они обеспечиваются при необходимости слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, а также “малыми” средствами передвижения; для проживающих проводятся различные культурно-массовые мероприятия; проводится активизирующая терапия и т. д.  
Организация медицинской помощи в доме-интернате имеет особенности, так как возможности этих учреждений ограничены.  Должна быть преемственность в работе врачей дома-интерната и ЛПУ. 
Наиболее сложными для лиц пожилого возраста являются первые месяцы пребывания в доме-интернате. Обследована группа пожилых людей 432 человека в начальном периоде адаптации их в этих учреждениях. Наблюдение проводилось в течение 6 месяцев. Все были осмотрены трижды - при поступлении, через 1 месяц и через 6 месяцев пребывания в домах-интернатах Москвы. Указанные сроки осмотров были обусловлены тем, что именно в эти временные периоды пожилые люди оказываются в кризисных ситуациях. Впервые дни это связано с поступлением в дом-интернат с переменой места жительства, сменой жизненного стереотипа, осознанием необходимости посторонней помощи, опеки. В течение одного месяца пребывания в доме-интернате решается вопрос расселения в жилых комнатах. При этом возникают вопросы межличностных отношений, психологической совместимости. Через 6 месяцев пребывания пожилого человека в доме-интернате окончательно решается вопрос о его прописке. Все это негативно сказывается на состоянии здоровья пожилых, создает препятствия для адаптации их в новых условиях. При изучении потребности в медицинской помощи установлено, что для пожилых людей в начальном периоде адаптации наиболее актуально поддерживать медикаментозное лечение 89,5 %; диспансерное наблюдение 76,8 %; лечебная физкультура 57,9%; 25% нуждаются в психиатрической помощи. В расчете на 100 человек: терапевтов 0,51;  невропатологов 0,4;  психиатров 0,3. Другие специалисты могут быть привлечены из территориальных ЛПУ. Всех нуждающихся ставят на диспансерный учет в соответствии с группой заболевания и организовывают наблюдение за ними в первые 2недели ежедневно, в последующие 2 месяца не реже 1 раза в неделю, а далее в течение 6 месяцев не меньше одного раза в 2 недели. Устранение отрицательных факторов влияющих на проживание пожилых в доме-интернате таких как: стрессы, малая информированность о внешнем мире, гиподинамия, скученность ( при норме 7 кв. М на человека часто в наличии 4 - 5 кв. М ), можно выполнить следующим образом: CМИ, беседы, читки, стенды; создание комфортной среды, сохранение одежды взятой из дому. Нужно дать вновь поступившему психологическую установку на новый образ жизни, особенно важно как можно больше активизировать старых людей, выявлять среди них лидеров, которые могут помочь в деле.
 

3.1. Характеристика контингента проживающих в домах – интернатах для престарелых и инвалидов. 
            В нашей стране группировка старших возрастов представлена следующим образом: от 60 до 74 лет - пожилой, 75-89 - старческий, 90 лет и старше - долгожители. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов лица пожилого возраста составляют 36,8 %, старческого - 56,9 % и долгожители - 6,3 % от всего контингента проживающих 60 лет и старше. Количество женщин более чем в два раза превышает численность мужчин (73,1 % и 26,9 % соответственно). Среди всех этих людей нет практически здоровых. Так лица пожилого возраста, в среднем, 6,8 заболеваний, старческого - 7,7, а долгожители - 8,5 на каждого. Преобладают болезни системы кровообращения, на втором месте находятся болезни костно-мышечной системы, далее - нервной и органов чувств, и менее часто болезни органов дыхания и пищеварения. Состояние здоровья включает ещё две качественные характеристики: двигательную активность и способность к самообслуживанию. Установлено, что полностью обездвиженные ( 14,8 % ) и передвигающиеся в пределах комнаты ( 29,8 % ) составляют около половины всех проживающих. Среди вновь поступивших за последние два года эта категория лиц составляет 70,9 %  что свидетельствует о значительном утяжелении людей , которых направляют в учреждения социальной защиты. 
По отношению к проживающим в домах-интернатах рекомендуется введение дифференцированных режимов адаптации на каждом клиническом отделении.

  1. Режим общественно-трудовой занятости. Он направлен на поддержание личной активности, способствует реализации интересов, знаний, установок, потребности в общении. Это социально активные люди, которые заняты во всех аспектах жизни учреждения.
  2. Лечебно активирующий режим . Его назначают для поддержания полезных навыков и умений, оживления общения и бытовой адаптации. В реализации этого режима большую роль играют культработники, библиотекари, инструкторы лечебной физкультуры и трудовой терапии.
  3. Лечебно-охранительный режим. Осуществляет его медицинский персонал для поддержания функциональных способностей и отправления физиологических функций индивидуально по отношению к каждому проживающему.

     Указанные режимы приводят в соответствии с  уровнем активности престарелых, что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-психологической адаптации. Правительством РФ 15 апреля 1995 года принято постановление N338 “О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов”. Предусмотрено направление в такие учреждения граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а так же престарелых или инвалидов, ранее судимых или привлекавшихся к административной ответственности за нарушения общественного порядка, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством.

Информация о работе Виды социального обслуживания. Дома престарелых и социальная помощь на дому